Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций подростков в условиях внеучебной деятельности
1.1 Подходы в исследовании ценностных ориентаций подростков
1.2 Особенности подросткового возраста как периода формирования системы ценностных ориентаций
Глава 2. Содержание деятельности по формированию ценностных ориентаций подростков в процессе внеучебной деятельности
2.1 Диагностика уровня сформированности ценностных ориентаций подростков
2.2 Пути формирования ценностных ориентаций подростков во внеучебной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В настоящее время в обществе наблюдаются процессы существенной деформации нравственного и духовного мира человека. Быстро меняющаяся политическая, экономическая и духовная сфера человека влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особенно остро это проявляется в среде современной молодежи, которая имеет неустойчивую психику, подвержена постороннему влиянию, не имеет истинных идеалов и четко сформированных понятий о добре и зле. Подростковый возраст является наиболее важным для формирования и становления нравственно-эстетических установок.
В данной ситуации значительно повышается научная и практическая значимость факторов, влияющих на формирование нравственности подростка, его ценностно-ориентационную направленность. В связи с этим, огромную роль играет образование, которое определяет, каким станет подросток, какую жизненную позицию он займет по отношению к окружающему миру. Образовательная программа должна быть направлена на формирование духовно-нравственных ценностей, которые являются определяющими для существования самого общества, а также на создание условий для возникновения соответственной мотивации и деятельности. Формирование духовно-нравственных ценностей наиболее полноценно может воплотиться в процессе познания общечеловеческих ценностей в процессе внеучебной деятельности.
Анализ литературы показал, что проблема формирования у подростков ценностных ориентаций в процессе учебной деятельности в системе школьного образования привлекала внимание многих исследователей. Проблемами воспитания нравственных качеств школьников занимались К.Н. Вентцель, Г.Н. Волков, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др. Вопрос целостного духовного развития человека и поиска смысла жизни рассматривался в трудах Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, И.А. Ильина, В. Франкла и др.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций подростков
1.1 Научные подходы в исследовании ценностных ориентаций подростков
Понятие ценности возникло в XVIII веке и связано с пересмотром традиционных основ этики. Это понятие впервые появилось у И. Канта, который считал, что ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость, обращенность к воле, к цели. В узком значении «ценность – это требования, нормы, выступающие в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. От ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности» [20, с. 25].
Ценности могут проявляться как значения, когда раскрывается смысловое значение предмета или процесса, представляется информация об их свойствах, особенностях, благодаря которой происходит оценивание и отнесение рассматриваемого предмета или процесса относительно той или иной ценностной системы. На данном этапе происходит выявление смысла, первичная оценка, которые впоследствии способны трансформироваться в более сложную систему, имеющую большое влияние на личность. «Растущие и расширяющиеся связи между субъектом и объектом ценностной системы позволяют говорить о глубокой взаимозависимости между ее элементами на уровне отношений: причинно-следственных, пространственных, временных, внешних и внутренних» [13, с. 19].
Существует огромное количество ценностей, поэтому их классификация представляется довольно сложной. Наиболее известная классификация принадлежит М. Рокичу. Он разделяет ценности на терминальные и инструментальные.
Глава 2. Содержание деятельности по формированию ценностных ориентаций подростков в процессе внеучебной деятельности
2.1 Диагностика уровня сформированности ценностных ориентаций подростков
В ходе курсовой работы представляется целесообразным провести исследование диагностики уровня сформированности ценностных ориентаций подростков. Исследование проходило на базе Гимназии №5 г. Бреста. На констатирующем этапе испытуемые были поделены на две группы по 40 человек. Первая группа – учащиеся, которые активно участвуют во внеучебной деятельности, вторая группа – учащиеся, которые не проявляют особенного интереса к внеучебной деятельности. Общее количество испытуемых составило 80 человек в возрасте от 12 до 15 лет. Целью проведения диагностического исследования является определение уровня сформированности ценностных ориентаций подростков, а также выявление степени влияния внеучебной деятельности на данный процесс. Для определения уровня сформированности ценностных ориентаций подростков в контексте данной работы воспользуемся трехуровневой таблицей.
