2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений у старших школьников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и межличностных отношений у старших школьников
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проходило на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Островец». В исследовании приняли участие 80 учащихся 9-х классов в возрасте 14-15 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) проведение тестирования, направленного на выявление особенностей психологического здоровья подростков из неполных семей;
3) обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: выявление связи самооценки и межличностных отношений в старшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: самооценка старшего школьника влияет на его статусное положение в системе межличностных отношений.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы статистической статистики.
Методики исследования:
1. Методика изучения самооценки качеств личности Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
2. Метод социометрических измерений.
3. Методика Т. Лири «Диагностика межличностных отношений».
Краткое описание методик исследования.
1. Методика изучения самооценки качеств личности Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Цель методики: изучение самооценки качеств личности; выявление уровня самооценки по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).
Вывод по главе
С целью выявления взаимосвязи самооценки и показателей межличностных отношений у старших школьников было проведено эмпирическое исследование.
В результате диагностики самооценки качеств личности было выявлено, что большая часть старших школьников имеют средний (адекватный) уровень самооценки и завышенный уровень притязаний. Старшие школьники объективно оценивают свои способности, при этом, стремятся к достижению большего, что свидетельствует об оптимальном представлении у старших школьников о своих возможностях и является важным фактором личностного развития.
В результате социометрического эксперимента было установлено, что в группе старших школьников отмечается высокий уровень благополучия взаимоотношений, средний уровень сплоченности и привязанности; средний уровень удовлетворенности испытуемыми своими отношениями в классе. В целом группу старших школьников можно считать благополучной. Большинство испытуемых группы оказывается в благоприятных статусных категориях – это «лидеры» и «предпочитаемые».