Введение
1 Теоретические основы изучения устойчивости психологических аспектов школьной неуспеваемости
1.1 Понятие школьной неуспеваемости
1.2 Психологическая характеристика неуспевающих школьников
1.3 Возрастная динамика психологических типов неуспевающих школьников
2 Эмпирическое исследование устойчивости психологических особенностей школьной неуспеваемости
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Цикл занятий, входящий в программу психологического сопровождения неуспевающих младших школьников
Приложение Б. Занятия для неуспевающих учащихся 3 класса
Введение
Актуальностью темы исследования связана с тем, что проблема школьной неуспеваемости является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Причины школьной неуспеваемости разнообразны: от несовершенства методов обучения до психологических особенностей учащихся. Сегодня особенно остро стоит эта проблема, так как у современных школьников отмечается неправильно сформировавшееся отношение к учебе, непонимание общественной значимости, отсутствие стремления быть успешными в учебной деятельности.
Неуспеваемость школьников лежит не только в плоскости педагогики, но и психологии. Успешность обучения теснейшим образом связана с личностью школьника. Если в педагогике в качестве причин неуспеваемости особую роль отводят педагогическим условиям, особенностям учебно-воспитательного процесса, то в психологическом аспекте причинами неуспеваемости являются, прежде всего, особенности познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Младший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов учения, активного развития познавательных процессов. В этот период происходит развитие навыков учебной работы, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, а также навыков самоконтроля и саморегуляции. Эти особенности младшего школьника необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе, при профилактике школьной неуспеваемости.
Личность школьника формируется в процессе учения. Длительная неуспеваемость по ряду предметов оказывает влияние на формирование важнейших сторон личности ученика. Психологический тип, как проявление особенного в личности, определяет характер деятельности личности и степень ее успешности в этой деятельности. Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана либо одной, либо сразу несколькими причинами.
Особый интерес представляет изучение возрастной динамики психологических типов неуспевающих школьников. Неуспеваемость может быть частичной, но устойчивой; эпизодической; глубокой. Неустойчивая и эпизодическая неуспеваемость у младших школьников может быть преодолена. В процессе психологического сопровождения неуспевающих школьников и с помощью индивидуального подхода в обучении можно повысить и уровень знаний школьника, уровень школьной мотивации.
В последние годы возрастает научный интерес к вопросам школьной неуспеваемости. Появляются статьи и монографии, посвященные выявлению путей коррекции неуспеваемости младших школьников (А.С. Гайнанова, Л.И. Максименкова, З.К. Меретукова, Н.А. Полушина, О.Н. Столповская, А.В. Тончева и др.).
1 Теоретические основы изучения устойчивости психологических аспектов школьной неуспеваемости
1.1 Понятие школьной неуспеваемости
Проблема школьной неуспеваемости анализируется в работах Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, А.М. Гельмонта, М.А. Данилова, Н.А. Менчинской, Н.И. Мурачковским, М.Н. Скаткина, В.С. Цетлина и других.
В педагогике под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [1; 2].
Неуспеваемость является сложным явлением школьной среды. Систематическая неуспеваемость способствует педагогической и социальной запущенности, под которыми понимается комплекс негативных качеств личности, которые противоречат требованиям и целям школы, общества. Это явление является нежелательным и опасным и с моральной и социальной, и с психологической позиции. Педагогически запущенные дети нередко бросают школу, что приводит их к зачислению в группы риска [3, с. 134].
Основными показателями социальной запущенности детей являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств его личности, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Показателями педагогической запущенности являются: труднообучаемость, трудновоспитуемость, низкий уровень субъектности школьника в учебно-познавательной деятельности.
В работе М.Н. Скаткина подчеркивается, что социальный и педагогический элементы запущенности тесно связаны между собой. Неуспешность в учебной и социальной деятельности, необученность, необразованность, не владение знаниями социального характера оказывают влияние на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в референтных группах [4, с. 75].
Советский педагог П.П. Блонский определял неуспеваемость как ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям и целям школы [2, с. 25].
В психолого-педагогическом словаре под неуспеваемостью учащихся понимается негативное явление педагогической действительности, которое проявляется в наличии учащихся в образовательном учреждении, которые не освоили программу учебного года и имеют академическую задолженность по двум или более предметам учебной программы [5, с. 176].
По И.В. Дубровиной, неуспеваемость предполагает несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний,
2. Эмпирическое исследование устойчивости психологических особенностей школьной неуспеваемости
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проходило на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 67 г. Гомеля». В исследовании приняли участие 40 учащихся в возрасте 8-9 лет. В выборку исследования вошли 20 неуспевающих второклассников и 20 неуспевающих третьеклассников. В исследовании мы сравнили результаты прошлого года обучения (20 неуспевающих второклассников) с результатами исследования у третьеклассников.
Цель исследования: выявить динамику изменений психологических особенностей психологических типов неуспевающих школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие эмпирические задачи:
1) выявить уровень учебной мотивации у неуспевающих второклассников и третьеклассников;
2) выявить уровень школьной тревожности у неуспевающих второклассников и третьеклассников.
Гипотеза исследования: показатели психологических типов неуспевающих школьников характеризуются изменчивостью.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой.
Назначение: выявление уровня школьной мотивации младшего школьника.
