ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУР ВОСТОКА ИЗАПАДА ОТ ИХ СТАНОВЛЕНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ
1.1 Особенности Востока, как консервативной культуры
1.2 Пути формирования и развития «передовой» Западной культуры
ГЛАВА 2 ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ И ЧЕЛОВЕКА В ПОНИМАНИИ КУЛЬТУР ВОСТОКА И ЗАПАДА
2.1 Трактовка природы и человека в культуре Востока
2.2 Место человека и природы в Западной культуре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Разделение культур на Восток и Запад формирует не только лишь расположение территории, однако и характер методов т способов миропознания. Ценности и ориентации, установки, общество, политические и экономические структуры, все это формируется в зависимости от географического расположения цивилизации. Запад подразумевает под собой Америку и Европу, в то время, как Восток – это представители Центральной Азии, Юго-Восточной, Ближнего Востока и Северной Африки.
Западная культура в первую очередь сконцентрирована на таких ценностях, как современные технологии, быстрое развитие, динамика жизненного процесса, максимальное усовершенствование общества и его культуры. Идея значения индивида, приоритет скорости и инициативности, творческого саморазвития становится базисом в конституционных формах. Для такой социальной динамики Запада вполне свойственен рывок, волнообразность, неравномерность. Путь перехода от старого к новому происходит в виде разрушения устаревших норм, понятий и ценностей, систем, экономического и социального уклада жизни общества, политических структур.
Восток же новое не отрицает и не стремится к разрушению старого, традиционного. Вместо этого на Востоке все новое органично вписывается в культурный процесс восточной цивилизации. Если Запад ориентируется на вовне, то Восток наоборот, погружается в себя, во внутренний мир человека. Многие мыслители Востока были приверженцами того, что чтобы улучшить мир, достаточно лишь обретения цельности и гармонии в самом себе. Запад пошел по пути сопротивления и создания техники и технологий, которые должны опережать отношения человека и природы, а для Востока центральным является стремление сохранить гармонию человека и природы.
Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день любая культура, присущие ей нормы и повадки сформированы под влиянием центральных западной и восточной культур. Каждая страна, каждая нация имеет свои индивидуальные, характерные только для нее черты, однако основной базис их развития и становления все равно уходит глубоко в прошлое, когда мир делился на Восток и Запад. Природа и человек неразрывно связаны друг с другом. Эти отношения не исключить. Одно прямо зависит от другого. Чтобы понимать, как устроены отношения человек-природа, необходимо разобраться в причинах и последствиях развития ключевых секторов культуры – западного и восточного.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУР ВОСТОКА И ЗАПАДА ОТ ИХ СТАНОВЛЕНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ
1.1 Особенности Востока, как консервативной культуры
Говоря о Востоке, можно сказать, что это культурологическое понятие, которое напрямую связано и с историей, и с цивилизацией.
Становление культуры как таковой, начинается именно с Восточных цивилизаций. Благодаря народам Ближнего Востока, возникли древнейшие зачатки мировой цивилизации. Бытует также мнение, что Ближний Восток является не единственным очагом антропогенеза, т.е. человеческого происхождения. Но исследователи склоняются к тому, что непосредственно на этих землях когда-то зародился человек разумный (homo sapiens). Именно благодаря переселению этих людей и стало причиной возникновения множества рас [1]. Однако, многие философы являются приверженцами того, что первые культуры появились не только на Ближнем Востоке, а сразу в трех местах планеты. К ним относятся:
- шумеро-вавилонская;
- египетская;
- китайская [5].
Примечательно, что очень непросто установить точную хронологическую последовательность формирования и развития восточных культур. На сегодняшний день используется следующая временная периодизация:
1) Формирование раннего классового общества и государства (примерно IV тысячелетие до н.э. – конец II тысячелетия до н.э.);
2) Этап расцвета первых общественных объединений, а также высокий рост рабовладельческих отношений (II-I тысячелетие до н.э.);
3) Период заката первых общественных объединений и переход к феодальному строю (I-V вв. н.э.) [12, с. 48].
История древних цивилизаций Востока прошла множество этапов на пути от своего становления до окончательного формирования.
Многие исследователи относят восточный тип культуры, а именно его общество, к первобытнообщинному строю, где во главе стоят эксплуататоры. Об этом свидетельствует феодальный Китай, который являлся таковым до XIX века. В то время, как Древняя Греция, а затем и Европа пошли по пути «нетипичного» развития, Восток все время оставался естественным.
Ю.В. Качановский выделил пять основных черт, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока:
ГЛАВА 2 ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ И ЧЕЛОВЕКА В ПОНИМАНИИ КУЛЬТУР ВОСТОКА И ЗАПАДА
2.1 Трактовка природы и человека в культуре Востока
Восток со своей необычайной философией имеет поистине легендарный характер. Его философия рождает и привлекает всех благодаря своим секретам и множеством загадок. Многие тысячелетия Восток существовал обособленно от других культур и цивилизаций. В то время, как Запад изучал природные законы, восточный мир был занят изучением космоса, вселенского порядка. Можно сказать, что восточная цивилизация интровертна, а западная наоборот, экстравертна.
Западная и восточная цивилизация представляют собой прямо противоположные типы культур.
Своим предметом восточная культура имеет познание внутреннего мира человека. Сюда входит и идея единства человека и космического начала, человека и всего мира, а также идея сохранения этого мира. К тому же Восток сконцентрирован на понимании природы как храма, а не места, где можно мастерить.
Восток со своей философией существует в абсолютной гармонии и взаимодействии человек-общество-природа. Когда преодолевается отрекание человека от космического начала, от самой природы, вступает в силу истинная философия Востока.
