1. Основы межличностных конфликтов
1.1. Межличностные конфликты, проблемы межличностных конфликтов
1.2. Понятие конфликт психологической литературы
2. Особенности межличностных конфликтов в семьях
2.1. Характеристика малой группы «семья»
2.2. Способы разрешения преодоления конфликтов в трудах отечественных психологов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. В современном обществе одной из самых главных проблем является поддержка психического состояния семьи, которая должна определять ее способность и готовность справляться с трудностями, с которыми она сталкивается. Исследования К. Витека К. и В. Будаховой, показывают на то, как влияют семейные конфликты на удовлетворенность супругов семейной жизнью, взаимоотношения между членами семьи и психологический климат в общем. Семейные конфликты в семье, как правило заканчиваются разводами супругов, так как они не могут разрешить конструктивно спор, не умеют слушать и слышать друг друга, уходят от конфликтов. Большинство супругов испытывают трудности в разрешении семейных конфликтов, в низком уровне осознания причины конфликтов, обладают несогласованностью личных притязаний, ожиданий в браке и способны давать негативную оценку личностных качеств супруга.
Наиболее частыми и значимыми психологическими проблемами современных семей, по мнению ученых являются следующие: чувства агрессии и ненависти, финансовые проблемы, отсутствие единой цели, ценностей семьи, отсутствие общения и совместного досуга, супружеская неверность, асоциальные и адиктивные формы поведения супругов.
Семейные конфликты в семейной системе подразделяются между: родителями и детьми, супругами, супругами и родителями одного из супругов, бабушками (дедушками) и внуками.
Как правило, основной причиной бракоразводного процесса являются семейные конфликты. По результатам исследований статистических данных процентное соотношение разводов из - за семейных конфликтов насчитывается 85 - 90 % от общего числа разводов. Только 10 – 15 % белорусов расходятся мирно [3, с.15].
Возникновение семейных конфликтов связано с неудовлетворенностью и взаимностью индивидуальных потребностей членов семьи. Чаще всего семейные конфликты отличаются повышенной эмоциональностью, временными границами протекания конфликтного процесса, процесс которого нарастает до максимума, и определяется как эскалация конфликта.
1. Основы межличностных конфликтов
1.1. Межличностные конфликты, проблемы межличностных конфликтов
Межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами. Межличностные конфликты можно классифицировать: по сферам существования, по своему эффекту и функциональным последствиям, по критерию реальности или истинности-ложности.
1. По сферам существования конфликты делятся на: деловые, семейные, имущественные, бытовые и др. Основные сферы влияния межличностных конфликтов: семья, коллектив (организация), общество (государственные учреждения, улица, общественный транспорт и т. п.).
2. По своему эффекту и функциональным последствиям конфликты бывают: конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные).
К конструктивным функциям межличностных конфликтов относят:
- Познавательная. Межличностный конфликт вскрывает наличие конкретных противоречий в межличностных взаимоотношениях, которые ранее были скрыты и ими не осознавались.
- Функцию развития. При соблюдении этических норм в процессе конфликтного взаимодействия межличностный конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимоотношений, способствует развитию взаимопонимания между подростками, развивает их социальный интеллект [4, c. 76].
- Инструментальная. Межличностный конфликт – основной инструмент разрешения межличностных противоречий.
- Перестроечная. Рационально разрешенный межличностный конфликт выводит межличностные взаимоотношения на новый уровень, снимает факторы напряженности, способствует развитию взаимопонимания.
К деструктивным функциям межличностных конфликтов относят:
- Разрушение существующей совместной деятельности.
- Ухудшение или развал отношений.
- Негативное самочувствие участников.
- Низкая эффективность дальнейшего взаимодействия и др.
3. По критерию реальности или ложности конфликты бывают:
-«Подлинный» – существует объективно и воспринимается адекватно.
- «Случайный» или «условный» – зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами.
- «Смещенный» — когда имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основе явного.
- «Неверно приписанный» — между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы.
2.Особенности межличностных конфликтов в семьях
2.1. Характеристика малой группы «семья»
Семья - это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
В данном определении можно выделить две особенности, которые важны для понимания психологических закономерностей функционирования семьи:
1. Эффективность функционирования семьи зависит от решения проблем, с которыми она сталкивается: специфика общения между членами семьи, распределение лидерства, отношения семьи с социальным окружением, с прародительской семьей и разрешение конфликтов. Решение подобных проблем составляет социально-психологический аспект изучения семьи, как социальной группы.
2. Высокая эмоциональная перенасыщенность отношений между членами семьи (любовь, привязанность, принятие, зависимость, негативизм, отвержение) подчеркивает особый характер семьи, как малой социальной группы [4, c.16].
Семья, как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. В семье формируются не только основы личности, но и происходит приобщение к духовным ценностям, моральным нормам, что дает возможность для человека повышать уровень образованности и обогащать свой внутренний мир.
