Введение
1 Теоретико-методические основы социальной поддержки молодой семьи
1.1 психолого-педагогический портрет молодой семьи
1.2 проблемы современной молодой семьи и способы их решения
1.3 специфика, содержание и методы адресной социальной поддержки молодой семьи
1.4 нормативно-правовое регулирование процесса адресной социальной поддержки молодой семьи
2 Эмпирическое исследование эффективности адресной социальной педагогической помощи молодой семье
2.1 организация и характеристика методов исследования
2.2 проведение исследования и анализ полученных данных
2.3 рекомендации по повышению эффективности адресной социальной помощи молодой семье
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
На современном этапе в социально-экономической сфере общества происходят активные преобразования, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, включая сферу семейных отношений. Семья представляет особый интерес как первичный этап социализации личности, она играет позитивную роль в создании особого духовного микроклимата, необходимого для становления личности человека. Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей.
В настоящее время у значительной части семей условия реализации основных социальных функций. Наблюдается ухудшение демографической ситуации в стране, которая проявляется в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях. Все это позволяет говорить об актуальности проблемы социально-педагогической поддержки молодой семьи.
Семья и те изменения, которые происходят в ней последние десятилетия, активно изучаются представителями разных наук. Демографические аспекты ее функционирования и развития исследуются А.И. Антоновым, Л.П. Богдановой, А.Г. Волковым, В.В. Елизаровым, А.И. Кузьминым, В.М. Медковым, В.И. Переведенцевым, Л.Л. Рыбаковским, Г.Г. Силласте и др.
Семья как особый объект социальной работы исследуется в трудах Л.C. Алексеевой, Е.Ю. Алешиной, P.M. Ахмадинурова, Дж. Бариз, С.В. Дармодехина, Г.И. Климантовой, Ф.А. Мустаевой, И.И. Осиповой, O.JI. Потрикеевой, М.В. Раджаевой, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой, Е.И. Холостовой, Т.В. Шеляг, Е.Р. Ярской-Смирновой. Авторами выделены как типичные проблемы организации эффективной социальной поддержки, помощи семье, так и те изменения, которые необходимо осуществить для повышения эффективности социальной работы с различными категориями семей.
1 Теоретико-методические основы социальной поддержки молодой семьи
1.1 Психолого-педагогический портрет молодой семьи
Изучение такого социального института как семья началось еще в глубокой древности. На протяжении всего периода изучения данного феномена и до сегодняшнего дня ученые не пришли к однозначной оценке семейных ценностей и характеристик. Это связано с тем, что семейный институт претерпевает постоянные изменения, которые связаны с преобразованиями в общественной и экономической жизни. Неоспоримым остается лишь тот факт, что семья является основой любого общественного строя и имеет наибольшую значительность в воспитании и формировании здорового общества.
Самое широкое и точное определение понятию «семья» дал исследователь Н.Я. Соловьев. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [31, с. 31]. Ядром семьи являются супруги, между которыми создаются определенные взаимоотношения.
Психолог Л.Д. Шнейдер отмечает, что семейные отношения – «это сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания» [36, с. 93].
Проблемы развития современной молодой семьи рассматривали отечественные психологи: Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Ю.Е. Алешина, Е.Г. Силяева, Л.Д. Шнейдер, Н.Ф. Федотова, А.В. Шавлов и др.
П.Д Павленок дает следующее определение молодой семье: «молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет. Молодые семьи бывают большими, состоящими не только из супругов, детей, но и родителей супругов, бабушек, дедушек или даже родственников, и малыми, состоящими только из супругов или супругов с детьми. В структуру молодых семей входят следующие: полные; благополучные; социального риска; несовершеннолетних матерей; студенческие; военнослужащих срочной службы» [24, с. 132].
2 Эмпирическое исследование эффективности адресной социальной педагогической помощи молодой семье
2.1 Организация и характеристика методов исследования
Для разработки рекомендаций по повышению эффективности адресной социальной помощи молодой семье в ходе работы было решено провести исследование для выяснения проблем, свойственных молодым семьям и причин их возникновения.
Цель исследования: выявление наличия проблем молодых семей и причин их возникновения.
Задачи исследования:
- разработка анкеты для проведения опроса (Приложение А);
- формирование выборки исследования;
- выявление проблем молодых семей г. Дрогичина;
- выявление отношения молодых семей к социальной поддержке в г. Дрогичине.
База исследования: в исследовании принимали участие 30 молодых семей в возрасте от 19 до 30 лет г. Дрогичина.
Заключение
В ходе работы был изучен психолого-педагогический портрет молодой семьи. В качестве основных особенностей современной молодой семьи можно отметить уменьшение численности членов семьи, снижение стабильности, смена семейных ролей и лидерских позиций, сепарация молодой семьи от взрослых родственников, увеличение союзов, которые не узаконивают отношения.
