ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с интеллектуальной недостаточностью в младших классах
1.2 Особенности изобразительной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью в младших классах
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
2.1 Методика проведения исследования уровня развития учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе
2.3 Комплекс упражнений, необходимый для развития учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительного искусства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется недостаточной разработанностью методического обеспечения коррекционно-развивающей работы по формированию умений учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности на коррекционных занятиях.
Учителю необходимо четко представлять основные причины и механизмы затруднений в учебной деятельности у каждого ребенка и на основании этого использовать соответствующие приемы коррекционно-развивающей работы, как на уроке, так и на коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности.
При достаточной разработке приёмов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, формирования связной речи и сенсомоторной сферы проблема формирования умений учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной.
Рисование является самым распространенным видом детского творчества, предоставляющим возможность самовыражения, способом познания окружающего мира, отражающим эмоциональное состояние ребенка, уровень его развития. Основной задачей преподавания изобразительного искусства в школе является развитие творческого потенциала личности, обогащения эмоциональной сферы школьников через знания и практическую изобразительную деятельность. Однако, изобразительная деятельность также может служить средством развития познавательного интереса учащихся.
Цель исследования – выявить особенности учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительного искусства в младших классах.
В соответствии с поставленной целью нами определены следующие задачи исследования:
1. Представить психолого-педагогическую характеристику учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью;
2. Выявить особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью;
3. Описать методику проведения исследование уровня развития учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе;
4. Провести анализ результатов исследование уровня развития учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с интеллектуальной недостаточностью в младших классах
Термин «интеллектуальная недостаточность» в коррекционной педагогике относится к постоянному снижению познавательной активности детей, возникшей на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Степень повреждения центральной нервной системы может варьироваться по степени тяжести, месту и времени появления. Другими словами, этиология патологического развития может быть очень разнообразной, что, в свою очередь, обуславливает индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития ребенка с нарушениями интеллекта [2].
Нарушения интеллектуальной сферы детей могут иметь различную природу и иметь большое количество проявлений. Дети с нарушениями интеллекта в форме умственной отсталости составляют от 1 до 3% от общей численности детского населения.
Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, особенности развития каждой психической функции.
Восприятие детей с ограниченными интеллектуальными возможностями характеризуется рядом характеристик. Одной из таких характеристик является медлительность зрительного восприятия. Небольшое количество восприятия не позволяет полностью познакомиться с пространством, которое их окружает. Такому ребенку сложно удержать на виду одновременно большое количество объектов.
Задержка внимания сильно зависит от степени недоразвития, но его произвольная сторона в основном не развита. Такие дети могут сосредоточиться только на очень небольшом количестве предметов (1-2 предмета), т.е. есть у них небольшой объем внимания. Дети с интеллектуальной недостаточностью просто не могут долгое время уделять внимание некоторой активности. Низкая стабильность внимания и повышенная утомляемость делают невозможным длительную работу с одним предметом.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
2.1 Методика проведения исследования уровня развития учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе
Для изучения особенностей формирования уровня развития учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе было проведено экспериментальное исследование.
В исследовании приняли участие 16 детей – обучающиеся 4 «Б» (контрольная группа) и 4 «Б» классов (экспериментальная группа). В каждой группе по 8 человек (8 с интеллектуальной недостаточностью и 8 без).
Цель экспериментального исследования: исследование уровня развития учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе.
Задачи экспериментального исследования:
1. подобрать психодиагностические методики;
2. провести анализ результатов исследования.
Методы и методики определения уровня развития учебной деятельности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
В процессе исследования применялись методы разного уровня:
Психодиагностические методики:
Методика «Оценка школьной мотивации», предложенная Н.Г. Лускановой
«Методика изучения мотивации обучения» М.И.Лукьяновой
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М. Р. Гинзбурга.
В исследовании были использованы следующие методики:
Методика «Оценка школьной мотивации», предложенная Н.Г. Лускановой [15] была использована для дифференцировки обучающихся по уровню школьной мотивации.
