Введение
1 Теоретические основы изучения гендерных особенностей копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости
1.1 Основные подходы к изучению совладающего поведения личности в стрессовой ситуации
1.2 Особенности копинг-поведения в период ранней взрослости
1.3 Гендерная идентичность
2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Первичный эмпирический материал
Реферат
Курсовая работа 32 страницы, 4 таблицы, 4 рисунка, 30 источников, приложение
Ключевые слова: копинг-поведение, стрессовая ситуация, период ранней взрослости, гендерные особенности, феминность, маскулинность, андрогинность
Объект исследования: копинг поведение в стрессовых ситуациях.
Предмет исследования: гендерных особенностей копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости.
Цель работы: выявить гендерные особенности копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости.
Задачи исследования:
а) провести теоретический анализ научной психологической литературы по исследуемой теме;
б) провести эмпирическое исследование гендерных особенностей копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости;
в) описать и проанализировать полученные результаты исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, метод обобщения и систематизации, тестирование (методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях, адаптированный вариант Т.А. Крюковой; методика «Стратегии поведения в конфликтной ситуации А.К. Казанцева, В.И. Подлесных, Л.С. Серовой; методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS, адаптированный вариант Н. Водопьяновой и Е. Старченковой); опросник «Диагностика маскулинности-феминности» С. Бем), количественный и качественный анализ, методы статистической статистики (критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена).
Выводы: проведен теоретический анализ научной психологической литературы по исследуемой теме; проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости; описаны и проанализированы полученные результаты исследования.
Теоретическая значимость: обобщение и систематизация основных подходов к изучению совладающего поведения личности в стрессовой ситуации; расширение представлений об особенностях копинг-поведения в период ранней взрослости.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологом в работе с людьми в период взрослости по оптимизации их копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
Область применения: семейная психология, педагогическая психология, психология межличностного общения, социология.
Введение
Актуальность исследования. Трансформация общества влечет за собой неизбежные перемены в формах социальной организации, главными субъектами которой выступают мужчина и женщина. Личность каждого человека, мужчины и женщины, испытывает значительное воздействие со стороны общества и культуры, в границах которого она существует. Личность вынуждена приспосабливаться к социальным условиям, но в то же время может активно воздействовать на них. В связи с этим в последние годы становится актуальным изучение гендерных особенностей в период ранней взрослости.
В последние десятилетия в психологических исследованиях, посвященных изучению социально-психологических процессов, происходящих в стрессовых ситуациях, все чаще упоминается феномен совладающего поведения. В зарубежной психологии проблеме копинг-поведения уделяется значительное внимание. Особый научный интерес представляет поведение личности в стрессовых ситуациях, которые неизбежно возникают в процессе жизнедеятельности.
Способы разрешения внутренних противоречий выполняют такую важную функцию как совладание с неопределенными, стрессовыми или конфликтными ситуациями, которые содержат в себе противоречия между требованиями социума индивидуальностью человека, что, безусловно, не проходит бесследно в процессе его жизни.
То, как человек реагирует на неблагоприятные жизненные обстоятельства и стрессовые ситуации, во многом определяет степень гармоничности развития его индивидуальности.
В зарубежной психологии проблема копинг-поведения является достаточно изученной (V. Tschuschke, G. Karadaglis, K. Evangelou, K. Sesar, N. Simic, M. Barisic). В отечественной литературе работы по проблеме совладающего поведения стали появляться не так давно. Среди отечественных авторов, которые занимались данной проблемой, можно назвать следующих: Л.И. Анцыферова, Е.Р. Исаева, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.Г. Малкина-Пых, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Сирота, С.А. Станибула, В.М. Ялтонский и др.
Гендерной пробелматикой занимались такие ученые как С. Бем, Ш. Берд, И.С. Бубнова, А.В. Дресвянина, Е.Н. Каменская, И.С. Кон, И.А. Кириллова, И.С. Клецина, С.Д. Матюшкова, Т.П. Машихина, Е.И. Рогов, Л.И. Столярчук, Н.Ю. Флотская, Э. Эриксон и др.
