Введение
1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни в юношеском возрасте
1.1 Понятие и основные характеристики здорового образа жизни
1.2 Особенности формирования здорового образа жизни в юношеском возрасте
2. Деятельность СППС Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина по формированию здорового образа жизни в студенческой среде
2.1 Анализ работы педагога социального по формированию здорового образа жизни в Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина по формированию здорового образа жизни в студенческой среде
2.2 Организация и проведение исследования
2.3 Программа по формированию здорового образа жизни в среде студенческой молодежи
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение.
Состояние здоровья человека отражает влияние на него комплекса факторов окружающей среды, в том числе условий воспитания, обучения, трудовой деятельности, образа жизни и определяет его качество жизни, возможности самореализации, социальную активность. Ответственное отношение к своему здоровью подразумевает не только отношение к нему как к ценности, но и как к особой культуре питания, системе двигательных действий, культуре нравственных межличностных отношений, эстетической культуре и т.д. В настоящее время одним из основных факторов сохранения здоровья, увеличения продолжительности жизни, профилактики различных заболеваний выступает здоровый образ жизни – оптимальная организация поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально используя собственные духовные и физические качества достигать физического, душевного и социального благополучия.
Ведение ЗОЖ помогает каждому заботиться и ухаживать за своим организмом. Он способствует его укреплению, устойчивости и силе. Нужно использовать все его компоненты, включающие в себя: правильного питания; спорта; личной гигиены; разных видов закаливания; отказа или сведения к минимуму вредных привычек.
Изучение проблемы здорового образа жизни студенческой молодежи обусловлено спецификой этой социально-профессиональной, социально-демографической группы, особенностями ее формирования, ее потенциалом для развития социума, так как здоровье определяет возможности реализации будущих специалистов, способность к созданию семьи и деторождению, к профессиональной, общественно-политической и творческой деятельности. В период обучения в вузе студенты испытывают воздействие целого комплекса факторов, оказывающих отрицательное влияние на состояние их здоровья, это и стрессовые ситуации, связанные с успеваемостью, трудности с материальной обеспеченностью и как следствие необходимость совмещать учебу с работой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания, значительная гиподинамия. Вследствие чего состояние здоровья студенческой молодежи вызывает ряд опасений у медиков и педагогов.
Изучением здоровья молодежи занимались такие ученые как Л.Н. Анисимов, Ю.Н. Бирюкова, Г.О. Галич, В.Д. Гатальский, Е.И. Рассказова, Т.Ю. Иванова, Л.К. Фортова и др.
1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни в юношеском возрасте.
1.1 Понятие и основные характеристики здорового образа жизни.
В современном мире существует большое количество организаций и программ, пропагандирующих здоровый образ жизни и призывающих людей к увеличению активности для укрепления физического здоровья. Основной задачей подобных стимулирующих усилий выступает не столько информирование людей о положительном и отрицательном влиянии различных форм поведения на здоровье человека, сколько убеждение их в возможности изменить собственное поведение для укрепления своего здоровья. В связи с этим умения человека думать о будущем, ставить перед собой конкретные цели, стремиться к саморегуляции поведения будут иметь определяющее значение для ведения здорового образа жизни и укрепления здоровья.
Как показывают результаты исследований последних лет, наблюдается «значительный разрыв между декларацией высокой ценности здоровья и ее практической реализацией на поведенческом уровне» [2, с. 223].
На здоровье человека оказывает влияние множество факторов, среди которых наследственность, экологическая обстановка, социально-экономические условия, образ жизни и пр. Как показывают исследования, из всего многообразия факторов, влияющих на здоровье человека, около половины приходится на образ жизни [16], его воздействие в 2–2,5 раза выше, чем воздействие других факторов [26, с. 48]. В этой связи возникает необходимость информирования населения о вреде и негативных последствиях нездорового образа жизни.
Таким образом, стоит подчеркнуть, что здоровье человека во многом определяется его образом жизни и жизненными установками. От того, какого образа жизни человек придерживается, какую форму активности предпочитает, будет зависеть, принесет он пользу своему здоровью или нанесет непоправимый вред.
Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровый образ жизни — поведение, направленное на поддержание и укрепление здоровья в условиях взаимодействия с окружающей средой (социальные, социально-экономические, экологические факторы). Анализ современной психологической литературы по данной проблематике показал, что наряду с понятием «здоровый образ жизни» исследователями активно используется понятие «самосохранительное поведение» (“selfprotectivebehavior”). В отечественных исследованиях они часто используются в качестве синонимичных. На наш взгляд, эти понятия тесно связаны друг с другом, но не тождественны. Неустойчивость понятия «здоровый образ жизни» и множество вариантов толкования самосохранительного поведения вызывают ряд сложностей, связанных с теоретическим осмыслением рассматриваемых понятий при изучении образа жизни здоровых людей. В связи с этим целью статьи стало теоретическое осмысление понятий «здоровый образ жизни» и «самосохранительное поведение» в контексте психологии здоровья, их соотнесение и выделение сходств и различий.
2. Деятельность СППС Брестского государственного университета имени А. С. Пушкинапо формированию здорового образа жизни в студенческой среде.
2.1 Анализ работы педагога социального по формированию здорового образа жизни в Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина по формированию здорового образа жизни в студенческой среде.
