Введение
1. Теоретический анализ современных научных подходов к исследованию удовлетворенности жизнью, субъективного и психологического благополучия
2. Взаимосвязь удовлетворенности жизнью мужчин в период взрослости и реализации родительских установок
3. Описание и обсуждение результатов эмпирического исследования удовлетворенности жизнью мужчин в период взрослости в связи с наличием или отсутствием детей
3.1 Программа и методики эмпирического исследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список используемых источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
Актуальность исследования. Удовлетворенность жизнью – важная психологическая составляющая, достижение которой может считаться необходимой компонентой комфортного мироощущения. Она отражает персональную оценку человеком собственного благосостояния и качества жизни, опирающуюся на субъективно избранные им критерии, возможно, связанные с текущим окружением и прошедшими событиями его жизни. Очевидно, что жизнь большинства людей делится на деятельность, связанную с работой, и деятельность, связанную с личной жизнью, которая для многих ассоциируется с семейными отношениями.
Удовлетворенность жизнью – это важнейший показатель психологического здоровья человека, которое проявляется в наличии у людей интереса к жизни, потребности в дальнейшей самореализации. На сегодняшний день для оценки своей жизни большую роль играет даже не уровень доходов, а субъективная удовлетворенность индивида своим семейным и материальным положением, образом жизни. Благополучие и удовлетворенность образуют сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов.
Особый интерес представляет изучение удовлетворенности жизнью в период взрослости у мужчин, что связано с тем, что число мужчин в период ранней взрослости (20-40 лет) составляет большую часть среди взрослого населения (по данным Белстата, на 2017 год их численность составляет 2,330 млн. человек) [1].
Период ранней взрослости условно охватывает возраст от 20 до 40 лет, однако четких границ не существует. Понятие взрослости означает с одной стороны, адаптацию к реальной жизни, а с другой – творческую активность или самореализацию. Период ранней взрослости, согласно Э. Эриксону, характеризуется расширением самоидентичности; наличием индивидуальности, самостоятельности, своеобразия; отказом от эгоцентрической позиции; включением значимых других как продолжение себя и собственной идентичности. Работа и профессиональная карьера имеют важное значение для взрослого человека, так как дают не только экономическую независимость, но и определенный статус, способствуют социальному общению, укреплению его чувства личностной идентичности и самоуважения.
Период ранней взрослости является сенситивным для приобретения характеристик зрелой личности, общими характеристиками которой являются субъектность (активность человека), высокая ответственность, способность к целенаправленному влиянию на что-либо с опорой на собственные потребности, интересы, цели. Зрелая личность обладает чувством ответственности за свою жизнь, стремится к саморазвитию,
1 Теоретический анализ современных научных подходов к исследованию удовлетворенности жизнью, субъективного и психологического благополучия
Понятие «удовлетворенность» определяется в психологической литературе неоднозначно. В общепсихологическом смысле удовлетворенность рассматривается как состояние удовольствия, переживаемое субъектом, если его желания и потребности исполнены, реализованы. По своей природе это психическое состояние противоположное потребности и отражает устранение нужды [3].
В социальной психологии удовлетворенность может рассматриваться как оценка субъектом результатов своей деятельности или самой деятельности, то есть как отношение к чему-либо. С этих позиций удовлетворённость жизнью может быть представлена как субъективная оценка человеком своей собственной жизни в целом (условий жизни и деятельности, достижений, отношений с людьми и т.п.), которая естественно сопровождается приятными, радостными эмоциональными переживаниями.
По мнению Р.М. Шамионова, удовлетворенность жизнью представляет собой субъективное эмоционально-оценочное отношение, обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами. Автор считает, что это сложное, динамичное, социально-психологическое образование, в основе которого лежит интеграция когнитивных и эмоционально-волевых процессов [4].
В зарубежной и отечественной психологии высокая степень удовлетворенности жизнью часто связывается или отождествляется с такими понятиями, как «счастье», «субъективное психологическое благополучие» и рассматривается как важное условие психологического здоровья человека. М. Аргайл считает, что удовлетворенность жизнью есть непременная составляющая счастья, и определяет данное явление как рефлективную оценку прошлого и настоящего положения дел [5].