Восточные мыслители и многие жители и носители восточной культуры имеют определенный взгляд на человека, как на космическое и духовное существо. Человек здесь уже не только мыслит рационально, он еще вместе с тем и иррационален [13, c. 16].
На востоке тип отношения к миру, к человеку, к природе абсолютно гуманистический. Гуманизм на Востоке, как проявление человеческих качеств, занимает лидирующие позиции. В основе такой идее лежит стремление к сохранению всего мира при помощи духовно-нравственных трансформаций человека, а также его постоянное внутреннее самосовершенствование.
Представления о происхождении и сущности человека в древневосточной философии еще в значительной степени мифологичны. Весь мир уподоблялся человеку. Поэтому для этого периода характерны ассоциативность, гилозоизм, анимизм и антропоморфизм, т.е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека — миру. Мир и человек рассматривались как творения богов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом можно сделать вывод, что Восток с его культурой является строгим и консервативным. Здесь на протяжении всего времени существования восточной цивилизации почиталось верование в божество и царя, деспотизм являлся и является привычной нормой, однако гонка с Западом все равно прослеживается в интересах и взглядах деятелей искусства Востока, а также у обычных граждан. Однако восточное правительство неустанно пытается контролировать и ликвидировать веяния Запада, так как считает это нечистым и недопустимым в культуре Востока. Все это наложило и продолжает налаживать жирный отпечаток на культуре цивилизации и всего мира, что придало Востоку специфических черт, которые отличают его от других культур.
Рассматривая этапы развития западной цивилизации до XX в., мы видим, что основные ценности ее взаимосвязаны и взаимообусловлены, но взаимосвязь их носит весьма противоречивый характер. Тот тип современного общества, который первоначально сформировался на Западе, был создан не просто на основе преобладания определенных сторон экзистенциальных* противоречий, а на базе безусловного доминирования господства человека над природой, индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационной стороны культуры над традиционной. Названные противоречия были и остаются основными источниками развития человечества. Но для того чтобы противоречие подобного типа могло выполнять свою функцию, сохраняться, обе стороны должны быть достаточно сильно выражены. Чрезмерное преобладание одной из сторон в ущерб другой ведет в конечном счете к пересыханию источника развития и усилению разрушительных тенденций (в результате нарастания диспропорций в процессе развития цивилизационной системы). Такова самая глубокая основа цивилизационного кризиса XX в.
Восточная культура в своих отношениях с природной средой создала представление о нерушимости гомеостаза Вселенной. Этот взгляд лежит в основе восточного мировоззрения и, принимая каждое явление как равноценную и значимую часть Вселенной, не провоцирует активного вмешательства в природную среду. Совсем иное отношение к природе являет собой западная культура.
В массовой культуре сталкиваются две тенденции: одна связана с игрой на самых примитивных чувствах и побуждениях, вплоть до биологических инстинктов, и в своем крайнем выражении порождает контркультуру и антикультуру, воинствующе-невежественную и враждебную к существующим в обществе порядках, вообще, погрязшую в наркотиках, порнографии, преступности, сектантское изуверстве и пр.; другая – с учетом имеющегося у
1. Культура Древнего Востока. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net/607430/kulturologiya/kultura_drevnego_vostoka. Дата доступа: 20.12.2017.
2. Особенности восточной культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/culture/3c0a65635a2ac69b4d53a88421306d26_0.html. Дата доступа: 21.12.2017.
3. Особенности становления и развития западной культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net/613428/kulturologiya/. Дата доступа: 18.12.2017
4. Западный тип культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yandex.by/clck/. Дата доступа: http://www.istmira.com/novosti-istorii/12305-zapadnyy-tip-kultury.html. 19.12.2017.
5. Природа и восточная культура. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allrefrs.ru/3-14096.html. Дата доступа: 21.12.2017.
6. Восток и Запад: противостояние и диалог культур. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stud-baza.ru/vostok-i-zapad-protivostoyanie-ili-dialog-kultur-diplomnaya-rabota-kultura-i-iskusstvo. Дата доступа: 21.12.2017.
7. Человек в контексте культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/10_222267_chelovek-v-kontekste-kulturi.html. Дата доступа: 21.12.2017.
8. Борзова, Е. П. Культура и политические системы стран Востока / Е. Борзова. – СПб.: Спбко, 2008. – 24 с.
9. Васильев, Л.С. История Востока: учебник для магистров: в 2 т. Т. I / Л. Васильев. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 722 с.
10. Грушевицкая, Т. Г. Культурология. Учебник / Т. Грушевицкая. – М.: «Юнити-Дана», 2007. – 201 с.
11. Гуревич, П.С. Культурология. Учебник / П. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 327 с.
12. Драч, Г. В. Культурология: Учебное пособие / Г. Драч. – М.: Альфа-М, 2003. – 432 с.
13. Ермишма, Н.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. Академический проект / Н. Ермишма. – М.: Водолей, 2007. – 432 с.
14. Костина, А. Культура Востока. Особенности регионального развития / А. Костина. – Краснадар: «Кентавр», 2009. – 288 с.
15. Ланкин, В. Г. Мировая культура и искусство: электронные учебные материалы / В. Ланкин. – Тюмень: ЛОДэ, 2009. – 91с.
16. Лебедев, А. А. Природа, человек, культура: к динамике взаимодействия / А. Лебедев. – СПб.: «СГИК», 2015. – 150 с.
17. Радугин, А. А. Культурология. Учебное пособие / А. Радугин. – М.: «Центр», 2001. – 303 с.
18. Розин, В.М. Культурология: Учебник / В. Розин. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 462 с.
19. Шаповалов, А. И. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Шаповалов. – М.: Владос, 2003. – 320 с.