Введение
В настоящее время в сοвременном οбществе интерес к прοблемам вοзможностей челοвеческой личнοсти настοлько велик, что практически все οбщественные науки οбращаются к этοму предмету исследοвания. Прοблема личнοсти стοит в центре филοсофского, и социοлогического знания; ею занимаются этика, и педагοгика, и генетика. Для каждοй научнοй дисциплины важна внутренняя логика и οна требует бοлее точногο самοопределния в изучении тех прοблем, кοторые представляют интерес для мнοгих наук.
Сложность и многообразность феномена личности ведет к тому, что в области психологии личности совместно существуют разные теории, которые описывают личность, не что иное, как интегрированное единое целое и вместе с тем объясняют и различия между людьми.
Личность – одно из центральных понятий в социальной психологии. Это связано с тем, что всякое событие в жизни общества опосредованно или определяется деятельностью и взаимодействием личностей или социальных групп, которые в свою очередь состоят из личностей. С деятельности личности (личностей) начинается любой социальный процесс: от экзамена в средней школе до межгосударственных переговоров, массовых митингов и т. д. В деятельности личности (личностей) конкретный социальный процесс в том или ином виде реализуется. Он приводит к определенным изменениям включенной в него или затронутой им личности (личностей).
Изучение личности в социальной психологии неотделимо от анализа общества, в котором происходит ее социальное развитие. Становление личности является культурно-историческим воспроизведением индивида как человека, усвоение им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности, которые сформировались в обществе. Создав новый предметный мир, цивилизацию, человек выделилась из животного мира и развивается по принципиально новым законам – законам социального движения, что и делает его человеком, развивает как личность.
1 Личность как предмет изучения социальной психологии
1.1 Представление о личности и ее компонентах в рамках социально-психологического знания
Существует множество подходов к определению феномена личности в социальной психологии.
Понятие «личность» относится к большинству самых неопределенных и довольно спорных понятий в психологической науке. Сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений и мнений психологов на этот счет. Я представляю в данной работе несколько определений личности, которые были даны ведущими специалистами в области социальной психологии.
Так, Б.Г. Ананьев отмечал, что личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойст. К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр.
А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей [ 8, с. 45].
Л.И. Анцыферова определяет личность как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений.
К. К. Платонов, указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», дает следующее определение личности: личность – это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания.
2 Социализация личности как основная проблема социальной психологии
2.1 Понятие и сущность социализации личности
Cоциализация как проблема социальной психологии оформилась в отечественной науке ещё в конце XX века. Труды многих отечественных учёных-исследователей посвящены изучению сущности структурного аелиза социализации как социально-психологической категории. Это труды таких авторов как К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, JI.B. Выготский, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.А. Реан, Е.Н. Шиянов, Д.Б. Эльконин и др.
Под социализацией в социальной психологии понимают процесс овладения человеком социальными ценностями и нoрмами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом oбщества [16, с. 115]. Это путь развития от биологического существа к общественному.
Процесс социализации происходит как в результате общественного вoспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления окружающей действительности ребёнком. Таким образом, сoциализация имеет двустороннюю направленность: с одной стороны, сам человек прилагает усилия для овладения социальными навыками, с другой стороны, общество через воспитание, образование и интеграцию индивида в культуру, изменяет его [17, с. 675].
Процесс социализации происходит в самых разных ситуациях, которые возникают как результат взаимодействия многих обстоятельств и факторов. Целенаправленное, векторное воздействие этих обстоятельств на личность требует от неё выбор соответсвующего поведения и различной активности. Во время социализации происходит изменение психических процессов индивида и фoрмирование самой личности.
Заключение
Сложность и многогранность феномена личности ведет к тому, что в области психологии личности сосуществуют различные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в этой науке. Но, так или иначе, акцент дедается на личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия.
Личность в социальной психологии понимается в двух значениях.
Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.
Личность – это индивид, сознательно включенный в межличностные, социальные, трудовые отношения, в предметную деятельность.
Человек рождается индивидом а личностью становиться под влиянием жизни в обществе. В процессе онтогенеза человек развивается не только физически., но и социально, т.е. приобретает необходимые качества для жизни в реальном обществе.
Специфика социально-психологического подхода к изучению проблемы личности заключается в том, что личность конкретного человека рассматривается обобщенно, как социальный тип, как представитель определенной социальной группы. Социально-психологический подход подчеркивает социально-типичное в личности.
С точки зрения социально – психологического подхода к пониманию личности, социальная психология объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально – психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.