Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоциональных нарушений в детском возрасте
1.1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
1.2. Эмоциональные нарушения и их классификация
Глава 2. Эмпирические исследования эмоциональных отношений в дошкольном возрасте
2.1. Организация исследования. Подбор диагностического инструментария
2.2. Обработка и интерпретация результатов
2.3 Коррекция негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему. Нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление психологических расстройств. Корни большинства эмоциональных проблем взрослых кроются в детском возрасте. В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе, проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Предыдущий жизненный опыт ребенка, накопленный им в дошкольном возрасте, может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям при поступлении в школу. Поэтому важно, чтобы этот опыт был позитивным. Согласно данным Н.А. Сакович, которая проанализировала ряд исследований, проведенных за последние годы в Республике Беларусь, у каждого четвертого ребенка старшего дошкольного возраста имеются эмоциональные нарушения [1, с. 38].
Изучением проблемы формирования эмоциональной сферы занимались отечественные и зарубежные ученые. Научно обоснованные исследования в области аффективной сферы начали проводится уже в начале ХХ века и продолжаются до настоящего времени. Среди зарубежных авторов наиболее известны исследования П. Жане, У. Кеннона, Р.Плучека, П. Фресса, и других ученых. Среди отечественных исследователей данной проблемы необходимо указать В.К. Вилюнаса, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Я.И. Рейковского, Г.Х. Шингарова, и других. К настоящему времени разработано множество концепций, объясняющих сущность эмоциональных явлений, различия между ними, их роль в жизни человека, выделены разнообразные классификации.
Ученые, изучавшие проблему развития эмоциональной сферы у детей (Г.Н. Авдеева, В.С. Мухина, О.П. Котикова и др.) установили, что основную роль в формировании эмоций ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с вещами и окружающими людьми и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения. Эмоции и чувства, выполняя регулирующую функцию, способствуют пере¬стройке поведения ребенка. Переживания поддерживают, направляют или тормозят
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоциональных нарушений в детском возрасте
1.1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К.В. Шулейкина обнаружила, что эмоциональные реакции удовольствие и неудовольствие наблюдаются уже в пяти-шестимесячного человеческого плода. К. Изард, Ю.А. Макаренко и другие психологи обнаружили, что в онтогенезе развитие базальных эмоций, а также знаний о них формируется с предубеждением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их. С возрастом развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие дает не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у старших детей возникает ожидание удовольствия в начале игровой деятельности [2, с. 98].
С возрастом также происходит расширение и усложнение знаний о эмоциях. Увеличивается количество понятий, в которых осмысливаются эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первобытных обобщенных понятий «приятное -неприятное». Пределы эмоциональных понятий становятся более четкими. Маленькие дети применяют тот же термин для обозначения широкого круга эмоциональных явлений. Увеличивается количество параметров, по которым характеризуют эмоции; сначала их два - «нарушение - умиротворение» и «удовольствие - неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и др. Если в пять лет дети тесно связывают эмоцию с ситуацией ее возникновения и определяют первую через вторую, то позже ребенок начинает дифференцировать представление о причинах эмоции и внутренние состояния, которые связывают ситуации с эмоциональной реакцией [3, с. 54].
Итак, вопреки мнению некоторых ученых, можем говорить о развитии эмоциональной сферы личности в онтогенезе. Для детей раннего младшего возраста характерны запоздалые эмоциональные реакции на ситуацию, неумение понимать эмоциональные состояния других, а выражения эмоционального состояния (экспрессия) соответствует его реальному ходу [4, с. 182].
В 2-3 года возникают социальные формы гнева - ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой
Глава 2. Эмпирические исследования эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария
Цель проведения исследования заключалась в изучении эмоциональных отношений в старшем дошкольном возрасте.
Исследование проводилось на базе детского сада № 20 города Гомеля. Всего испытуемых – 25 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Исходя из поставленной цели, в качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики:
1. Тест «Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный [18, с. 24].
Тест "Семейная социограмма" относится к рисуночным проективным методикам. Для проведения обследования испытуемым выдают бланки: на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм. Члены семьи выполняют задание индивидуально.
Инструкция: "Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя, членов семьи в форме кружков и назови их имена".
Интерпретация результатов.
Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга;
4) дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное "слипание", когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности "Я" у членов семьи, наличии
Заключение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в современном мире все больше психологов обращают внимание общества на эмоциональное развитие детей и их отношения со сверстниками и взрослыми. Дошкольное детство – период интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Изучив, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования мы выявили, что эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей [10, с.16]. Они организуют деятельность, стимулируют и направляют ее.
Особенностями эмоционального развития в дошкольном возрасте является то, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными. Сопровождая практически любые проявления активности ребенка, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. [10, с.16] В старшем дошкольном возрасте индивидуально - типологические особенности развития эмоциональной сферы будут определять успешность развития психических процессов, личностных образований, отношений ребенка в коллективе со сверстниками и с взрослыми. Эмоциональные связи у детей с близкими взрослыми (родителями) впервые возникают вскоре после рождения, и с развитием ребенка значение эмоциональных контактов приобретает доминирующий характер и выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира ребенка дошкольника [29, с.135].
Используя метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования, мы предположили, что эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с характером взаимоотношений родителей и детей. Цель проведения исследования заключалась в изучении эмоциональных отношений у детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе детского сада № 20 города Гомеля. Всего испытуемых – 25 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
После отбора блока методик, а именно, проективная методика «Семейная социограмма», и методика «Изучение понимания детьми
1 Сакович, Н. А. Ребенок с эмоциональными нарушениями / Н. А. Сакович // Пачатковае навучанне. – 2008. – № 7. – С.37-41.
2 Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург: «ЛИТУР», 2004.
3 Гагарина М.А. Роль репрезентаций материнской привязанности в генезе аддиктивного поведения : диссертация ... кандидата психологических наук :- Москва, 2006.- 172 с.
4 Анохин П.К. Эмоции / Психология эмоций. – М.: Московский университет, 1993. – С. 181 – 188.
5 Иовчук Н.М. Депрессивные и маниакальные состояния у детей и подростков (по данным зарубежной литературы) // Журнал невропатолог и психиатр. - 1976. - № 6. - С. 922-934.
6 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М., 1990. – 342 с.
7 Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
8 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. – М.: Московский университет, 1993. – С. 171 – 180.
9 Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
10 Сытько М. В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности //Молодой ученый. – 2011. – №. 11. – С. 119-122.
11 Фонаги П. Точки соприкосновения и расхождения между психоанализом и теорией привязанности. // Журнал практической психологии и психоанализа. (Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций), №1,2002г.
12 Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: Класс, 2007.
13 Карабанова O.A. Психология семейных отношений. Самара: Изд-во СИОКПП, 2001.
14 Карл Хайнц Бриш Терапия нарушений привязанности. От теории к практике Год выпуска 2011
15 Филиппов, А. В. Краткий психолого-филологический словарь / А.В. Филиппов. – М.: Флинта, 2011. – 220 с.
16 Тхостов, А. Ш. Феноменология эмоциональных явлений / А. Ш. Тхостов // Психологическая наука и образование. – 2011. – №1. – С.12-19.
17 Крылов, В. И. Расстройства эмоций / В. И. Крылов // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2010. – №1. – С.32-38.
18 Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – М. : Медицина, 2002. – 512 с.
19 Шевляков, В.В. Медицинская психология: Учеб.-метод, комплекс / В.В. Шевляков; Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 219 с.
20 Виничук, Н.В. Психология аномального поведения: Учебное пособие / Н. В. Виничук. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – 198 с.