В современной психологии удовлетворенность жизнью считается частью более широкого понятия субъективного благополучия, которое, в свою очередь, определяется как широкая категория феноменов, заключающихся в эмоциональной реакции индивидов, их удовлетворенности отдельными сферами жизни, в их суждениях о качестве жизни в целом. Удовлетворенность жизнью отражает когнитивную сторону субъективного благополучия, которую дополняет аффективная сторона – положительные и отрицательные эмоции, которые индивид испытывает в конкретный отрезок времени [6].
Понятие «счастье» представляет собой сложное образование, включающее когнитивный и эмоциональный компонент, отражающий
2 Взаимосвязь удовлетворенности жизнью мужчин в период взрослости и реализацией родительских установок
Особенно актуально изучение удовлетворенности жизнью взрослых людей, адаптирующихся сегодня к новым социально-экономическим условиям и несущих в себе потенциал здорового развития общества. Период взрослости в индивидуальной жизни личности потенциально наиболее продуктивен.
Этот этап индивидуальной жизни и развития личности наиболее благоприятен для постановки и решения вопросов, связанных с осознанием и оценкой собственной жизни. Осознание и оценивание человеком собственной жизни является прерогативой людей именно этого периода.
Со сменой этапов взрослости происходит смена критериев оценки качества жизни и изменение степени значимости факторов, определяющих жизненную удовлетворенность.
Каждый из этапов взрослости имеет свои нюансы, связанные со спецификой жизненных задач и жизненных отношений, обусловленных объективной логикой индивидуальной жизни. Соответственно, на разных этапах взрослости определяющее влияние на удовлетворенность жизнью будут оказывать разные факторы.
Родительская установка – это готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации. Система родительских установок, определяющая стратегию и тактику родительского поведения, образует родительскую позицию [23].
Родительские установки, будучи социальными, являются установками на цели и средства деятельности в контексте родительства и, соответственно, включают три аспекта:
1. Когнитивный – описывает знания, представления, информированность родителей касательно роли родителей в жизни ребенка, его воспитании, распределении родительских ролей.
2. Эмоциональный – эмоциональные переживания, касающиеся родительских установок в процессе воспитания, включают в себя опыт жизни в родительской семье.
3. Поведенческий аспект – совокупность действий и поступков в отношении воспитания ребенка, включающий в себя взаимоотношения с ребенком и между партнерами, стиль семейного воспитания [23].
В современной литературе также предпринимаются попытки описания «портрета» удовлетворенной своей жизнью личности.
В работе А.В. Тюлькиной показано, что такой «портрет» личности с высокой удовлетворенностью жизни представлен следующим образом:
- взрослый мужчина в возрасте 29-31 год;
3 Описание и обсуждение результатов эмпирического исследования удовлетворенности жизнью мужчин в период взрослости в связи с наличием или отсутствием детей
3.1 Программа и методики эмпирического исследования
Для более подробного изучения выбранной темы в данной работе проведено эмпирическое исследование удовлетворенности жизнью мужчин в период взрослости в связи с наличием или отсутствием детей.
Цель исследования: выявить и изучить особенности удовлетворенности жизнью мужчин, имеющих детей.
Объектом курсовой работы является личность мужчин.
Предмет исследования: удовлетворенности жизнью мужчин, имеющих детей.
Исследование проводилось на базе ОАО «Гомельский ДСК», ОАО «Гомсельмаш». В исследовании приняли участие 120 человек в возрасте 30-35 лет. Выборка состояла из 60 мужчин-отцов (группа 1) и 60 мужчин, не имеющих детей (группа 2).
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) проведение тестирования, направленного на выявление особенностей удовлетворенности жизнью мужчин, имеющих детей;
3) обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить уровень и характеристики удовлетворенности жизнью мужчин-отцов и у мужчин, не имеющих детей с помощью метода тестирования;
2) сравнить уровень и характеристики удовлетворенности жизнью мужчин-отцов и мужчин, не имеющих детей методами математической статистики.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы статистической статистики.
