ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Актуальные аспекты изучения тревожности в психологической науке
1.2 Тревожность в подростковом возрасте
ВЫВОД
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Описание методик и ход исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
3.1 Содержание коррекционной работы с подростками
3.2 Оценка эффективности коррекционной работы
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена широкой распространенностью феномена тревожности в современном обществе, которое предъявляет высокие требования к личности подрастающего поколения. Современный школьник должен быть уверен в себе и своих способностях, открыт для взаимодействия с внешним миром, приспособлен к постоянно изменяющимся требованиям школы. Повышение тревоги учащихся связано преимущественно с социальными причинами: явлениями, отражающими восприятие индивидом окружающей его действительности как нестабильной, угрожающей.
Наиболее подверженным к социальным изменениям и стрессам, с ними связанными, является подростковый возраст. Современный подросток развивается в мире неопределённости и противоречий, жизнь которого наполнена разнообразными стрессовыми ситуациями. Негативные эмоциональные переживания могут активизировать интеллектуальные и психоэмоциональные возможности подростка, что способствует достижению успеха в учебе, труде и общении. Но чрезмерные по миле и длительности стрессы могут привести к истощению, что негативно скажется на качестве обучения в школе, приведет к отклонениям в поведении.
Особая роль в стимулировании стрессовых ситуаций подростка играет наличие высокого уровня ситуативной и личностной тревожности. Своевременная психологическая диагностика и последующая психокоррекция тревожности подростка способствует осознанию заинтересованности взрослыми и самим подростком эмоциональных аспектов своей личности и учете их в процессе обучения и общения. Подростковый возраст принято считать сенситивным периодом для коррекции эмоциональных нарушений. Для многих подростков коррекционная группа может стать мощным ресурсов, позволяющим справиться с тревожностью.
В современной психологической науке проблема тревожности является одной из наиболее актуальных. Проблема тревожности является одной из фундаментальных в отечественной и зарубежной психологии. Свои работы изучению тревожности посвятили такие психологи как В.М. Астапов, А.Л. Венгер, Е.А. Волгуснова, А.В. Гуров, А.И. Захаров,
Э.В. Зиновьева, К.Е. Изард, А.А. Ковалевская, К.В. Коновалова,
А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд и многие другие.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Актуальные аспекты изучения тревожности в психологической науке
Проблема изучения психических состояний, в частности, феномена тревожности в психологической науке является одной их фундаментальных. Понятие «тревожность» в современной психологии рассматривают в качестве психического свойства, склонности человека к переживанию тревоги, который характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги.
Существует большое количество научных определений тревожности, но общим для всех является понимание тревожности как состояния, связанного с неблагополучием, переживанием дискомфорта [8, с. 56].
В настоящее время термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности человека испытывать это состояние. Исследователи Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин отмечают, что человек, имеющий выраженную тревожность, склонен воспринимать окружающую действительность, как содержащую в себе некоторую опасность или угрозу [13, с. 95].
Анализ литературы показал, что в отечественной психологии феномен тревожности преимущественно рассматривался в качестве проявления неблагополучия, которое вызывается нервно-психическими заболеваниями или является следствием психической травмы.
Дезорганизующее воздействие тревожности на деятельность индивида показано в ряде исследований зарубежных и отечественных психологов (Х. Айзенк, Н.Д. Левитов, Р. Мэй, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, Дж. Тэйлор, Ч.Д. Спилбергер и др.).
Повышенная тревожность оказывает отрицательное влияние на мотивы и цели человеческой деятельности. Так, она подменяет мотив деятельности за счет собственной побудительной силы (Л.И. Божович, А.М. Прихожан), снижает мотивацию на успех (Х. Хекхаузен), способствует утрате исходной цели (Ф.Е. Василюк), разрушает действия в стрессогенных ситуациях (А.М. Прихожан), замедляет умственную активность (Э.А. Голубева).
ВЫВОД
Таким образом, в современной психологической науке тревожность рассматривается не только в качестве негативной чертой личности, но и считается полезной при оптимальном ее уровне. Актуальным вопросом до сих пор остается выяснение причин тревожности учащихся всех возрастов. Современные исследования тревожности направлены на выявлений причин и особенностей проявлений у детей и подростков ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, которая является стабильным свойством личности. Возрастает интерес к исследованию проблемы высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся.