Для проведения исследования уровня сформированности ценностных ориентаций подростков можно использовать следующие методики:
- исследование психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения Ю. Н. Семенко;
- анкета исследования ценностных ориентаций Л.Н. Мурзича, А.В. Тарасовой;
- анкета исследования ценностных ориентаций М. Рокича;
- исследование ценностей личности Ш. Шварца;
- методика «Ценностные ориентации» О.И. Мотковой, Т.А. Огневаой;
- тест для исследования культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда и др.
Заключение
Формирование ценностных ориентаций – неотъемлемый процесс воспитания в подростковом возрасте, так как мировоззрение человека, его нравственные ценности являются духовным стержнем личности. Процесс формирования ценностных ориентаций посредством музыкального искусства способствует развитию нравственного начала личности, передаче духовных ценностей мировой культуры.
В ходе работы по теме исследования были проанализированы работы К.Н. Вентцеля, Г.Н. Волкова, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, С.Т. Шацкого, Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, И.А. Ильина, В. Франкла, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, Б.Т. Лихачева, А. Маслоу, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и др. Были отмечены различные подходы исследователей в изучении вопроса формирования ценностных ориентаций.
Рассматривая формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте, следует отметить, что данный возраст имеет свои особенности, связанные, в первую очередь, с психологическими и физиологическими изменениями подросткового возраста. Было отмечено, что в подростковом возрасте формируются такие простые нормы моральных ценностей как верность, гуманность, справедливость, честность, уважение и др. Определяется отношение к себе и окружающим, проявляющееся через заботу, сострадание, благородство, милосердие, терпение и др. На этом этапе определяющей целью обучения подростков должно стать формирование и усвоение данных понятий, их ценностное значение и содержание. Именно поэтому подростковый возраст является наиболее значительным в процессе формирования ценностных ориентаций.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения и общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. – М: Просвещение, 2008. – 112 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, Раритет, 2010. – 316 с.
3. Акутина, С. П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного воспитательного процесса : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. П. Акутина. – Н. Новгород, 2013. – 18 с.
4. Бааке, Д. Молодежь и субкультура / Д. Бааке. – М.: «Мысль», 2009. – 70 с.
5. Вентцель, К.Н. Новые пути воспитания и образования детей / И.К. Вентцель. – М.: Земля и фабрика, 2008. – 149 с.
6. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие / С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 2012. – 448 с.
7. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С.Я. Ермолич // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 9. – С. 23-27.
8. Здравомыслов, А.Г. Потребность. Интересы. Ценности: учеб. пособие для студ. пед. уч. завед. / А.Г. Здравомыслов. – М.: Мысль, 2015. – 365 с.
9. Зеньковский, В.В. Психология детства / Зеньковский. – М.: Академия, 2008. – 346 с.
10. Ильин, И.А. Путь духовною обновления. Путь очевидности. / И.А. Ильин. – М.: Республика, 2009. – 430 с.
11. Каптерев, П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании / П.Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. – М., 2008. – 96 с.
12. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2008. – 352 с.
13. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. / Д.А. Леонтьев. // Вопросы философ. – 2009. – № 5. – С. 15-26.
14. Мамедова, Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. / Ж.С. Мамедова // Педагогика. – 2008. – №6. – С. 121 - 132 .
15. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито, 2008. – 181 с.
16. Молчан, Э.М. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников, диалогический аспект: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Э.М. Молчан. – Брянск, 2011. – 21с.
17. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – М.: Свободная пресса, 2010. – 153 с.
18. Смирнов, С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии / С.А. Смирнов. – М.: Академия, 2010. – 512 с.
19. Сухомлинский, В.А. Об эстетическом воспитании / В.А. Сухомлинский. – М., 2008. – 273 с.
20. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендорный аспект / Л.Г. Титаренко. – Минск: БГУ, 2011. – 205 с.
21. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 2012. – 166 с.
22. Шепеленко, Д.А. Эстетическое развитие школьника в личностно-ориентированном образовательном пространстве: автореф. дис. …канд. пед. наук / Д.А. Шепеленко. – Ростов н/Д, 2011. – 25 с.
23. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
24. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 98 с.
25. Яницкий, М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности : автореф. дис. . д-ра психол. наук / М. С. Яницкий. – М., 2011. – 40 с.