Введение
1 Теоретические аспекты проблемы нарушения отношений со сверстниками
1.1 Нарушение отношений со сверстниками: сущность понятия
1.2 Особенности предложения нарушений отношений со сверстниками детей-инвалидов средствами социальной работы
2 Содержание социально-педагогической деятельности в ситуации нарушений отношений со сверстниками в ГУО «Средняя школа №18 г. Витебска»
2.1 Опыт социально-педагогической деятельности по решению ситуации нарушения отношений со сверстниками в условиях учреждения образования
2.2. Методические рекомендации по решению ситуации нарушения отношений со сверстниками в условиях учреждения образования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Роль социума является основополагающей в развитии каждого человека. Находясь в обществе, личность индивида проходит стадии становления. В межличностных отношениях проявляются индивидуальные качества личности – эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, т.к. активность личности является важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения, человек проявляет себя как личность, вступает во взаимоотношения и получает возможность оценить себя в системе отношений с другими. В ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить.
В любых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в определенной ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю и ситуации, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития. «Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности» [13, с. 165].
В настоящее время ощущается переоценка ценностей современного общества, происходит формирование мировоззрения нового поколения, поэтому устоявшийся уклад жизни требует пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.
1 Теоретические аспекты проблемы нарушения отношений со сверстниками
1.1 Нарушение отношений со сверстниками: сущность понятия
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [5, с. 122].
Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С. Макаренко, психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А. Аркин и А. С. Заслужный. Начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них были единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я. Л. Коломинского, Л. В. Артемовой и др.
Для того чтобы осуществлять процесс формирования межличностного общения, необходимо обозначить и рассмотреть его параметры: потребность и мотив, цель, предмет, средства и результат общения. С точки зрения психологии, целью межличностного общения является удовлетворение потребности в общении.
Потребность в общении – это потребность индивида как субъекта, как личности в другом субъекте, в другой личности. Исследователи М.И. Лисина, В. С. Мухина, С. Г. Якобсон отмечают, что ребенок только со сверстниками научается жить в горизонтальной плоскости, а значит – строить особые (личностные, деловые, оценочные) связи, которые он не может выстроить со взрослым. Как показывают специальные исследования Л. Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, ребенка привлекает в сверстнике, прежде всего, возможность реализовать свою потенциальную активность, свободно выражать свои желания и переживания. Ж. Пиаже рассматривал общение сверстников как важный фактор, способствующий разрушению эгоцентризма «только благодаря разделению точки зрения равных ему – сначала других детей, а по мере взросления ребенка и взрослых – подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими детьми, и в мышлении» [19, с. 44].
2 Содержание социально-педагогической деятельности в ситуации нарушений отношений со сверстниками в ГУО «Средняя школа №18 г. Витебска»
2.1 Опыт социально-педагогической деятельности по решению ситуации нарушения отношений со сверстниками в условиях учреждения образования
ГУО «Средняя школа №18 г. Витебска» – это учреждение образования со своим особым отношением к учителям, учащимся и их законным представителям. В практику работы нашей школы прочно вошли идеи гуманизации образования.
Педагогический коллектив школы - это 51 педагог, способных к постоянному поиску и творчеству. Учителя непрерывно повышают свой профессиональный уровень: 38 учителей имеют высшую и первую категорию.
C 01 сентября 2017 года в 21 классе-комплекте обучаются 494 учащихся.
По окончании 2016/2017 учебного года 69% выпускников 11 классов поступило в ВУЗы, 31% - в ПТО, ССО.
Цель и задачи работы государственного учреждения образования « Средняя школа №18 г. Витебска « следующие.
Цель: обеспечение современного качества образования, повышение его эффективности в соответствии с потребностями столицы и традициями школы.
Задачи:
1. Совершенствование системы работы по удовлетворению потребностей обучающихся и их законных представителей в качественном обучении с учетом традиций школы.
2. Совершенствование межведомственного взаимодействия для организации системной работы в вопросах воспитания обучающихся.
3. Повышение эффективности дополнительных образовательных услуг в воспитании и развитии обучающихся, их профессиональной ориентации.
В школе функционирует социально – психологическая служба (СППС) (состоит из психолога и педагога социального).
Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения, обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении.
Заключение
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ научной литературы по проблематике исследования позволил теоретически рассмотреть проблему нарушения отношений со сверстниками в ситуации учреждения образования, выявить специфику социально-педагогической деятельности, разработать рекомендации по решению ситуации нарушения отношений со сверстниками в условиях учреждения образования. Потребность в общении – это потребность индивида как субъекта, как личности в другом субъекте, в другой личности. Потребность в общении со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста проܙявляется в сотрудничестве, признании, уважении, соܙпереживании и доброжелательном внимании. Для реализации процесса общения партнеры используют различные средства общения.
В школе функционирует социально – психологическая служба (СППС) (состоит из психолога и педагога социального). Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения, обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении.
В школе проводится работа по по решению ситуации нарушения отношений со сверстниками в условиях учреждения образования: оформляются рабочие панели холлов, проводятся конкурсы рисунков, плакатов на заданную тематику, тематические мероприятия с участием родителей и самих обучающихся, беседы, лекции, опросники, психологический тренинг, ролевые игры, дискуссии, привлекаются сотрудники прокуратуры, психиатры – наркологи, врачи – специалисты, психологи, специально подготовленные к работе с данным возрастным контингентом обучающихся. В практику школьной жизни входят деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Проводятся различные общешкольные мероприятия: «Минута славы», «Фабрика звезд» и другие, в которых школьники младшего возраста могут себя проявлять и получать эмоциональное подкрепление. Также функционирует «Доска почета».
1. Аверин А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения : учеб. пособие / А.Н. Аверин. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – С. 116.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебное пособие / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 1999. – 376 с.
3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / А.Е. Аркин. – М. : Просвещение, 1969. – 445 с.
4. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: сценарии / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 8. – С. 96–107.
5. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 122–127.
6. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. – 256 с.
7. Варковастова Т. В. Социальная защита инвалидов в России. М.: Юридическая литература. 2010. – С. 704.
8. Видмер, Т. Работа с инвалидами в Великобритании / Т.Видмер // Социальная работа. – 2009. – №4. – С. 16-18.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
10. Гаркуша, Ю.Н. Особенности общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Н. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж: МОДЕК, 2001. – С. 95 – 99.
11. Гришина, Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации / Л.П.Гришина – М.: Академия, 2002. – 270 с.
12. Добровольская Т.А. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? / Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. // СоцИсс. – 2010. – №5. – С. 7-26.
13. Думбаев, А.Е., Инвалид, общество и право / А.Е.Думбаев, Т.В.Попова. – Алматы: Верена, 2006. – 180 с.
14. Зайцев, И.С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи / И.С. Зайцев // Специальная психология. – 2007. – № 3 (13). – С. 39-46.
15. Зелишин, О.В. Психологическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями и онкобольных: учебное пособие. / О.В. Зелишин. – Минск: Вышейшая школа, 2010. – 332 с.
16. Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников (общее и различное) : дис. … д-ра психол. наук / Я.Л. Коломинский. – Минск., 1980. – 426 с.
17. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 c.
18. Мясищев, В.Н. Психология отношений / / В.Н. Мясищев. –М. : Институт практической психологии, 1995. – 356 с.
19. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М., 2001. – 345 с.
20. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. gроф. Павленка П.Д. – М.: Дашков и К°, 2006. – 236 с.
21. Технология социальной работы: В 2 ч. / Н.П.Щукина – Самара: Издательство «Самарский университет». Ч. 1. − 2006. − 174 с.; Ч. 2. − 2007. – 222 с.
22. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
23. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. – Р-н/Д: Феникс, 2006. – 400 с.
24. Xолостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е.И.Xолостова – М.: Дашков и К°, 2006. – 240 с.
25. Xолостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие. / Е.И.Холостова, Н.Ф.Дементьева/ – М.: Дашков и К°, 2006. –340 с.
26. Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. – М.: Экзамен, 2006. – 415 с.
27. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р.Ярская- Смирнова, Э.К.Наберушкина. – Изд. 2-е, доп. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
28. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальное конструирование инвалидности / Е.Р.Ярская- Смирнова // Социологические исследования. − 2002. – №4. – С. 38-45.