Анализ современной отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема изучения гендерных особенностей копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости является недостаточно освещенной. Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью пролемы.
1 Теоретические основы изучения гендерных особенностей копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости
1.1 Основные подходы к изучению совладающего поведения личности в стрессовой ситуации
Понятие «преодоление («coping») означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. В психологической литературе встречаются различные термины, которыми обозначаются стратегии преодоления стресса. Преодоление – это индивидуальный способ взаимодействия личности с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни и ее психологическими возможностями. Главной задачей преодоления является удержание индивида в состоянии психического равновесия, если он попадает в напряженную, экстремальную ситуацию [1, с. 24].
Совладающее поведение является целенаправленным поведением, позволяющим индивиду справляться со стрессом и трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации. Под стрессовой ситуацией понимается ситуация, влекущая за собой эмоциональное напряжение в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды [2, с. 49].
Неопсихоаналитический подход совладающего поведения основан на идеях З. Фрейда. В рамках данного подхода копинг-процессы отождествляются с эго-процессами, которые направлены на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Когда личность не способна к адекватному преодолению проблемы, то включаются защитные механизмы, которые способствуют пассивной адаптации. Они являются ригидными, дезадаптивными способами совладания с проблемой, которые препятствуют адекватной ориентации личности в реальной действительности. В целом, копинг и защита функционируют на основе одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем [3, с. 127].
Диспозиционный подход объясняет копинг в терминах личностных черт. Поведение индивида в определенной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. Особенности личности во многом детерминируют определенную предрасположенность человека реагировать похожим образом в преодолении различных трудностей. Диспозиционный подход определяет копинг-стратегии через личностные особенности. Представители диспозиционного направления выделяли взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с копинг-
2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проходило на базе ГУ «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. Всего в исследовании приняли участие 60 студентов 5 курса, из них 30 юношей и 30 девушек. Возраст испытуемых составлял от 23 до 24 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) выявление гендерных особенностей копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости посредством тестирования;
3) обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Цель эмпирического исследования: выявить удовлетворенность супружескими отношениями в связи с типом семейной структуры.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) определить тип гендерной идентичности в период ранней взрослости;
2) выявить стратегии копинг-поведения в стрессовой ситуации у студентов с различным типом гендерной идентичности;
3) определить склонность к использованию пяти основных стратегий в конфликтной ситуации у студентов с различным типом гендерной идентичности;
4) выявить модели преодолевающего поведения у студентов с различным типом гендерной идентичности;
5) выявить связь между типом гендерной идентичности и стратегиями копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования: существует связь между типом гендерной идентичности и стратегиями копинг-поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы статистической статистики.
Методики исследования:
1. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.А. Крюковой).
2. Методика «Стратегии поведения в конфликтной ситуации (А.К. Казанцев, В.И. Подлесных, Л.С. Серова).
Заключение
В настоящей работе были выявлены гендерные особенности копинг поведения в стрессовых ситуациях в период ранней взрослости.
В ходе теоретического анализа литературы установлено, что совладающее поведение является попыткой преодоления кризисной ситуации и реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Копинг-стратегии являются набором действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе стрессовой ситуации. Психологическое преодоление может быть активным (целенаправленное устранение или ослабление влияния стрессовой ситуации) и пассивным (использование различных механизмов психологической защиты). Стратегиями преодоления кризисной ситуации являются: решение проблемы; изменение собственных установок в отношении ситуации; перетолкование ситуации, ее переоценка; выражение чувств с целью уменьшения эмоционального напряжения, поддержания аффективного равновесия.
Копинг-поведение в период ранней взрослости имеет ряд особенностей. В этом время перед человеком стоит задача создания семьи, что влечет за собой его вхождение в семейный копинг. Выбор копинг-стратегии в стрессовой ситуации зависит от личностных особенностей взрослого человека. Для периода взрослости на всех его этапах наиболее ценный ресурс в совладающем поведении – это способность осознавания собственной психологической реальности, принятие данной реальности, понимание собственных возможностей и ограничений в различных сферах своей жизни. Успешное преодоление стрессовой ситуации может явиться фактором личностного роста взрослого человека. Эмоциональный дистресс активизирует процесс размышления о случившийся ситуации и решение проблемы, что в дальнейшем приводит к тому, что индивид приступает к более зрелым размышлениям о полученной травме и ее влиянии на его жизнь.
