Введение
Глава 1 Теоретические аспекты использования предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика предметно-развивающей среды
Выводы по первой главе
Глава 2 Экспериментальное исследование предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Развитие игровой среды детства должно основываться на принципах обогащения и интенсивности знаний, которые содержатся в их арсенале природных и социальных средств, способных диверсифицировать деятельность ребенка. Она помогает ребенку извлекать из нее необходимую информацию для решения задач различных видов деятельности и моментов творческого духовного развития. Для детей дошкольного возраста «Игра – это единственный способ избавиться от роли ребенка, пока он остается ребенком». Для взрослого человека «единственный способ снова стать ребенком – это оставаться взрослым».
Родители покупают игрушки, поощряют их играть самостоятельно и знают, что дети любят играть. Но не все задумываются о воспитательной важности детских игр. Многие считают, что игры необходимы для веселья, чтобы развлечь ребенка. Другие видят в этом один из способов отвлечь ребенка от шума и капризов. Игра, по их мнению, заполняет их свободное время, чтобы быть на работе. Всегда играя с детьми, родители должны смотреть на игру, как на одно из важнейших средств воспитания.
Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии накоплен большой опыт в воспитании и обучении дошкольников, основанный на создании развивающейся среды в детском саду. Особенностью всех этих исследований является повышенное внимание к построению предметной среды развития, обеспечивающей новые подходы к их организации в образовательном процессе с поддержкой персонализированной модели взаимодействия детей и взрослых. Игровая деятельность дошкольников в настоящее время имеет большое значение. Игра является ведущим видом их деятельности. Хорошо продуманная игровая деятельность дошкольников важна для развития психики, физического развития и контроля социального опыта.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты использования предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Игра – это одно из направлений деятельности человека. Сложное и интересное явление, оно уже давно привлекает внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов, генетиков, писателей и др.
В трудах педагогов и психологов появились новые данные, подтверждающие, что игра спонтанно возникает не как продукт сугубо индивидуального творчества, а под воздействием социальной среды, усвоения социального опыта ребенка и как средство воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.
Постепенно на передний план выходят образовательные исследования детской игры в целом, а также ее различных типов: ролевые игры, дидактические, мобильные. Педагоги и психологи обращают внимание на необходимость осмотра ребенка в игре, чтобы выбрать более значимые методы формирования игры и взаимоотношений детей в ней [3, c. 5].
На ранних стадиях человеческого развития, когда уровень производительных сил был еще крайне низким, а основным источником средств к существованию была охота, дети очень рано начали участвовать в общей работе со взрослыми. Практически освоив возможности использования примитивных инструментов, дети стали полноправными членами общества [7, с. 99].
Каждый народ накопил и передавал из поколения в поколение огромный запас разнообразных детских игр, в которых дети, играя и развлекаясь, знакомятся с окружающим миром, совершенствуют свои навыки, осваивают различные виды человеческой деятельности.
Выводы по первой главе
Игра играет особую роль в развитии детей. Игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста и имеет большое значение для развития и воспитания личности ребенка в целом и для подготовки к школе в частности. Это важнейший метод коррекции образовательного процесса. Она занимает большое место в мире физического, эстетического, нравственного и трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Окружающая среда выступает движущей силой формирования и развития личности и присущей ей деятельности. Она способствует формированию различных способностей, субъективных качеств дошкольника, определяет его индивидуальность, стимулирует различные виды деятельности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «я», создает реальные и разнообразные условия для его проявления. Созданная среда развития стимулирует детей чувствовать радость, эмоционально позитивное отношение к детскому саду, желание участвовать, увеличивает новые впечатления и знания, способствует активной творческой деятельности, положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью экспериментального исследования является выявить уровень сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 48» города Могилева.
Выборка исследования: 21 воспитанник старшего дошкольного возраста.
Цель экспериментального исследования: определить уровень игровых навыков у детей старшего возраста дошкольного возраста.
Задачи экспериментального исследования:
- выбрать требуемый диагностический материал;
- диагностировать уровень игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать полученные результаты.
1. Методика, разработанная Р.Р. Калининой, использовалась для определения уровня развития игровых навыков у детей дошкольного возраста [12]. Эта методика основана на схеме наблюдения за детскими играми. Содержит наиболее важные параметры, определяющие развитие ролевой игры в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая система позволит проводить как качественный, так и количественный анализ уровня подготовки детей дошкольного возраста к ролевым играм.