Подростковая тревожность, прежде всего, связана с половым созреванием, возрастными особенностями и ведущей деятельностью подростка Физиологические изменения, связанные с началом полового созревания, способствуют дезорганизации поведения подростка и проявлению тревожности в определенных ситуациях. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подростков обуславливает возникновение тревожности на основе опасений за неудачные результаты проявления собственной инициативы в общении со сверстниками. Психологические особенности подростка (повышение рефлексии, формирование характера) являются внутренними причинами появления тревожности. Тревожность как свойство личности в подростковом возрасте связана с застенчивостью, что в совокупности приводит к возникновению трудностей в общении, установлении дружеских отношений, трудностей в самовыражении, эмоциональных нарушений.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует по проблеме исследования о необходимости проведения эмпирического исследования уровня и характера тревожности у подростков.
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Описание методик и ход исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа г. Круглое». Всего в исследовании приняли участие 40 человек. Выборку исследования составили 20 учащихся 10 «А» класса и 20 учащихся 10 «Б» класса (Приложение А).
Исследование проходило в несколько этапов:
1. На первом этапе проводилась диагностика уровня тревожности у подростков.
2. На втором этапе проводилась диагностика характера школьной тревожности у подростков.
3. На третьем этапе была произведена первичная статистическая обработка результатов исследования.
4. На четвертом этапе результаты исследования и предлагаемая гипотеза были проверены методами математической статистики.
Для выявления уровня тревожности у подростков применялась методика «Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева). Для выявления характера школьной тревожности у подростков применялась методика «Тест школьной тревожности» Филлипса (Приложение Б).
Методика «Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева).
Методика предназначена для выявления уровня познавательной активности, тревожности и гнева как наличного состояния и как свойства личности.
Цель исследования: выявить уровень тревожности подростков.
Ход исследования:
Процедура исследования: методика проводилась в групповой форме в письменном виде. Испытуемым предлагалось заполнить 2 опросника с помощью четырех-балльной шкалы оценок. В первой части опросника необходимо было обвести кружком одну из цифр воле предложений, в зависимости о того, как испытуемый чувствует себя в обычном состоянии. Во
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
3.1 Содержание коррекционной работы с подростками
На основании результатов проведенного исследования нами была разработана программа коррекции самооценки у подростков. Разработанная нами коррекционная программа по развитию адекватной самооценки подростков в процессе учебной деятельности представлена в Приложении Б.
Цель коррекционно-развивающей программы: развитие адекватной самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
1) формирование положительной Я-концепции;
2) формирование мотивации достижения успеха;
3) развитие рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока;
4) развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения;
5) формирование потребности в саморазвитии.
Структура программы: 9 занятий.
Продолжительность каждого занятия – от 45 мин. (1 учебный час).
Форма проведения коррекционно-развивающих занятий: групповая.
Структура каждого занятия: 1) вводная часть; 2) основная часть; 3) заключительная часть.
Ожидаемые результаты: предполагается, что результаты прохождения учащимися предложенных мероприятий окажут положительное влияние на двух уровнях психической реальности:
1) на индивидуальных особенностях развития подростка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока, развитием умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку;
2) в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
ВЫВОД
В результате первичной обработки данных было выявлено, что большинство подростков из 10 «А» класса характеризуются низкой тревожностью в обычном состоянии и высокой тревожностью в школе. Эти учащиеся испытывают негативное эмоциональное состояние, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Высокая тревожность в школе у учащихся 10 «А» класса связана с переживанием социального стресса, фрустрацией потребности в достижении успеха, со страхом самовыражения, со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих.
Большинство подростков из 10 «Б» класса характеризуются средней тревожностью в обычном состоянии и средней тревожностью в школе. У этих учащихся школьная ситуация не является фактором повышения тревожности. Высокая тревожность в школе у некоторых учащихся связана с переживанием социального стресса, фрустрацией потребности в достижении успеха, со страхом самовыражения. Однако, тревожность в школе у этих учащихся, по сравнению с учащимися «А» класса, проявляется менее интенсивно.
В результате вторичной обработки данных при помощи критерия
U-Манна-Уитни. Было установлено, что существуют различия в уровне тревожности у подростков из 10 «А» и 10 «Б» класса. Уровень тревожности в группе подростков из 10 «Б» класса ниже уровня тревожности в группе подростков из 10 «Б» класса.