Эмпирическое исследование проводилось с использованием теста «Индекс жизненной удовлетворенности» в адаптации Н.В. Паниной.
Назначение методики: диагностика общего психологического состояние человека, уровня его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.
Тест «Индекс жизненной удовлетворенности» разработан группой американских ученых, занимающихся социально-психологическими
Заключение
В настоящей работе была изучена удовлетворенность жизнью мужчин, имеющих детей. Необходимость изучения этого вопроса заключается в том, что проблема удовлетворенности жизнью, субъективного благополучия, счастья, качества жизни является одной из наиболее актуальных и интересных в современной психологической науке. В зарубежной и отечественной психологии высокая степень удовлетворенности жизнью часто связывается или отождествляется с такими понятиями, как «счастье», «субъективное психологическое благополучие» и рассматривается как важное условие психологического здоровья человека.
Под психологическим благополучием сегодня понимают: позитивное функционирование личности (К. Рифф); переживание удовлетворенности собственной жизнью (С.А. Минюрова); системное качество индивида, в основе которого лежит психосоматическое, психическое и психологическое здоровье (П.П. Фесенко); интегральную характеристику, включающую психическое и социальное здоровье (Р.В. Овчарова).
Постоянная, полная и обоснованная удовлетворенность человека своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей выступает в современном понимании в качестве идеала счастья.
Теоретический анализ научной психологической литературы по исследуемой теме показал, что удовлетворенность рассматривается как состояние удовольствия, переживаемое субъектом, если его желания и потребности исполнены, реализованы. Понятия «счастье» и «субъективное» благополучие» часто отождествляются. Субъективное благополучие – это переживание, которое характеризуется ощущением удовлетворенности, обусловленное преимущественно особенностями отношений личности к себе, миру в целом и его отдельным сторонам. Счастье представляет собой состояние переживания удовлетворенности жизнью в целом, общую рефлективную оценку индивидом своего прошлого и настоящего, частоту и интенсивность положительных эмоций. Психологическое благополучие – это сложное переживание удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности.
Факторами удовлетворенности жизнью являются: объективные (пол, возраст, семейное и материальное положение) и субъективные факторы (настроение, ощущение счастья, высокая самооценка, адекватный уровень притязаний). На удовлетворенность жизни также влияет «индивидуальный уровень» счастья; объективная оценка качества жизни; субъективная оценка качества жизни (отношения между людьми). Удовлетворенность жизнью является лишь соответствием между актуальной и идеальной ситуацией, при
Реферат
Курсовая работа 32 страницы, 36 источников.
Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие, психологическое благополучие, период взрослости, мужчины, родительские установки.
Объект исследования: личность мужчин.
Предмет исследования: удовлетворенность жизнью мужчин, имеющих детей.
Цель работы: выявить и изучить особенности удовлетворенности жизнью мужчин, имеющих детей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, метод обобщения и систематизации, тестирование (тест «Индекс жизненной удовлетворенности» в адаптации Н.В. Паниной), количественный и качественный анализ, методы статистической статистики (критерий
U-Манна-Уитни).
Новизна исследования: расширение представлений об особенностях удовлетворенности жизнью мужчин, имеющих детей.
Теоретическая значимость: обобщение и систематизация современных научных подходов к исследованию удовлетворенности жизнью и психологического благополучия, расширение представлений о факторах удовлетворенности жизнью, взаимосвязи удовлетворенности жизнью мужчин в период взрослости и реализацией родительских установок.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практическим психологом в работе с мужчинами в период взрослости.
Область применения: семейная психология, педагогическая психология, психология межличностного общения, социология.
1 Демографический ежегодник Республики Беларусь 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_8031/. – Дата доступа: 20.01.2018.
2 Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост / Пер. с англ. – М.: Олма пресс, 2004. – 657 с.
3 Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
4 Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 180 с.
5 Аргайл, М. Психология счастья / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
6 Андреенкова, Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов / Н.В. Андреенкова // Мониторинг общественного развития: экономические и социальные перемены. – 2010. – № 1. – С. 189-195.