Семья, как любая система, реализует ряд функций, отражающих не только специфику семьи, но и ее культурно-историческое развитие, своеобразие этапов жизненного цикла. Проанализировав работы таких авторов, как Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Целуйко В.М., Харчев А.Г. Мацковский М.С, Насырова Р. С.
Заключение
Таким образом, мы определили, что возникновение семейных конфликтов зависит от неудовлетворении потребностей супругов. Острота конфликтной ситуации зависит от личностных особенностей членов семьи, уровня взаимоотношений, от выбранной стратегии разрешения конфликта.
Разрешение конфликтов зависит от использованных членами семьи способов: конструктивное и деструктивное разрешение конфликтов. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций приводит к укреплению семейных связей, стабилизации взаимоотношений, развитию каждого члена семьи. Деструктивное разрешение конфликтных ситуаций может приводить к разводам, к изменам, к формированию негативных чувств, к проблемам во взаимоотношениях с детьми, к эмоциональной неустойчивости
При создании условий разрешения конфликтной ситуации члены семьи должны быть заинтересованы в этом процессе. Условиями могут выступать: посещение психологических консультаций и самостоятельно созданные условия семье такие как: формирование психолого-педагогической компетентности, грамотности, знание основ семейных взаимоотношений; воспитание детей с учетом их возрастных особенностей (кризисов), подбор единого стиля воспитания, которого придерживаются оба родителя; гармонизация психоэмоционального состояния, работа над собой; организация семейного досуга, ценностей, традиций, развитие чувств взаимопомощи, ответственности, доверия и уважения; формирование коммуникативных способностей.
При соблюдении всех правил взаимоотношения в семье стабилизируются и конфликт может быть исчерпан.
1. Белоглазова, О.Н. Динамика переживания и проявления тревоги в условиях действия социальных факторов / О.Н. Белоглазова // Вестн. Челяб. государственного университета. Вып. 19, Психология. - 2010. - № 31(212). - С. 135-137.
2. Бим-Бад, Б.М., Гавров, С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. / Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров. — М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — С. 34-47.
3. Васильева А.Н. Изучение гендерных отношений удовлетворенности браком в супружеских парах / А.Н. Васильева, Г.Р. Шагивалеева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. - № 3. – С. 38-39.
4. Велента Т.Ф. Характеристики межпоколенных границ в отношениях молодых супругов с родителями / Т.Ф. Велента // Журнал практического психолога. – 2011. - № 6: Специальный выпуск к конференции « Психология и жизнь. Семейная психология». – С. 59-68.
5. Долгов Ю.Н. Вина и стыд как социальные чувства / Ю.Н. Долгов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- 2013. - № 33.- С. 58-67.
6. Загртдинова З.Р. Удовлетворенность браком и общением в супружеской подсистеме / З.Р. Загртдинова, Н.И. Исмаилова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. - № 3. – С. 42-54.
7. Ипполитова Е.А. Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях интенсивных социальных изменений / Е.А. Ипполитова // Молодой ученый. — 2011. — № 11. – Т.2. – С. 70-74.
8. Ковалѐва Ю.В. Совместная регуляция поведения супругов на различных этапах жизненного цикла семьи / Ю.В. Ковалѐва // Психологический журнал. – 2012. - № 5. С. 50-70.
9. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними: учеб.пособие / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская. – СПб. :Речь, 2005. – 239 с.
10. Левкович В.П. Роль родительской семьи во взаимоотношениях молодых супругов / В.П. Левкович // Психологический журнал. – 2008. - № 3. – С. 41-47.
11. Маленова, А.Ю. Особенности отношений и совладающего поведения молодых женщин, имеющих и не имеющих детей, в семьях патрилокального типа / А.Ю. Маленова, Н.Ю. Стадниченко // Вестн. Омского университета. Сер. Психология. - 2011. - № 1. - С. 18-26.
12. Мягкова М.А. Психологические типы одиноких матерей / М.А. Мягкова // Педагогическое образование в России. – 2012. - № 6. – С. 194198.
13. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
14. Олиферович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олиферович,
15. Т.А. Зинкевич-Куземкина. – СПб. : Речь, 2007. – 360 с.
16. Психология семьи: хрестоматия/ ред.- сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2007. – 749 с.
17. Романова Е.В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком / Е.В. Романова, А.С. Щербакова // Вестн. Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. – 2011. - № 3. – С.121-128.
18. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А. А. Реана. - М.: ACT, 2010. – 576 с.
19. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.Г. Силяева. - М. : Из-во Академия, 2002. - 192 с.
20. Сопун, С.М. Психологическая совместимость супружеской пары и удовлетворѐнность браком / С.М. Сопун, А.Г. Лидере // Сибирский психологический журнал. – 2007. - № 25. – С. 156-163.
21. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / Пер. с англ.- М.: Когнито-Центр, 2012. - 496 с.
22. Шнейдер, Л.Б Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – М. : Деловая книга, 2007. – 736 с.
23. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. — М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
24. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб. : Питер, 2008. - 672 с.
25. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб.пособ. для врачей и психологов./ Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.