Введение
Глава 1 Теоретические основы организации патриотического воспитания школьников
1.1 Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание»
1.2 Патриотизм и патриотическое воспитание, как часть процесса воспитания школьников
Глава 2 Формирование патриотизма у школьников в учебно-воспитательном процессе
2.1 Исследование уровня патриотизма школьников
2.2 Характеристика форм и методов патриотического воспитания школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Анкета для определения сформированности чувства патриотизма у старших школьников
Введение.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из самых востребованных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях. Это связано с ориентацией на базовые ценности формирования личности школьника такие, как уважение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, традициям, обычаям и законам своей страны. Воспитание у школьников патриотизма формирует толерантность по отношению к другим народам, активную гражданскую позицию и самоопределение личности, способствует участию личности в развитии Отечества при сочетании личных и общественных интересов.
В настоящее время экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. В настоящее время, для развития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, общественно-значимые поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные, структурные компоненты патриотизма - патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, в этом проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его единение без самостоятельных направлений.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Глава 1 Теоретические основы организации патриотического воспитания школьников.
1.1 Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
Прежде, чем раскрыть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», необходимо понять, что такое «патриотизм», когда он появился и как развивался с течением времени. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителе. Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. Понятия «патриотизм» и «отечество» оказались пронизанными чувством гражданственности и духом конституционализма. В СССР в процессе строительства социалистического общества сформировался советский патриотизм, который самым ярким образом проявился во время Великой Отечественной войны, он характеризовался такими чертами, как героизм, стойкость и мужество.
Чтобы в полной мере осмыслить сущность патриотизма, необходимо иметь в виду, что исторический генезис данного понятия связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою независимость. Таким образом, чувство патриотизма формировалось у людей на протяжении многих веков, и является глубинным чувством.
В науке существует множество трактовок понятия «патриотизм». В словаре С.И. Ожегова дается такая трактовка понятия: «патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [15, с. 163]. Исследователи С.А. Маврин и Е.В. Бурмистрова определяют патриотизм как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [11, с. 83]. По мнению О.Е. Лебедева, «патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета страны, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества» [10, с. 49].
Стоит отметить, что патриотизм не является наследственным, поэтому его необходимо формировать и развивать с первых лет жизни. Большую роль в формировании патриотизма играет изучение исторического прошлого страны, ее гражданских традиций. Сущность патриотического чувства кроется в гордости человека за свою Отчизну. Одним из предметов национальной гордости является вклад своей страны в мировую культуру. Национальное и интернациональное воспитание детей способствует осознанию ими государственности и особенностей становления науки и производства, ознакомлению с традициями, идеями и культурой, приобщению к их национальному наследию.
Глава 2 Формирование патриотизма у школьников в учебно-воспитательном процессе.
2.1 Исследование уровня патриотизма школьников.
В ходе работы был проведено исследование уровня патриотического воспитания у старших школьников. В исследовании принимали участие 20 человек в возрасте 14-15 лет. База исследования: ГУО Средняя школа №19 г. Орши.
Объект исследования – учащиеся старшего школьного возраста.
Предмет исследования – уровень патриотического воспитания старших школьников.
Для исследования уровня патриотического воспитания у старших школьников была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов (Приложение А). Анкетирование проходило анонимно.
Целью данного исследования является определение уровня патриотического воспитания старших школьников.
Задачи:
выявить интересы и потребности старших школьников;
изучить степень задействованности в общественной жизни;
рассмотреть уровень знаний учащихся о государственных символах;
исследовать уровень гражданственности школьников.
Ход исследования. Учащимся предлагалось 15 вопросов, на которые нужно было дать один из предложенных вариантов ответа:
1. Да.
2. Скорее ДА чем НЕТ.
3. Нет.
Оценка результатов производилась по следующему ключу:
ответ «Да» - 3 балла;
ответ «Скорее ДА чем НЕТ» - 2 балла;
ответ «Нет» - 1 балл.
При общем подсчете количества баллов были определены следующие уровни патриотического воспитания:
высокий – 36-45 баллов;
средний – 26-3 баллов;
низкий – 15-25 баллов.