Также в ходе работы были изучены проблемы современной молодой семьи и способы их решения. Проблемы молодой семьи можно разделить на два больших блока: социально-экономический и социально-психологический. К социально-экономическим проблемам относятся: формирования бюджета молодой семьи, материальная обеспеченность, улучшение жилищных условий, вопрос трудоустройства. К социально-психологическим проблемам можно отнести конфликтность молодой семьи, проблемные межличностные отношения между супругами, несовпадение ценностных ориентиров супругов, трудности достижения молодыми супругами ролевой совместимости в браке, организация семейного досуга.
В ходе работы была рассмотрена специфика, содержание и методы адресной социальной поддержки молодой семьи. Адресная социальная поддержка является не просто суммой разнообразных диагностических и коррекционных методов, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Носителем проблемы развития личности в каждом конкретном случае выступает и сама личность, и ее ближайшее окружение.
Также в ходе работы было рассмотрено нормативно-правовое регулирование процесса адресной социальной поддержки молодой семьи. Вся социальная работа с молодыми семьями проводится в основном через территориальные центры социального обслуживания населения. Можно отметить следующие основные формы и методы социальной работы с молодыми семьями: информационная работа, работа по обеспечению занятости членов молодых семей, методическая работа, рекламно-пропагандистская работа, аналитико-прогностическая работа, медико-социальная работа, работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, социально-педагогическая работа, создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, социальная реабилитация и адаптация, информирование и консультирование по вопросам прав.
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для вузов / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 208 c.
2. Алехина, И.В. Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе профессионального становления // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.) / И.В. Алехина. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 303-305.
3. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М., 1993. – 175 с.
4. Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298с.
6. Борисова, О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений / Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки / О.Н. Борисова. – Калининград, 1979. – С. 88-94.
7. Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С.И. Голод. – СПб.: Питер, 2008. – 284 с.
8. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 2007. – 280 с.
9. Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2005. – № 10. – С. 95-96.
10. Гуров, В.Н. Социальная педагогика в действии / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова, Н.Ф. Шинкаренко. – Ставрополь: Изд-во Ставроп. краев. ин-та повышения квалификации работников образования, 1994. – 142 с.
11. Гуслякова, Л.Г. Семья в представлениях молодежи / Л.Г. Гуслякова, В.А. Кувшинникова // Социальная работа. – 2008. – № 7. – С.177-179.
12. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семей / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2008. – №9. – С. 102-109.
13. Добрович, А. Милые бранятся…/ А. Добрович, О. Ясицкая. – М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружини. – СПб.: Питер, 2008. – 104 с.
15. Зуйкова, Е.М. Молодая семья / Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова. – М.: Европа, 2009. – 436 с.
16. Казакова, Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е.И. Казакова. – СПб.: Питер, 1995. – 129с.
17. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
18. Кунгурова, Н.И. Социальная политика / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Мн.: МФЦП, 2007. – 448 с.
19. Лавренова, Т.И. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации / Т.И. Лавренова, М.А. Лыгина. – 2011. – №3. – С. 55-60.
20. Мацковский, М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики / М.С. Мацковский. – М.: Экст, 2009. – 112 с.
21. Меньшутин, В.П. Помощь молодой семье / В.П. Меньшутин. – М.: Дело, 2007. – 187 с.
22. Морозова, Е.А. Социальная защита – анализ современных трактовок / Е.А. Морозов // Социальная политика и социология. – 2004. – №1. – С. 26-34.
23. Мустаева, Ф.А. Социальные проблемы современной семьи / Ф.А Мустаева // СоЦис. – 2009. – №3. – С.109-113.
24. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учебник / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с.
25. Расчетина, С.А. Социальная педагогика: учебник и практикум для СПО / С.А. Расчетина, З.И. Лаврентьева. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 416 с.
26. Рожков, М.И. Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников детских учреждений для детей-сирот: учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – 240 с.
27. Селезнева, Т. Молодежь нужно готовить к семейной жизни / Т. Селезнева // Социальная работа. – 2007. – № 2. – С. 17-19.
28. Семаго, М.М. Сопровождение – это… // Школьный психолог / М.М. Семаго. – 2003. – №35. – С. 31-36.
29. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие / Е.Г. Силяева. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.
30. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Ю.В. Слюсарев. – Санкт-Петербург, 1992. – 150 с.
31. Соловьев, Н. Я. Брак и семья сегодня / Н. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 256 с.
32. Стуколова, М. Семейные конфликты и их особенности / М. Стуколова / Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 24-29.
33. Торохтий, В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учебное пособие для академического бакалавриата / В.С. Торохтий. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 488 с.
34. Трус, И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера // Воспитание школьников / И. Трус. – 2002. – №7. – С.26-30.
35. Федотова, Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии / Н.Ф. Федотова. – 1983. – №5. – С. 87-94.
36. Шнейдер, Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Д. Шнейдер – М.: Апрель-пресс, 2000. – 512 с.
37. Шульга, Т.Н. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждении социальной помощи и поддержки / Т.Н. Шульга, Л.Я. Олиференко. – М.: Прогресс, 1997. – 250 с.
38. Эйдемиллер, Е.Г. Психология и психотерапия семьи / Е.Г Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – С-Пб.: ПИТЕР, 1999. – 656 с.