Цель – выявить уровень школьной мотивации у обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термином «интеллектуальная недостаточность» в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления. Другими словами, этиология патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь, вызывает индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Важнейшим аспектом проблемы комплексности коррекционно-педагогической работы по формированию умений учебной деятельности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью является взаимосвязь коррекционных занятий и уроков.
Изобразительная деятельность младших школьников с интеллектуальной недостаточностью находится на низком уровне развития, характеризуется значительным своеобразием, поскольку формирование и развитие графических и изобразительных умений и навыков происходят у них на нарушенной основе, то особенности умственного и физического развития, а также эмоционально-волевой сферы отчетливо проявляются и в процессе рисования. Для раскрытия потенциальных возможностей детей на уроках изобразительного искусства необходимо максимально осуществлять коррекционно-педагогическую работу, органически сочетая учебные, коррекционные и воспитательные задачи.
Для изучения особенностей формирования уровня развития учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе было проведено экспериментальное исследование.
В исследовании приняли участие 16 детей – обучающиеся 4 «Б» (контрольная группа) и 4 «Б» классов (экспериментальная группа). В каждой группе по 8 человек (8 с интеллектуальной недостаточностью и 8 без).
Можно констатировать, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью имеют низкий уровень школьной мотивации. Для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью не является характерным познавательная мотивация, где наиболее ярко выражены мотивы собственного роста, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования;
У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью редко наблюдаются мотивы обучения, связанные с личностным мотивом, что характеризует их отсутствием понимания значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний школьников с интеллектуальной недостаточностью, их самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев.
1. Барышева, Т. А. От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде / Т. А. Барышева. – СПб. : ГРМ, 2011. – 122 с.
2. Мещерякова, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М. : АСТ, 2008. – 868 с.
3. Былино, М. В. Рисуночная деятельность / М. В. Былино // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 1–30.
4. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка / А. Д. Виноградова. – М. : Просвещение, 1985. – С. 25–50.
5. Гаврилушкина, О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для детей с интеллектуальной недостаточностью / О. П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 1991. – 94 с.
6. Гайдукевич, С. Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. – Минск : БГПУ, 2006. – 98 с.
7. Галкина, О. И. Обучение рисованию в начальной школе / О. И. Галкина. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 40 с.
8. Годовикова, Д. Б. Формирование познавательной активности / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 1. – С. 28–32.
9. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы : методический материал / Т. Н. Головина. – М. : Педагогика, 1974. – 119 с.
10. Граборов, А. Н. Очерки по олигофренопедагогике / А. Н. Граборов. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1961. – 196 с.
11. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. А. Грошенков. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
12. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе / И. А. Грошенков. – М. : Просвещение, 1993. – 175 с.
13. Гурьянова, И. В. Дидактические и методические основы преподавания изобразительного искусства в начальной школе / И. В. Гурьянова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006 – 40 с.
14. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности / Е. А. Екжанова. – СПб. : Сотис, 2002. – 76 с.
15. Захарова, Ю. В. Обучение рисованию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью как психолого-педагогическая проблема / Ю. В. Захарова // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 47–52.
16. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. – Минск : Народная асвета, 1992. – 191 с.
17. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб пособие для студентов вузов / Т. Г. Казакова. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
18. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В. С. Кузин. – М. : Просвещение, 1984. – 405 с.
19. Кулько, В. Н. Формирование у учащихся умения учиться / В. Н. Кулько, Г. Ц. Цехмистрова. – М. : Просвещение, 1983. – 156 с.
20. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие / Р. И. Лалаева. – СПб. : «Союз», 1998. – 224 с.
21. Лебедева, А. В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников / А. В. Лебедева // Средне профессиональное образование. – 2010. – № 2. – С. 62-64.
22. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлова. – М. : Академия, 1990. – 432 с.
23. Методика преподавания изобразительной деятельности: учебно-методический комплекс / Сост. Г. В. Кузнецова. – М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – 28 с.
24. Петрова, В. Г. Психология школьников с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Просвещение, 2004. – 160 с.
25. Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе: пособие для учителей и методистов / Н. И. Пьянкова. – М. : Просвещение, 2006. – 176 с.