Важнейшей задачей реализации профилактических программ является то, что учебное заведение признает формирование ответственного молодого поколения своей личной и социальной ценностью, а также помогает приобретать знания, развивать навыки и умения здорового образа жизни, поддерживать и развивать здоровье, мораль, безопасное и ответственное поведение. Основная задача преподавательского состава – обучить молодых людей основам здорового образа жизни и позитивному отношению к своему здоровью.
Свою работу социальный педагог проводит на основе годового плана работы.
Нами выделены следующие социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у студентов: во-первых, создание благоприятного психологического климата среди студентов; во-вторых, создание активной творческой обстановки студентов; в-третьих, пропаганда здорового образа жизни студентов.
Реализация выделенных социально-педагогических условий способствует получению студентами знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.
Создание позитивного микроклимата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов студенческого коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии студентов, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Основными характеристиками благоприятного климата в группе являются: преобладание в группе бодрого, жизнерадостного тона взаимоотношений между студентами, оптимизма в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; участие в совместных делах, совместное провождение свободное время; преобладание в отношениях одобрения и поддержки, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
Заключение.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Категория здорового образа жизни включает в свой содержательный компонент такие понятия, как здоровье, образ жизни. Данная категория является сложной, многоступенчатой структурой. Здоровый образ жизни характеризуется таким категориями, как правильное питание; спорт; личная гигиена; разные виды закаливания; отказ или сведение к минимуму вредных привычек, и зависит от исходного уровня здоровья каждого человека в отдельности, от уровня его нравственного развития, наличия и отсутствия физических дефектов, недостатков. Важнейшим моментом для формирования здорового образа жизни у студентов, выделяется такая социальная и одновременно психическая подструктура здоровья, каковой является свобода и ответственность выбора образа жизни.
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Понятие «здоровый образ жизни студенческой молодежи» фиксирует способы активности, посредством которых представители данной группы проявляют заботу о самих себе. Нередко возникает мнение о том, что особенности образа жизни молодежи и студенчества как ее части – временные, преходящие свойства, которые изживают себя в процессе взросления и интеграции молодых людей в среду взрослых. Последнее десятилетие, для которого характерны изменение функционирования каждой из подсистем общества, разрушение сложившихся традиций, верований, идеологии, что привело к стилевому разнообразию жизни молодежи. Формирование у учащихся чувства ответственности за свой образ жизни, свое психическое и физическое здоровье, является одной из первостепенных задач компетентностной подготовки студентов. Необходимо постоянно поддерживать двигательную активность студентов. Двигательная активность является наиболее эффективным средством в профилактике расстройства здоровья учащихся из-за быстро растущего потока информации, стремительного ритма жизни, все более и более насыщенного образовательного процесса. Крайне важным является и активный отдых студентов.
1. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А Асташова. – М., Воронеж, 2000. – 272 с.
2. Березовская, Р. А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии / Р.А. Березовская // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – № 1. – C. 223.
3. Билич, Г.Л. Основы валеологии: учебник / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. – СПб.: Водолей, 2008. – 560 с.
4. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 212 с.
5. Брехман, И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И. Брехман. – Л.: Наука, 1987. – 123 с.
6. Гурвич, И. Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гурвич. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 1023 с.
7. Дудченко, З. Ф. Психологическое обеспечение здорового образа жизни личности / З.Ф. Дудченко // Здоровая личность. – № 1. – 2013. – C. 356–367.
8. Елизарова, Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе / Л.Н. Елизарова, С.Н. Чирихин // Начальная школа, 2000. – №9 – 93 с.
9. Журавский, А.Ю. Фізічная культура і здороўе / А.Ю. Журавский. – Минск, 2011. – №2 – С. 24-28.
10. Казначеев, В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.
11. Качан, Г.А. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни подростков. Здоровье: теория и практика / Г.А. Качан. – Витебск, 2004. – 155 с.
12. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. 2003. № 1., C. 45.
13. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи
14. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: методическое пособие. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
15. Лесгафт, П.Ф. Педагогика. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. – М.: Юрайт, 2017. – 375 с.
16. Лисицын, Ю. П. Здоровье человека — социальная ценность / Ю.П. Лисицын. – М.: Мысль, 1989. – 175 с.
17. Макарова, Л.П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова, А.В. Соловьев, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. – 2013. – №12. – C. 494-496.
18. Малярчук, Н.Н. Валеология / Н.Н. Малярчук. – М., 2008. – 289 с.
19. Мясникова, О.С. Социально-экологические риски от электромагнитного воздействия сотовой связи на детей / О.С. Мясникова // Вестник СГСЭУ. – 2009. – № 3(27). – C. 109 – 115.
20. Осадчая, Г.И. Стиль жизни молодых горожан: Трансформация и региональная дифференциация / Г.И. Осадчая // Социс, 2002. – № 10. – C. 93.
21. Петров, К. И. Программа «Урок здоровья» / К.И. Петров // Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». – М. : Август, 2010.C. 17
22. Программа непрерывного воспитания на 2016-2020 годы. – Минск, 2016. – 47 с.
23. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
24. Решетников, Н.В. Физическая культура / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. – М.: Академия, 2002. – 176 с.
25. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М., 2011. – 243 с.
26. Улумбекова, Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» / Г.Э. Улумбекова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 592 с.
27. Чумаков, Б.Н. Валеология: учеб. пособие / Б.Н. Чумаков. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России., 2001 – 407 с.
28. Щекина, О.А. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия: Научно-методическое пособие / Под ред. О.А. Щекиной; науч. ред. Л.С. Нагавкина. СПб.: СПбАППО, 2006. – 118 с.