С помощью методики можно выявить пять уровней школьной мотивации:
1) высокий уровень школьной мотивации, учебной активности;
2) хорошая школьная мотивация;
3) положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
4) низкая школьная мотивация;
5) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Назначение: выявление уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Текст опросника состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам или
Заключение
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что неуспеваемость представляет собой несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, которое фиксируется по истечении какого-либо значительного периода в процессе обучения. Неуспеваемость предполагает наличие недостатков учащихся в учебной деятельности и связана с требованиями школы к учащимся, психофизическими возможности учащихся, социальными условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы. Причины неуспеваемости могут быть внешними (социальными) и внутренними (психологическими).
Психологическими особенностями неуспевающих школьников являются: пассивностью, низкой выраженностью познавательной активности, низким уровнем притязаний, ранимостью или, наоборот, агрессивностью. Неуспевающие школьники характеризуются недостатками познавательной деятельности, несформированностью мотивационной сферы, слабой учебной мотивацией. Неуспевающие школьники отличаются характером интереса к учебе, характером взаимоотношений таких сторон личности как особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью и направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.
Существует возрастная динамика психологических типов неуспевающих школьников. Психологические особенности неуспевающих первоклассников связаны с их особенностями адаптации к школьному обучению. Эти дети они не усваивают учебную программу, имеют негативные формы поведения, проявляют отрицательные эмоции. Неуспевающий ученик 2 класса с признаками дезадаптации характеризуется: неуспешностью в обучении, отставанием от школьной программы, общей тревожностью в школе, нарушениями во взаимоотношениях со сверстниками и с учителями, личностными нарушениями. У неуспевающего учащегося 3 класса на фоне сравнения себя с одноклассниками может пропасть желание учиться, возникнуть глубокое переживание ребенком психологического дискомфорта. Неуспевающему четверокласснику трудно стать субъектом собственной учебной деятельности, он не может окончательно принять правила школьной жизни. У пятиклассников часто отмечается некоторое снижение интереса к учебе в школе и самому процессу обучения, что проявляет в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять домашнее задание, в нарушении дисциплины в школе. Неуспевающие пятиклассники характеризуются недостаточной сформированностью интеллекта или отдельных его сторон, что выступает в качестве одной из причин затруднения освоения учебной деятельности.
Проведенное эмпирическое исследование устойчивости психологических особенностей школьной неуспеваемости, показало
1 Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 462 с.
2 Блонский, П.П. Школьная успеваемость / П.П. Блонский. – М.: Просвещение, 2001. – 486 с.
3 Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
4 Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1993. – 512 с.
5 Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 520 с.
6 Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
7 Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 120 с.
8 Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности / И.. Кулагина. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
9 Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2004. – 326 с.
10 Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога / Э.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1982. – 338 с.
11 Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
12 Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. – М.: Педагогика, 1971. – 272 с.
13 Столповская, О.Н. Комплексное изучение типичных причин неуспеваемости младших школьников / О.Н. Столповская // Известия ВГПУ. – 2012. – № 1. – С. 115-119.
14 Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 296 с.
15 Негрич, О.И. Психолого-педагогический подход к исследованию проблемы школьной неуспеваемости / О.И. Негрич // Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 3. – С. 58-61.
16 Меретукова, З.К. Неуспеваемость школьников как проблема педагогической науки и образования / З.К. Меретукова, Н.А. Полушина. – 2016. – № 1. – С. 90-94.
17 Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурачковский. – Минск: Народная асвета, 1977. – 81 с.
18 Иванова, О.Ю. Психологические причины неуспеваемости школьников / О.Ю. Иванова // Вестник Российского нового университета. – 2006. – № 10. – С. 81-85.
19 Тончева, А.Н. Причины неуспеваемости современных школьников / А.В. Тончева // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 2. – С. 94-99.
20 Осипова, В.В. Психолого-педагогический и нейропсихологический подход к решению проблемы неуспеваемости младших школьников / В.В. Осипова // Известия РГСУ. – 2008. – № 1. – С. 20-25.
21 Гайнанова, А.С. Причины неуспеваемости младших школьников и некоторые пути их коррекции / А.С. Гайнанова // Вестник Башкирского университета. – 2009. – № 2. – С. 54-58.
22 Арбузова, Е. С. Адаптация первоклассника к школе как психолого-педагогическая проблема / Е. С. Арбузова, А. В. Цветков // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. – № 2 (35). – С. 265-267.
23 Безруких, М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе / М.М. Безруких // Управление начальной школой. – 2011. – № 8. – С. 24-31.
24 Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 1999. – 338 с.
25 Степанова, Н.А. Динамика личностного развития младших школьников / Н.А. Степанова // Вестник МГОУ. – 2010. – № 3. – С. 173-176.
26 Крыжановская, Н.В. Исследование учебной мотивации у младших школьников / Н.В. Крыжановская, Л.А. Малкеян // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 121–125.
27 Турабаева, М.Н. Учебная мотивация младших школьников / М.Е. Турабаева // NovaInfo. – 2017. – № 58-2. – С. 1-5.
28 Бекоева, Т.А. Факторы, влияющие на адаптацию к школе / И.А. Бекоева, Ж.М. Дзиваева // Инновационная наука. – 2016. – № 2. –
С. 181-183.
29 Хавторина, Н.И. Переход без стресса в среднее школьное звено / Н.И. Хавторина, А.С. Ракитина // Директор школы. – 2010. – № 3. – С. 64-66.
30 Скуридина, Е.С. Адаптация ребенка к школе / Е.С. Скуридина, Л.Н. Лаврищева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2016. – № 11. – С. 122-126.