Введение
1 Теоретический анализ проблем мотивации и системы ценностей в психологической науке
1.1 Проблема мотивации в работах психологов
1.2 Теоретический анализ подходов к пониманию системы ценностей в психологической науке
2 Особенности проявления мотивации и системы ценностей у подростков.
2.1 Психосоциальные особенности развития личности подростков
2.2 Особенности мотивации и системы ценностей подростков
3 Эмпирическое исследование мотивации и системы ценностей подростков
3.1 Организация, методы и методики проведения исследования
3.2 Изучение результатов исследования особенностей мотивации и системы ценностей подростков.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы. Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. В этот промежуток времени подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности.
Данная проблема является актуальной, так как происходят коренные преобразования в строении мотивационно - личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. Понятие мотива объединяет как личностные структуры, так и деятельностные, что наибольшим образом соответствует особенностям подросткового возраста, в котором очень активно переплетаются личностный рост и процессы социализации, и в связи с этим, - активизации деятельности.
Так же, система отношений (смысловых образований) и ценностей подростка, как важное звено многоуровневой регуляции поведения человека исследовалась на неосознанном, эмоциональном уровне и на уровне сознательного усвоения социальных норм и правил взаимоотношения. Обнаружено, что учащиеся с познавательной мотивацией отличаются большей согласованностью сознательно называемой и эмоционально переживаемой ценности. В группах учащихся с престижной мотивацией, конкурентной мотивацией и мотивацией аффилиации выявляются наименее согласованные оценки по характерным (в зависимости от ведущей мотивации) ценностям. Это является показателем конфликтной зоны, обусловливающей особенности развития личности в переходный период от старшего подросткового возраста к юношескому.
В познавательной сфере у подростков также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У подростков отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.
Подростковое сообщество воспроизводит те нормы и модели, которые дает ему в распоряжение общество взрослых. Ибо различные задачи отрочества (утвердить половую идентичность, достичь социальной самостоятельности) строятся исходя из предоставляемых взрослым обществом социальных программ, которые определяют переход к взрослому статусу. С этой точки зрения наше общество создало систему отторжения и ограничения подростков, фактически изгнанных со сцены социальной жизни, тем самым лишив себя свежести подросткового видения жизни. Таким образом, развитие когнитивных процессов у подростков достигает такого уровня, что они оказываются
1 Теоретический анализ проблем мотивации и системы ценностей в психологической науке
1.1 Проблема мотивации в работах психологов
Мотивация одна из наиболее сложных проблем психологической науки. К настоящему времени она недостаточно полно и всесторонне изучена, что сдерживает решение и других, связанных с нею теоретических и практических задач. Ей уделяется большое внимание в науке. Сегодня нет единых взглядов в отношении данной проблемы [1, c. 33].
Методологические ориентиры и мировоззренческая позиция ученых выступают как основания, лежащие в ее осмыслении.
Представители психологической науки рассматривают мотивацию с биологизаторских позиций как проявление биологической сущности, как отражение внутренних инстинктивных побуждений.
Некоторые ученые понимают ее в русле взаимодействия социального и биологического при ведущей роли социального начала. Особое внимание уделяется деятельностному подходу. Существует различие понятий мотивации и мотивационной системы. При этом выделяют разные мотивирующие факторы[2, c. 200].
Рассматривается неоднозначность понимания мотивов и представителями психологической науки. Выделяется многообразие дефиниций понятия мотива. Некоторые ученые считают, что мотивы определяют поведение не только людей, но и животных. Однако не все ученые согласны с данной точкой зрения, считая, что поведение животных, их активность определяются стимулами, инстинктами, а не мотивами.
Проблема осознанности мотивов также неоднозначно рассматривается различными учеными. Одни из них говорят о мотивах, которые могут проявлять неосознанный характер, а другие утверждают то, что мотивы осознанны. Демонстрируется переход осознанных и неосознанных мотивов друг в друга, а также ведущая роль осознанных мотивов при выборе стратегии поведения.
Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в процессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только человек наделен разумом, мышлением и сознанием,
2 Особенности проявления мотивации и системы ценностей у подростков
2.1 Психосоциальные особенности развития личности подростков
Сталкиваясь в реальной школьной практике с многочисленными случаями отклоняющегося поведения учащихся и стремясь объяснить себе побудительные причины подобной активности подростков, педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом прежде всего возрастных особенностей ее участников. Понятно, что основной опорой здесь оказываются различные периодизации возрастного развития, как бы вобравшие в себя наиболее психологически выверенные представления о специфике каждого возрастного этапа. В этом плане особое место в их ряду в отечественной психологии занимает разработанная Д.Б.Элькониным и включающая в себя возрастную периодизацию концепция развития психики в детском возрасте [30] наиболее общепринятый подход к рассмотрению определяющих возрастных закономерностей психического развития формирующейся личности.
В силу своей общеизвестности теоретическая модель возрастного развития психики, предложенная Д.Б.Элькониным, не требует сколько нибудь развернутого комментирования, тем более что ее углубленному анализу посвящено достаточное число специальных исследований (В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн, Б.Д.Эльконин и другие), а на уточнение ее частных позиций и эмпирическую проверку гипотетически выдвинутых в ней положений направлен практически весь массив конкретных экспериментальных работ по возрастной и педагогической психологии, выполненных у нас в стране с середины 70-х гг. и до настоящего времени [26, 27, 30].
В рамках данной концептуальной схемы выделены две основные группы ведущих типов деятельности, развивающих психику, которые, последовательно сменяя друг друга, обусловливают смену возрастных периодов развития:
1) деятельности, обеспечивающие преимущественное развитие у детей мотивационно-потребностной сферы, т.е. деятельности в системе «ребенок общественный взрослый» (интимно-личное общение, эпоха отрочества, период младшего подростничества);
2) деятельности, обеспечивающие преимущественное формирование у детей операционно-технических возможностей, т.е. деятельности в системе «ребенок общественный предмет» (учебно-профессиональная деятельность - эпоха отрочества, период старшего подростничества).
Касаясь непосредственно эпохи отрочества, отметим также, что в отличие от эпох раннего детства и детства, применительно к которым автор периодизации без труда определил ведущие деятельности, решение аналогичной задачи в отношении третьей эпохи представлялось Д.Б.Эльконину достаточно сложной проблемой, хотя он и выделил интимно-личное общение в качестве ведущей развивающей психику деятельности для младшего
3 Эмпирическое исследование мотивации и системы ценностей подростков
3.1 Организация, методы и методики проведения исследования
База проведения исследования: государственное учреждение образование «Махновичская средняя школа»
Характеристика выборки исследования: общий объем выборки составил 40 человек, обучающихся в 8-9 классах; из них 20 девочек и 20 мальчиков в возрасте 13-15 лет.
Этапы проведения исследования:
Первый этап (январь - февраль 2017 года) – формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования. Проведение теоретического анализа и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап (февраль – март 2017 года) – определение базы исследования и групп испытуемых; подбор необходимого психодиагностического инструментария; организация эмпирического исследования.
Третий этап (март 2017 года) – сбор эмпирического материала; обработка и интерпретация полученных результатов; формулирование выводов.
Объект исследования – подростки.
Предмет исследования – особенности мотивации и системы ценностей подростков.
Цель исследования: выявить особенности мотивации и системы ценностей подростков.
Методы исследования: Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: тестирование. Методы обработки и интерпретации данных: количественный и качественный анализ. В качестве методов математической статистики использовался: критерий U-Манна-Уитни.
Психодиагностические методики:
- Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан);
- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
- Методика «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» (Н.П. Фетискин).
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан). Методика предназначена для диагностики преобладающего типа мотивации личности: мотивация на достижение успеха или мотивация на избегание неудачи.
Мотивация достижения – одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач. Впервые понятие «мотив достижения» было выделено Г. Мюрреем в 1930-х годах.
Заключение
Таким образом, в результате теоретического анализа по проблеме мотивации и ценностей подростков нами установлено, что проблема мотивации поведения подростка привлекает внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в процессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом.
При анализе мотивации подростка необходимо учитывать: биологические изменения (половое созревание); психологические изменения (усложнение форм абстрактно-логического мышления, развитие самосознания, расширение сферы волевой активности); социальный контекст жизни подростка.
Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования ценностей личности. Результаты исследования типа мотивации личности свидетельствуют о том, что большинство подростков обладают мотивацией успеха или тенденцией к стремлению к успеху. Это означает, что подростки преимущественно характеризуются позитивной мотивацией. в результате исследования мотивации подростков выявлено, что большинство подростков имеют мотивацию успеха. Эти подростки, начиная дело, имеют в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе их активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Эти подростки обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Достоверно установлено, что для девочек более характерна мотивация достижения успеха, чем для мальчиков.
Так же в ходе исследования было установлено, что для девочек более характерна мотивация достижения успеха, чем для мальчиков. Это означает, что девочки более склонны брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Они ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных;
В исследование ценностной системы подростков показало, что для подростков доминирующими ценностями являются: свобода, жизненная мудрость, активная деятельная жизнь, общественное признание, развитие и самосовершенствование, интересная работа, материальная обеспеченность, здоровье.
Исследование преобладающих потребностей-мотиваторов у подростков показало, что достижение успеха в целом у мальчиков выражено на среднем уровне, у девочек – на высоком уровне; тремление к власти у мальчиков
1 Алишев, Б.С. Некоторые проблемы системного взаимодействия личности с Миром: психологический аспект // Системные исследования в общей и прикладной психологии / Под ред. В.А. Барабанщикова, М.Г. Рогова. – Набережные Челны: Изд-во Ин-та управления, 2000. – 353 с.
2 Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
3 Алишев, Б.С. Структура ценностей и ценностные типы личности современных студентов // Проблемы профессионального образования в России: методология и теория. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС; Казань: ИПП ПО РАО, 2005. – С. 232–275.
4 Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008. – 300 с.
5 Битуева, А.В. особенности структурного строения ценностных ориентаций / А.В. Битуева // CREDO, Теоретический журнал. – 2000. – №21. – С. 40-51.
6 Выготский, Л.С. Мышление и речь // Л.С. Выготский. Психология развития человека. – М.: Смысл: Эксмо, 2003. – С. 664–1019.
7 Вартанова, И.И. Изучение личности подростка в учебной деятельности / И.И. Вартанова // Психологическая наука и образование. – 2003. – № 1. – С. 14.
8 Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.: Медицина, 2007. – 190 с.
9 Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Новое знание, 2002. – 133 с.
10 Гальперин, П.Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 2006. – 600 с.
11 Горбатенко, Т.М. Межличностные отношения старшеклассников в условиях трудового самоопределения и взаимной профориентации // Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Книжный Дом, 2007. – С. 138 – 146.
12 Келли, Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов / Дж. Келли. – СПб.: Речь, 2000. – 400 с.
13 Кондратьев, М.Ю. Особенности межличностных отношений в профессионально специализированном интернате // Вопросы психологии, 1995. № 6. – С. 33 – 42.
14 Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
15 Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании. Методика изучения ценностных ориентаций // Психологическое обозрение №1, 1998. – С. 27-33.
16 Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 766 с.
17 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: АСТ, 2007. – 516 с.
18 Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: МГУ, 2003. – 94 с.
19 Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 334 с.
20 Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
21 Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Новое знание, 2005. – С. 36-45.
22 Психология развития / Под ред. Марцинковской, Т.Д. – М.: Новая школа, 2001. – 455 с.
23 Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. – М.: Гардарики, 2000. – 310 с.
24 Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 2004. – 170 с.
25 Сомов, М.А. Отличник учебы в системе межличностных отношений школьного класса // Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Новое знание, 2007. – 226 с.
26 Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. – М.; Воронеж, 1996. – 144 с.
27 Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. – М.; Воронеж, 1999. – 340 с.
28 Фролов, Ю.И. Психология подростка / Ю.И. Фролов. – М.: Новая школа, 2007. – 300 с.
29 Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 2006. – 433 с.
30 Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: МГУ, 1994. – С. 143 - 148.
31 Юлдашбаева, Д.Т. Дружеские отношения и проблема персонализации // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе / Юлдашбаева, Д.Т.. – : Под ред. А.В. Петровского и др. – М.: Новый мир, 200. – 84 c.
32 Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
33 Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. – М., 2000. – С.25– 29.