ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия самосознания, его структура
1.2 Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста как эмоциональный компонент самосознания
1.3 Роль взрослых в формировании самосознания ребенка старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К САМОМУ СЕБЕ КАК КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ
2.1 Методологические основы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по организации условий успешного развития самосознания в старшем дошкольном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Самосознание является сложным психическим процессом, особой формой сознания, характеризующейся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек одновременно является и познающим, и познаваемым. Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов:
- рационального, отражающего знания человека о себе;
- эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются.
Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности, способности [4, c. 56].
Что касается дошкольного возраста, то на начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать как важнейший регулятор его поведения, активности в учении, труде, общении, самовоспитании. Самосознание и самооценка ребенка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов, первым среди которых выступает общение ребенка с окружающими взрослыми.
Формирование самооценки связано с активными действиями дошкольника, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия самосознания, его структура
В современной психологии представлены различные трактовки самосознания, которая определяется в качестве важнейшей субъективной реальности человека, которая определяется понятиями момента, формы сознания; собственного опыта себя; интегративного свойства личности и феноменологически превращенной формы ее действительных отношений. Самосознание представляет собой существенный момент сознания в целом, а также его выражение в данный момент. Кроме того, оно составляет с сознанием внутренний, субъективный мир человека, куда включены мысли, переживания, отношения, желания, стремления во временном континууме.
Самосознание в качестве формы сознания отличается специфическим предметным содержанием, прототипом которого выступает человек, который осознает себя самого как познающего, действующего, осознающего себя в различных связях и отношениях с миром, в различных формах своей активной жизнедеятельности в целом. Главными свойствами самосознания являются
- рефлексивность;
- выражение отношений человека к действительности;
- диалогичность.
В другой трактовке самосознание определяется в качестве собственного опыта себя, формы существования которого совпадают с формами существования опыта внешнего мира, его знаниями, эмоциональными и ценностными оценками, поведенческими программами и т.д. Самосознание одновременно является результатом, продуктом, неотъемлемым компонентом
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К САМОМУ СЕБЕ КАК КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ
2.1 Методологические основы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить, как условия семейного воспитания влияют на уровень и особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическое исследование включало 4 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования, подготовка диагностического инструментария;
2) изучение родительского отношения к детям (тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина); изучение самооценки детей по методике «Лесенка» (модификация С.Г. Якобсон, В.Г. Щур);
3) анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования;
4) разработка рекомендаций по организации условий успешного развития самооценки старших дошкольников
Задачи исследования:
- диагностировать родительское отношение к ребенку в семье;
- диагностировать уровень самооценки детей;
- выявить взаимосвязь между самооценкой старших дошкольников с родительским отношением к ним в семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологии представлены различные трактовки самосознания, которая определяется в качестве важнейшей субъективной реальности человека, которая определяется понятиями момента, формы сознания; собственного опыта себя; интегративного свойства личности и феноменологически превращенной формы ее действительных отношений. Самосознание представляет собой существенный момент сознания в целом, а также его выражение в данный момент. Кроме того, оно составляет с сознанием внутренний, субъективный мир человека, куда включены мысли, переживания, отношения, желания, стремления во временном континууме.
В самосознании представляется возможным выделить взаимосвязанные компоненты с собственным содержанием, к которым относятся когнитивный, поведенческий, компонент самоотношения. Наиболее изученным в психологии является когнитивный компонент, который зафиксирован в виде многообразных по составу и форме отражения (непосредственно-чувственной или абстрактно-логической) знаний человека о самом себе
Самоотношение определяется в качестве индикатора успешности самореализации субъекта как личности. Оно является динамической иерархией самооценок и эмоционально-ценностных отношений, которая определяется социальной ситуацией развития, иерархией деятельности, а также стоящими за ними смыслообразующими мотивами и мотивами-стимулами. Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их
1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.
2. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / О.В. Белановская. – Минск: Вышэйшая школа., 2004. – 102 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464 с.
4. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 1973.
5. Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - С. 5.
6. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999.
7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.
8. Захарова А. Самосознание и самооценка подростка. // Семья и школа, 1979. - С. 21
9. Захарова А. Что такое самооценка. // Семья и школа, 1979. - С. 39
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.
11. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.
12. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск, 1985.
13. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980. - 646 с.
14. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Психодиагностика / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2001. – Кн. 3. – 640 [143] с.
15. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.
16. Пахальян В.Э. Место и роль общения с родителями в структуре общения старшеклассников // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980. - 344 с.
17. Прихожан А. Толстых Н. Оценивая себя // Семья и школа. - Мн., 1986. - 220 с.
18. Прихожан, А. М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5–9 лет / А. М. Прихожан // Детский практический психолог. – 2005. – С. 32–35.
19. Психодиагностика в дошкольном возрасте: практикум / cост. О. В. Конькова. – Минск: БГУ, 2012. – 56 [22] с.
20. Радина, Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - М., 2000. - 373 с.
21. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.
22. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.
23. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.
24. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
25. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988.
26. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - М., 1977.
27. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.
28. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
29. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - М.,1988.
30. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. - М., 1981. - 521 с.
31. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
32. Столин, В.В. Самосознание личности. - М., 1983. 286 с.
33. Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. - М., 1983. - 158 с.