Нами была проведена коррекционная работа с подростками. Цель программы: развитие адекватной самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. Задачи коррекционно-развивающей программы: формирование положительной Я-концепции; формирование мотивации достижения успеха; развитие рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока; развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения; формирование потребности в саморазвитии.
Для оценки значимости различий между результатов исследования самооценки и тревожности у подростков до и после формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика и обработки данных с использованием критерия Вилкоксона. В результате обработки данных было установлено, что различия в уровне и характере тревожности до и после проведения коррекционной работы у подростков статистически значимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в современной психологической науке тревожность рассматривается не только в качестве негативной чертой личности, но и считается полезной при оптимальном ее уровне. Актуальным вопросом до сих пор остается выяснение причин тревожности учащихся всех возрастов. Современные исследования тревожности направлены на выявление причин и особенностей проявлений у детей и подростков ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, которая является стабильным свойством личности. Возрастает интерес к исследованию проблемы высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся.
Подростковая тревожность, прежде всего, связана с половым созреванием, возрастными особенностями и ведущей деятельностью подростка Физиологические изменения, связанные с началом полового созревания, способствуют дезорганизации поведения подростка и проявлению тревожности в определенных ситуациях. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подростков обуславливает возникновение тревожности на основе опасений за неудачные результаты проявления собственной инициативы в общении со сверстниками. Психологические особенности подростка (повышение рефлексии, формирование характера) являются внутренними причинами появления тревожности. Тревожность как свойство личности в подростковом возрасте связана с застенчивостью, что в совокупности приводит к возникновению трудностей в общении, установлении дружеских отношений, трудностей в самовыражении, эмоциональных нарушений.
Нами была проведено эмпирическое исследование уровня и характера тревожности в подростковом возрасте. В результате первичной обработки данных было выявлено, что большинство подростков из 10 «А» класса характеризуются низкой тревожностью в обычном состоянии и высокой тревожностью в школе. Эти учащиеся испытывают негативное эмоциональное состояние, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Высокая тревожность в школе у учащихся 10 «А» класса связана с переживанием социального стресса, фрустрацией потребности в достижении успеха, со страхом самовыражения, со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих.
1. Ананина, Л.В. Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте / Л.В. Ананина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. – М., 2017. – С. 143-147.
2. Андреева, И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности социально- психологических характеристик подростков: автореферат дис. …канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Н. Андреева. – Минск, 2002. – 22 с.
3. Артюхова, Т.Ю. Тревожность современных подростков / Т.Ю. Артюхова, Н.В. Басалаева // Альманах современной науки и образования. 2009. – № 4-1. – С. 15-19.
4. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
5. Голубниченко, А.А. Психологические детерминанты диффузности личностного самоопределения у застенчивых старшеклассников / А.А. Голубниченко // Вестник ЛГУ. – 2016. – № 2. – С. 9-20.
6. Долгова, В.И. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста / В.И. Долгова, Г.М. Клочева, В.А. Бондарчук // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 26-30.
7. Земницкая, Ю.С. Личностная тревожность в подростковом возрасте / Ю.С. Земницкая // Педагогика и психология. – М., 2016. – С. 22-23.
8. Иванова, О.Н. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте / О.Н. Иванова, В.Р. Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 56-58.
9. Калинина, Ю.С. Психологическая коррекция и профилактика в работе с тревожными подростками / Ю.С. Калинина // Социально-психологические вызовы современного общества. – М., 2017. – С. 160-166.
10. Карамзина, У.А. Тревожность детей школьного возраста / У.А. Карамзин, Р.А. Атласова // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – № 5 (6). – С. 163-164.
11. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
12. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. –СПб.: Питер, 2002. – 198 с.
13. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2006. – 430 с.
14. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
15. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
16. Нечаенко, И.Я. Особенности ситуативной тревожности у подростков / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-13. – С. 101-102.
17. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
18. Полунина, Л.В. Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте / Л.В. Полунина // Вестник КГУ. – 2013. – № 3. – С. 62-64.
19. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
20. Савина, Е.Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Е.Г. Савина, Л.В. Бура // Синергия Наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.
21. Самитова, О.В. Психологические особенности Я-концепции тревожных детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.В. Самитова. – Астрахань, 2002. – 17 с.
22. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
23. Солынин, Н.Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н.Э. Солынин, Е.П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 281-284.
24. Шамухаметова, Е.С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е.С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки: материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. –С. 388-390.
25. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 54 с.