ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ
1.1 Подходы к мотивации в советской и западной психологии
1.2 Понятие «удовлетворенность работой» и ее характеристика
1.3 Особенности профессиональной деятельности воспитателей детского сада
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования мотивационной структуры личности и удовлетворенности работой воспитателей
2.3 Анализ взаимосвязей мотивации и удовлетворенности работой воспитателей детского сада
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества большое значение придается личности работника. Важнейшим показателем самочувствия работников организации выступает удовлетворенность работой, потому необходима оценка уровня удовлетворенности персонала и факторов, побуждающих к активной, результативной трудовой деятельности. Удовлетворенность работой формируется в результате оценки трудовой деятельности по критериям удовлетворения значимых потребностей работника, в ходе соотнесения ожиданий работника с реальными личностными результатами труда. Неудовлетворенность работой часто приводит к снижению качества выполняемой работы, неудовлетворенности жизни в целом.
На удовлетворенность работой оказывают влияние различные социальные и психологические факторы. Важная роль в благополучии сотрудника принадлежит его мотивации, детерминирующей его профессиональную деятельностью. Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов.
Особый интерес представляет изучение взаимосвязь мотивации и удовлетворенности работой воспитателей детского сада. Это связано с тем, что современный воспитатель является представителей той категории работников, которые испытывают на себе влияние социума, вынуждены осуществлять свою деятельность в напряжённых условиях. Современные дети, с которыми каждый день работают воспитатели, отличаются капризностью, недисциплинированностью, нежеланием родителей идти на сотрудничество. Потому важно изучить, какие мотивы движут воспитателями детского сада, удовлетворены ли они своей работой.
Проблемой изучения мотивации занимались такие ученые как А. Бюссинг, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, С.С. Занюк, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, Х. Хекхаузен и др. Особенности профессиональной деятельности воспитателей показаны в работах Г.А. Виногрдовой, Е.А. Журавлевой, С.В. Родионова, Э.А. Родихина. Феномен удовлетворённости трудом изучали И.А. Рудалева, Л.В. Финькеивч, Г.А. Фофанова, Д.Я. Шульц и др. Однако, проблема изучения взаимосвязи мотивационной структуры личности и удовлетворенности работой воспитателей детского сада остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить взаимосвязь мотивационной структуры личности и удовлетворенности работой воспитателей детского сада.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ
1.1 Подходы к мотивации в советской и западной психологии
Сложность изучения феномена мотивации обусловлена различными подходами к ее исследованию. В отечественной и зарубежной литературе выделяются два основных направления, обусловленные методологической платформой ученых, их мировоззрением. Представители первого направления рассматривают мотивацию с биологизаторских позиций как проявление биологической сущности, как отражение внутренних инстинктивных побуждений. Мотивация понимается как «внутренняя спонтанная, независимая от социальной среды детерминанта поведения. В основном такой подход к исследованию мотивов и мотивации, а также всех связанных с ним вопросов в целом характерен для западной психологической науки. К ним относятся самые различные теории инстинктов, первичных потребностей, страстей» [15, с. 38].
В советской психологии наиболее приемлемо понимание генезиса мотивации с позиции социального подхода. Ученые отрицают абсолютизацию биологической сущности мотивации, утверждая ее общественно-историческая природа. Мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека [15, с. 39].
В отечественной литературе наиболее распространена теория деятельности, где мотив рассматривается как центральный, системообразующий фактор деятельности. Как отмечает В.К. Вилюнас, термин «мотивация» является родовым понятием для обозначения всех факторов, представленных на уровне психического отражения и направляющих поведение человека на удовлетворение потребностей [7, с. 49].
В советской психологии на протяжении долго времени доминировал деятельностный подход. Так, С.Л. Рубинштейн понимал под мотивацией опосредованную процессом ее отражения субъективную детерминацию поведения человека миром или через психику реализующуюся детерминацию [21, с. 370]. Он связывал мотивацию через «значение» предметов и явлений, которые собственно побуждают поведение и придают ему определенное своеобразие.
В работах А.В. Петровского предлагается разделение на осознанные и неосознанные мотивы, которые могут переходить друг в друга. Ведущая роль в мотивации поведения отводится осознанным побуждениям.
Выводы
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. В советской психологии мотивация рассматривалась как совокупность связанных с удовлетворением определенных потребностей и побуждений к деятельности, субъективная детерминация деятельности. В западной психологии мотивация рассматривалась как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивация представляет собой систему факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность его поведения. В структуру мотивации входят органические, материальные, социальные, функциональные и духовные мотивы, содержательные и динамические компоненты потребности.
2. Удовлетворенность трудом представляет собой эмоционально-оценочное отношение личности к трудовой деятельности, отражающее модальность переживаний собственной реализации и продуктивности в профессиональной жизни. В структуру удовлетворенности трудом входят: интерес и отношение к работе, удовлетворенность психологическим климатом, удовлетворенность свои социальным статусом, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями и организацией труда. Факторы удовлетворенности трудом можно разделить на: объективные (условия и обстоятельства, связанные с особенностями производственной среды), субъективные (связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями).
