ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Педагогическая культура родителей: понятие, компоненты, сущность
1.2 Основные пути, способы и средства формирования педагогической культуры родителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Диагностика уровня сформированности педагогической культуры родителей
2.2 Разработка мероприятий, направленных на повышение уровня педагогической культуры родителей младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день актуальной является тема совершенствования педагогической культуры родителей младших школьников. От знания психолого-педагогических основ зависит всестороннее развитие детей, соответствующее предъявляемым обществом требованиям. В последние годы часто можно заметить взаимные претензии родителей и школ друг к другу в отношении образования и воспитания детей. Не всегда стороны осознают важность консолидации усилий в процессе воспитания и образования детей. Родительские собрания часто проводятся только для того, чтобы проинформировать родителей о результатах оценки успеваемости их детей и о необходимости выделения денег на любые нужды. Это является одним из факторов отказа родителей посещать родительские собрания и другие мероприятия в школе, и поэтому диалог между родителями и персоналом школы не налажен. Но семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов и условий образовательной среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Именно поэтому работа школы с семьей, с ее разнообразными обязанностями, имеет такое большое значение в педагогической деятельности. Если школа сделает родителей своими союзниками, она станет сильнее во всех отношениях и достигнет более ощутимых результатов в воспитании ребенка.
Способность родителей создавать благоприятные условия для развития своих детей в семье зависит от развития и углубления их педагогических идей. Важную роль в повышении уровня знаний играет образовательное учреждение. Это дает основание рассматривать положительную динамику уровня педагогических знаний родителей как показатель эффективности образовательного процесса в школе, показатель его эффективности.
Исследованиями в области необходимости повышения педагогической грамотности родителей занимались Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, наши соотечественники А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и другие.
Успешная воспитательная работа невозможна без системы педагогического образования, повышения педагогической культуры родителей, являющейся важной частью общей культуры. Обновление, трансформация, происходящие в системе образования, ее демократизация, изменчивость, инновационные программы привели к необходимости поиска решений проблем взаимодействия учебного заведения и семьи, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Повышение педагогической грамотности родителей рассматривается как профессиональная задача учителей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Педагогическая культура родителей: понятие, компоненты, сущность
Изучение такого социального института как семья началось еще в древние времена. На протяжении всего изучения этого феномена до настоящего времени ученые не приходили к однозначной оценке семейных ценностей и характеристик. Это связано с тем, что в институте семьи происходят постоянные изменения, связанные с преобразованиями в социальной и экономической жизни. Что остается бесспорным, так это тот факт, что семья является основой любой социальной системы и имеет огромное значение для образования и формирования здорового общества.
Исследователь Н.Я. Соловьев дал самое широкое и точное определение термина «семья». По его определению, семья является «небольшой социальной группой общества, наиболее важной формой организации личной жизни, основанной на браке и семейных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общую экономику» [12, с. 31]. Основу семьи составляют супруги, между которыми формируются определенные отношения.
Другой ученый психолог Л.Д. Шнайдер отмечает, что семейные отношения представляют собой «сложную психическую реальность, включающую мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основы» [15, с. 93].
Многие исследователи считают, что на формирование семьи и семейных ценностей существенное влияние оказал переход современного общества к новым экономическим отношениям. Тот факт, что все качественные изменения в общественной жизни напрямую влияют на семью, остается неоспоримым, семья «прямо или косвенно отражает все изменения в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью» [6, с. 57]. Это позволяет нам сказать, что «концепция семьи все больше отдаляется от безоговорочно признанных строгих функций, определенных обществом, и все более приближается к образу семьи как небольшой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее индивидов» [2, с. 90].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Диагностика уровня сформированности педагогической культуры родителей
Целью данной работы является проанализировать процесс формирования педагогической культуры родителей младших школьников. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
База исследования:
Выборка: в исследовании приняли участие 20 родителей детей младшего школьного возраста (учеников 3 класса).
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей процесса формирования педагогической культуры родителей младших классов. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа экспериментальных данных, результаты были подвергнуты сравнительному анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
– тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
– опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская).
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка. В тесте-опроснике 61 вопрос, на которые следует отвечать согласием или несогласием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непосредственная функция семьи как социального института состоит в том, чтобы обучать ребенка социальному опыту, накопленному человечеством, культуре страны, ее нравственным нормам и традициям людей. Но все это невозможно без систематического воспитания родителей. Положительно влияя на всю систему семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и найти подходящие решения в необычных ситуациях. Воспитание родителей - это деятельность общественных структур и учреждений с целью формирования у родителей знаний и навыков по воспитанию детей в семье; в более широком смысле, о формировании педагогической культуры населения. Цель формирования педагогической культуры родителей - дать отцам и матерям определенный минимум знаний, помочь им организовать самообразование и развить образовательные навыки и способности.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что педагогическая культура является личностным воспитанием, о чем свидетельствует равноценная ориентация учителей и родителей на полное воспитание и развитие детей. Можно выделить следующие компоненты формирования педагогической культуры: когнитивный, оперативно-коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный.
Воспитание детей - это формальное знакомство родителей со знаниями, необходимыми для воспитания детей, а также организация систематического обучения родителей воспитанию детей и развитию семейных навыков, способствующих улучшению жизни всех членов семьи с участием родственников и друзей, а также специалистов-педагогов.
Педагогическая культура включает много разных форм работы с родителями: родительские конференции, вечерние собрания, дни открытых дверей, лекции, семинары, родительские звонки, консультации, дискуссии, семинары, переписка с родителями и многое другое. Уровень родительской педагогической культуры значительно повышается только в том случае, если: процесс формирования и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей является системным и непрерывным; родители проявляют сильные, эмоциональные усилия, направленные на повышение своей педагогической компетентности посредством внимания к ребенку, где расширяется осведомленность родителей о характеристиках личностного развития ребенка;
1. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Основ. положения концепции воспитания в изменяющихся социал. условиях) / Е.В. Бондаревская. - Рост. н/Д гос. пед. ун-т, 1995. - 32 с.
2. Борисова, О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений / Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки / О.Н. Борисова. – Калининград, 1979. – С. 88-94.
3. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В. Воронов. - М.: Педагогическое сообщество России, 2002. - 144 с.
4. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
5. Креславская, Т.А. Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся / Т.А. Креславская // Журнал Начальная школа. – 2017. – № 2. – С.54.
6. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад. 3-е изд., стер. - М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.
8. Планирование воспитательной работы в классе и ее учет: методические рекомендации МО РБ 18 марта 2003 г. М 12-5/60 // Национальный институт образования [Электронный ресурс]. – 2006-2011. – Режим доступа: http://adu.by/modules.php?name=News&new_topic=233.
9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
10. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
11. Семья и личность / под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 101 с.
12. Соловьев, Н. Я. Брак и семья сегодня / Н. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 256 с.
13. Сорокин, В.М. Специальная психология: учеб. пособие / В.М. Сорокин. - СПБ.: «Речь», 2003. - 216 с.
14. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат,1980. - 444 с.
15. Шнейдер, Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Д. Шнейдер. – М.: Апрель-пресс, 2000. – 512 с.
16. Фребель, Ф. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова / Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
17. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.