Заключение.
Анализ теоретической литературы по теме исследования показал, что в науке существует множество трактовок понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание». В целом, стоит отметить, что патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности. В ходе работы было отмечено, что в понятии патриотизм можно выделить следующие компоненты: эмоциональный, интеллектуальный, деятельностный. Главной целью патриотического воспитания является развитие гражданской ответственности, социальной активности, духовности личности, укрепление государства и решение проблем его дальнейшего развития.
Также были выделены следующие виды патриотического воспитания:
военно-патриотическое воспитание;
героико-патриотическое воспитание;
национально-патриотическое воспитание;
гражданское воспитание;
гражданско-патриотическое воспитание.
Анализ теоретических исследований позволил сделать вывод, что патриотической воспитание является очень важным компонентов в развитии личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства.
В ходе работы были рассмотрены особенности патриотического воспитания школьников. Отмечено, что в Республике Беларусь большое внимание уделяется идеологии и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения как необходимому условию формирования гражданского общества. Такие молодежные организации как Белорусская Республиканская Пионерская организация (БРПО) и Белорусский Республиканский Союз Молодежи (БРСМ) имеют хорошо разработанные и многократно апробированные на практике программы, методы и формы работы, способствующие формированию гражданско-патриотической культуры личности.
1. Ананьев, Б.Г. «Педагогическая антропология» К. Д. Ушинского и ее современное значение / Б.Г. Ананьев // Вопросы психологии. – 1969. – №2. – С. 11-16.
2. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. – 2006. – №2. – С. 37-43.
3. Вырщиков, А.Н. Стратегия научных исследований феномена патриотизма и патриотического воспитания молодежи / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: ПринТерра, 2007. – 70 с.
4. Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан. / З.Т. Гасанов // Народное образование. – 2005. – №6. – С. 51-59.
5. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. – 2005. – №10. – С. 6-8.
6. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы / А.Г. Дмитров. – М.: Триумф, 2005. – 299 с.
7. Ирошников, Н.П. Воспитание учащихся в процессе обучения математике / Н.П. Ирошников // В сб.: Из опыта преподавания математики в школе. – М.: Просвещение, 1978, С. 8-25.
8. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников / С.В. Кривых. – Новокузнецк, 2002. – 297 с.
9. Кузнецова, Л.В. Гражданское становление подрастающего поколения / Л.В. Кузнецова, О. Прохорова // Воспитание школьников. – 2006. – № 5. – С. 7-13.
10. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / О.Е. Лебедев. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
11. Маврин, С.А. Понятие целостности воспитания и его развитие в современной педагогической науке / С.А. Маврин, Е.В. Бурмистрова. – М., 1997. – 266 с.
12. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников / Т.М. Маслова // Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». – 2007. – № 4. – С. 11-12.
13. Микрюков, В.Ю. Формирование и развитие у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота / В.Ю. Микрюков // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С. 103-107.
14. Мищенко, Л.И. Патриотическое воспитание социально-активной личности в младшем школьном возрасте / Л.И. Мищенко. – М.,1989. – 74 с.
15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // РАН. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. 2-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 277 с.
16. Павлов, Б.Ф. Воспитание патриота: учеб. пособ. для высш. и сред. спец. учеб. заведений / Б.Ф. Павлов; под ред. А.Н. Хузиахметова. – Казань: ТаРИХ, 2004. – 319 с.
17. Пятикон, А.И. Формирование патриотического воспитания в рыночных условиях / А.И. Пятикон. – М: Гэотар-Медиа, 2000. – 180 с.
18. Савотина, H.A. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н.А. Савотина // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.
19. Солодова, Г.Г. Гражданское развитие личности в воспитательнообразовательном процессе школы: учеб. пособ. / Г.Г. Солодова, Г.С. Довгаль, H.A. Климова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 107 с.
20. Шилова, Н.Н. Патриотическое воспитание современно молодежи / Н.Н. Шилова // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. – 2013. – №7. – С. 153-154.
21. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: учеб. для вузов / Г.И. Щукина. – М.: Изд-во «Педагогика», 1971 – 456 с.