3. Особенность профессиональной деятельности воспитателя детского сада заключается в том, что объектом и продуктом его является другая личность, а основным орудием труда – его собственная личность. Профессия воспитателя детского сада характеризуется постоянным нервно-психическим напряжением, рабочими перегрузками, большим количество контактов в течение рабочего дня, высокой степенью эмоциональных переживаний. Специфика работы воспитателя детского сада состоит в том, что он должен уметь выстраивать взаимодействие с воспитанниками на гуманистической основе, осуществлять непрерывное саморазвитие в профессиональной деятельности, чтобы успешно выполнять свою миссию.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи мотивации и удовлетворенности работой воспитателей детского сада нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи мотивации и удовлетворенности работой воспитателей детского сада с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 239 г. Минска». В исследовании приняли участие 30 воспитателей в возрасте 25-35 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь мотивации и удовлетворенности работой воспитателей детского сада.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) [16].
Цель: диагностика мотивационного и эмоционального профили личности.
Шкалы методики: жизнеобеспечение, комфорт, общение, общая активность, творческая активность, социальная полезность.
Каждая из шкал представлена в четырех подшкалах:
– общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности,
– рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;
– «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;
– «реальное» состояние то, насколько респондент расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а также то, сколько им для этого затрачивается усилий.
Шкалы эмоционального профиля:
– направленность на эмоциональные переживания стенического типа;
– направленность на эмоциональные переживания астенического типа;
– стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;
Выводы
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации и удовлетворенности работой воспитателей детского сада позволяет сделать следующие выводы:
1. В мотивационном профиле личности воспитателей детского сада преобладают такие мотивы, как социальная полезность и творческая активность. Менее выражены мотивы комфорта и жизнеобеспечения. В эмоциональном профиле личности воспитателей детского сада доминирует направленность на эмоциональные переживания стенического типа. Это характеризует воспитателей детского сада как склонных к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Менее всего для воспитателей характерен астенический тип переживания фрустрации, что характеризуется стенической эмоциональностью и одновременно астеническим фрустрационным поведением.
2. Большая часть воспитателей детского сада испытывает средний уровень удовлетворенности трудом, что свидетельствует об их недостаточном благополучии в трудовом коллективе и работе в целом, положительном отношении к своей профессии на фоне осознания ряда недостатков в организации профессиональной деятельности. Воспитатели детского сада испытывают недостаточно благоприятное эмоционально-оценочное отношение к трудовой деятельности, ряд переживаний, связанных с самореализацией и продуктивностью в профессиональной жизни. Основными компонентами удовлетворенности трудом у воспитателей детского сада являются: ярко выраженный интерес к работе, ярко выраженное предпочтение выполняемой работы высокому заработку, высокая профессиональная ответственность, умеренно выраженная удовлетворенность достижениями в работе, умеренные притязания в профессиональной деятельности, межличностными отношениями с коллегами и с руководством, неудовлетворенность условиями труда, производственной среды и трудового процесса.
3. В результате корреляционного анализа установлено, что воспитатели, которых мотивирует то, что они могут приносить своим дело пользу для общества, проявляют ярко выраженный интерес к работе. Воспитатели, проявляющие стремление действовать творчески, имеют высокие притязания в профессиональной деятельности, хотят постоянно улучшать результаты своей деятельности. Воспитатели, которым важно в ходе выполнения профессиональных функции вступать в контакты с другими людьми, испытывают выраженную удовлетворенность межличностными отношениями с коллегами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в советской психологии мотивация рассматривалась как совокупность связанных с удовлетворением определенных потребностей и побуждений к деятельности, субъективная детерминация деятельности. В западной психологии мотивация рассматривалась как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивация представляет собой систему факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность его поведения. В структуру мотивации входят органические, материальные, социальные, функциональные и духовные мотивы, содержательные и динамические компоненты потребности.
Удовлетворенность трудом представляет собой эмоционально-оценочное отношение личности к трудовой деятельности, отражающее модальность переживаний собственной реализации и продуктивности в профессиональной жизни. В структуру удовлетворенности трудом входят: интерес и отношение к работе, удовлетворенность психологическим климатом, удовлетворенность свои социальным статусом, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями и организацией труда. Факторы удовлетворенности трудом можно разделить на: объективные (условия и обстоятельства, связанные с особенностями производственной среды), субъективные (связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями).