2. С целью изучения образовательного уровня игровых навыков детей дошкольного возраста была организована ролевая игра в группе из 7 детей дошкольного возраста.
Выводы по второй главе
Проанализировав данные эмпирического исследования, были сделаны следующие выводы, что ролевые игры для детей характеризуются средним уровнем развития и недостаточным содержанием. В независимых играх сюжеты повторяются много раз без новых сюжетов, вводимых детьми. Поэтому необходимо принять меры по повышению уровня игровых навыков у детей старшего возраста дошкольного возраста.
Преимуществом созданной среды является возможность вовлечения всех детей в активную самостоятельную трудовую деятельность. Каждый ребенок может выбрать в каждом центре интересное занятие, которое обеспечит разнообразие содержания, доступность и удобство размещения материалов. Ученики будут иметь меньше конфликтов друг с другом. Положительное эмоциональное настроение дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости и желании посещать детский сад. В течение дня дети будут создавать и выполнять множество рисунков, ремесел, сказок, экспериментов, игровых импровизаций и т.д. Дети также смогут легко играть в детском саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная деятельность ребенка – игра, и его влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Разнообразие игр в детском саду должно быть гарантировано созданием игровой площадки. Учитывая особенности детской игровой деятельности, можно сделать вывод, что целенаправленное обучение детей в игре может активизировать умственную и двигательную сферы, развивать когнитивные процессы, эмоциональную и волевую сферы, умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Созданная тематическая среда развития стимулирует детей к радости, эмоционально позитивное отношение к детскому саду, желание участвовать, увеличивает новые впечатления и знания, способствует активной творческой деятельности, положительно влияет на психическое развитие дошкольников. Особое внимание уделяется профессиональной игровой среде в дошкольных учреждениях. Таким образом, играют важную роль в жизни и развитии детей. Многие положительные характеристики ребенка, интерес и готовность к дальнейшему обучению развиваются в игровой деятельности, развиваются когнитивные способности. Играть важно для того, чтобы подготовить ребенка к будущему и сделать его реальную жизнь полной и счастливой. Учителя не должны забывать обращать особое внимание на игру. Детская игра – это часть его жизни. Поэтому дошкольная игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и умственного развития, формирования личности и формирования групп детей. Педагог, разрабатывающий тему, должен руководить игрой, делать ее более информативной и организованной, знакомить детей с жизнью и деятельностью взрослых и помогать им в организации игр. Это создает более благоприятные условия для общего развития ребенка.
1. Абузярова , Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2009. – №6. – С. 29.
2. Антонова, Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Педагогика, 2006. – 250 с.
3. Анурин, В. Ф. Интеллектуальный тренинг / В. Ф. Анурин. – М. : «Академический Проект», 2005. – 15 с.
4. Артамонова, О. Предметно–пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 34-41.
5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. – №6. – С. 19-32
6. Грашин, А. А. Дизайн детской развивающей предметной среды: Учеб. пособие / А. А. Грашин. – М. : Архитектура, 2008. – 342 с.
7. Гринявичене, Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно–игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно–практической конференции) / Н. Т. Гринявичене. – М. : Педагогика, 2006. – 311 с.
8. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика–Синтез, 2009. – 128 с.
9. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.
10. Денисенкова, Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) / Н. Денисенкова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №12. – С.17–21
11. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
12. Кирьянова , Р. А. Принципы построения предметно–развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. – 2004. – №11. – С. 27-30.
13. Колунтаева, Л. И. Организация предметной среды детского сада / Л. И. Колунтаева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №5. – С. 43-51
14. Краснощекова, Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону, 2007. – 352 с.
15. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
16. Маханева, М. Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2009. – №2. – С.4–6
17. Менджерицкая, Д. Детские игры/журнал «Дошкольное воспитание». – № 5. – 210 с.
18. Меремьянина, О. Р. Предметно-развивающее пространство в ДОУ / О. Р. Меремьянина, А.С. Казанцева // Воспитатель ДОУ. – 2008 – №7. – С.34-45
19. Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
20. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность / С.Л. Новоселова // Детский сад : от А до Я, 2003. – №6. – С. 43-48.
21. Особенности ролевых игр в раннем и старшем дошкольном возрасте // журнал «Дошкольное воспитание», 2008. – 54 с.
22. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский. – М. : Просвещение, 1993. – 216 с.