Гендерная идентичность представляет собой базовую структуру социальной идентичности, которая формируется в результате интериоризации мужских и женских черт в процессе взаимодействия «Я» и других в ходе социализации. Гендерная идентичность имеет сложную структура и включает когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Гендерная идентичность выполняет функции обеспечения внутренней согласованности, интерпретации социального опыта, соотнесения своих способностей с возможностями, предоставляемыми социумом, регуляции поведения и деятельности. Содержание гендерной идентичности раскрывается через понятия маскулинности и феминности. Индивид может обладать определенным набором маскулинных и феминных качеств, которые
1 Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20-51.
2 Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А., 2010. – 296 с.
3 Останина Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127-130.
4 Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
5 Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал / Л.И. Анцыферова. – 1994. – №1. – С. 45-49.
6 Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
7 Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.
8 Станибула, С.А. Психология совладающего поведения: состояние и перспективы / С.А. Станибула // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2016. – № 2 (95). – С. 52-56.
9 Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
10 Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Обозреватель психиат. и мед. психологии. – 1993. – № 1. – С. 125-128.
11 Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 382 с.
12 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
13 Трещенкова, Е.М. Самореализация и копинг-механизмы у взрослых с разной степенью осмысленности жизни / Е.М. Трещенкова, И.Б. Дерманова // Научные исследования выпускников фак-та психологии СПбГУ. –2013. – № 1. – С. 238-243.
14 Tschuschke, V., Psychological Stress and Coping Resources during Primary Systemic Therapy for Breast Cancer / V. Tschuschke, G. Karadaglis, K. Evangelou // Results of a Prospective Study. Geburtshilfe Frauenheilkd. – 2017. – № 77 (2). – Р. 158-168.
15 Sesar K., Multi-type Childhood Abuse, Strategies of Coping, and Psychological Adaptations in Young Adults / K. Sesar, N. Simic, M. Barisic // Croat Med J. –2010. –51(5). – Р. 406-416.
16 Борисова, Н.М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н.М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216-218.
17 Куфтяк, Е.В. Развитие психологии семейного совладания / Е.В. Куфтяк // Вестник КГУ. – 2013. – № 3, Т. 19. – С. 139-143.
18 Дерманова, И.Б. Совладающее поведение как механизм развития личности / И.Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14-18.
19 Дементьева, Л.В. Субъективная оценка профессиональных стрессоров и совладающее поведение в период взрослости: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Л.В. Дементьева. – Санкт-Петербург, 2010. – 22 с.
20 Чекалина, А.А. Гендерная психология / А.А. Чекалина. – М.: Ось-89, 2006. – 256 с.
21 Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – С. 277-280.
22 Пашукова, Т.И. Теоретический анализ становления понятий гендера и гендерной идентичности в психологии / Т.И. Пашукова, А.С. Теракопова // Вестник МГЛУ. – 2012. – № 7 (640). – С. 26-32.
23 Шишлова, Е.Э. Трансформация гендерной идентичности: социально-психологический аспект / Е.Э. Шишлова // Вестник МГИМО университета. – 2012. – № 1. – С. 205-209.
24 Берд, Ш. Теоретизируя маскулинности: современные тенденции в социальных науках / Ш. Берд // Гендерные исследования. – 2000. – № 14. – С. 5-33.
25 Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. − М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
26 Дресвянина, А.В. Понятие «гендерная идентичность»: сущность и основные исследовательские подходы / А.В. Дресвянина // Вестник СФУ. – 2009. – № 4. – С. 115-119.
27 Романовская, В.С. Гендерная идентичность и гендерные стереотипы / В.С. Романовская // Теория и практика общественного развития. – 2005. – № 2. – С. 63-66.
28 Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.А.Крюковой) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.– М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 442-444.
29 Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 265 с.
30 Полоролевой опросник (С.С. Бем) / Под ред. И.С. Клециной // Практикум по гендерной психологии. – М., 2003. – С. 277–280.