Особенность профессиональной деятельности воспитателя детского сада заключается в том, что объектом и продуктом его является другая личность, а основным орудием труда – его собственная личность. Профессия воспитателя детского сада характеризуется постоянным нервно-психическим напряжением, рабочими перегрузками, большим количество контактов в течение рабочего дня, высокой степенью эмоциональных переживаний. Специфика работы воспитателя детского сада состоит в том, что он должен уметь выстраивать взаимодействие с воспитанниками на гуманистической основе, осуществлять непрерывное саморазвитие в профессиональной деятельности, чтобы успешно выполнять свою миссию.
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что в мотивационном профиле личности воспитателей детского сада преобладают такие мотивы, как социальная полезность и творческая активность. Менее выражены мотивы комфорта и жизнеобеспечения. В эмоциональном профиле личности воспитателей детского сада доминирует направленность на эмоциональные переживания стенического типа.
1. Бюссинг, А. Мотивация и удовлетворенность. Управление человеческими ресурсами / пер. с англ. – СПб. : Питер, 2002. – 1200 с.
2. Виноградова Г.А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога // Вестник Самарского гос. университета. – 2015. – № 4. – С. 197-200.
3. Горская, Н. Е. Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности / Н. Е. Горская // Вестник Иркутского гос. технического ун-та. – 2015. – № 1. – С. 217 – 221.
4. Гуськова, Е. А. Взаимосвязь социально-психологических характеристик трудового коллектива с удовлетворенностью работой персонала / Е. А. Гуськова, Н. Н. Ярушкин // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2014. – № 2 (16). – С. 100-110.
5. Ермолаева, М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека / М. В. Ермолаева. – М. : Изд.-во МПСИ, 2003. – 452 с.
6. Журавлева Е.А. Особенности мотивов профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования // Конференция АСОУ: сборник научных трудов. – 2015. – № 1. – С. 2805-2812.
7. Иванников, В. А. Анализ мотивации с позиций теории деятельности / В. А. Иванников // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1. – С. 49-50.
8. Иванова, Т. Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т. Ю. Иванова, Е. И. Рассказова, Е. Н. Осин // Организационная психология. – 2012. – Т. 2, № 3. – С. 2-15.
9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с.
10. Интегральная удовлетворенность трудом [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gurutestov.ru/test/187/.
11. Леонтьев, А. Н. Потребности. Мотивы. Эмоции // Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. – М. : ЧеРо, 2002. – С. 57-65.
12. Малинина, С. Е. Удовлетворенность трудом в коллективе как фактор повышения производительности труда / С. Е. Малинина // Вестник науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 60-62.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с нем. – СПб. : Питер, 2008. – 352 с.
14. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М. : Дело, 1994. – 701 с.
15. Мешков, Н. И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии / Н. И. Мешков // Интеграция образования. – 2015. – № 1. – С. 37-45.
16. Мильман, В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990. – С. 23-43.
17. Озерникова, Т. Г. Исследование трудовой мотивации с позиций системного подхода / Т. Г. Озерникова // Известия Байкальского гос. ун-та. – 2002. – № 2. – С. 1-10.
18. Поздеева, С. И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций / С. И. Поздеева // Научно-пед. обозрение. Pedagogical Review. – 2014. – № 2. – С. 54-58.
19. Родионова С.В. Акмеологическая направленность личности педагога // Царскосельские чтения. – 2010. – № 1. – С. 326-330.
20. Родихина Э. А., Прялухина А. В. Мотивация профессионального совершенствования педагогов ДОУ // Психологические науки: теория и практика: материалы науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 1-12.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
22. Рудалева, И. А. Факторы удовлетворенности трудом работников организации / И. П. Рудалева, И.А. Кабашева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-4. – С. 872-876.
23. Соловьева, В. А. Мотивационная сфера в исследованиях личности / В. А. Соловьева // Вестник Костромского гос. ун-та. – 2008. – № 2. – С. 59-63.
24. Федяева, И. Ю. Взаимосвязь профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом работников / И. Ю. Федяева // Вестник Вятского государственного университета. – 2018. – № 4. – С. 139-147.
25. Финькевич, Л. В. Удовлетворенность трудом как показатель психологического здоровья педагога / Л. В. Финькевич // Дошкольное образование: история и современность : сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. А.Н. Касперович, Т.В. Поздеева, О.В. Леганькова и др.; под общ. ред. А. Н. Касперовича . – Мн. : БГПУ, 2015. – С. 11-13.
26. Фофанова, Г. А. Удовлетворенность трудом сотрудников социономических профессий / Г. А. Фофанова, А. С. Мамедова // София. – 2018. – № 2. – С. 13-19.
27. Фурманов, И.А. Общая психология / Под ред. Л. А. Ванштейн, В. А. Поликарпова, И. А. Фурманова. – Мн. : Современная школа, 2009. – 512 с.
28. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2003. – 860 с.
29. Штольберг, Р. Социология труда / под общей ред. А. В. Ермаковой. – М. : Смысл, 2006. – 248 с.
30. Шульц, Д. Я. Психология и работа / под ред. Д. Я. Шульца. – СПб. : Питер, 2003. – 560 с.