7 Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Перев. с англ. – М.: «София», 2006. – 368 с.
8 Плавник, Н.К. Переживание счастья при мотивации избегания неудачи / Н.К. Плавник // Психология: сборник научных трудов. – Минск, 2017. – С. 296-301.
9 Бабанова, Е.Д. Категория счастья в исследованиях позитивной психологии / Е.Д. Бабанова // Научный поиск. – 2014. – № 3. – С. 13-17.
10 Воронина, А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровнего анализа / А.В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 21. – С. 147-151.
11 Пермякова, М.Е. Субъективное ощущение счастья у матерей и их детей / М. Е. Пермякова, М. А. Муртазина // Психология. – 2015. – № 2. – С. 85-92.
12 Савенышева, С.С. Удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие и удовлетворенность браком в период взрослости / С.С. Савентышева, М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижакова // Мир науки. – 2017. – № 1. – С. 1-4.
13 Водяха, С.А. Предикты психологического благополучия студентов / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 70-74.
14 Колесов, Д. Формула счастья / Д. Колесов // Развитие личности. – 2002. – № 2. – С. 1-10.
15 Лепешинский, H.H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / H.H. Лепешинский // Психологический журнал. – 2007. – № 3. – С. 24-27.
16 Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию / А.Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105-114.
17 Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-129.
18 Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис… канд. психол. наук / П.П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.
19 Углова, Т.В. Субъективные предпосылки удовлетворенности жизнью в период взрослости / Т.В. Углова // Вестник Новгородского гос. ун-та им.. – 2013. – № 74-2. – С. 91-94.
20 Джидарьян, И.А. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян. – М.: РАН, 2013. – 540 с.
21 Сыровежкин, А.А. Теория счастья для общества потребления / А.А. Сыровежкин // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции. – М., 2012. – С. 4-6.
22 Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / Под ред. В. Ю. Большакова. – СПб.: СПбГУ, 2000. – С. 476–510.
23 Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: МПСИ, 2006. – 496 с.
24 Тюлькина, В.А. Удовлетворенность жизнью как составляющая субъективного благополучия мужчин и женщин / В.А. Тюлькина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 32. – С. 203–212.
25 Габдулина, Л.И. Удовлетворенность жизнью и ее объективные детерминанты в период взрослости / Л.И. Габдулина // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 1. – С. 41-49.
26 Ласточкина, М.А. Факторы удовлетворенности жизнью: оценка и эмпирический анализ / М.А. Ласточкина // Проблемы прогнозирования. – 2012. – № 1. – С. 132-140.
27 Панкратова, Е.В. Удовлетворенность жизнью в «городе невест» / Е.В. Панкратова // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. – 2013. - № 1. – С. 164-171.
28 Иванова, Е.В. Удовлетворенность жизнью как результат взаимодействия в семье / Е.В. Иванова // Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса: сборник материалов международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ. – М., 2016. – С. 152-155.
29 Акиньшина, Н.В. Особенности представлений об отцовстве у молодых отцов / Н.В. Акиньшина // Научные ведомости БелГУ. – 2011. – № 12. – С. 271-286.
30 Абрамова, Г.С. Возрастная психология/ Г. С. Абрамова – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 672 с.
31 Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 678 с.
32 Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения / А.Я. Варга. – М: Автореф. канд. дис., 1986. – 17с.
33 Архиреева, Т.В. Психологическая готовность к отцовству у мужчин в возрасте от 16 до 35 лет / Т.В. Архиреева, О.В. Федосова // Семейная психология и семейная терапия. – 2008. – № 1. – С. 3– 11.
34 Моргулец, Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / Г.Г. Моргулец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.
35 Хазиева, Ф.В. Проблема подготовки старшеклассников к осознанному родительству / Ф.В. Хазиева // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы V междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2014. – С. 204–205.
36 Формирование готовности учащихся к семейной жизни и ответственному родительству // Интерактив плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/article/114727/discussion_platform - Дата доступа: 16.06.2017.