ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие творческого мышления и креативности детей младшего школьного возраста
1.2 Гендерные различия в творческом мышлении младших школьников
1.3 Факторы развития творческого мышления учащихся младшего школьного возраста
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
2.1 Описание эксперимента и методики исследования
2.2 Результаты и выводы экспериментального исследования уровня креативности у детей младшего школьного возраста
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию творческих способностей у младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы развития творческого мышления у детей обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. В современном обществе востребованы творческие ученики, умеющие адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности детей, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению умений для формирования креативных навыков.
Впервые использовал понятие «креативность» в 1922 году Д. Симпсон. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Термин «креативность» происходит от латинского «create» – творить и согласно классическому определению, английское слово «creativity» означает уровень творческого потенциала, способности к творчеству, составляющей относительно устойчивую характеристику личности [15, с. 46].
Детям с самого детства необходимо развивать способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Так, креативность является важным фактором развития детей. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
На сегодняшний день накоплен большой теоретический и практический материал по проблеме изучения креативности детей, однако единой теории креативности не существует. Различные мнения о психологической сущности креативности, ее источников и условий успешного развития обусловлены различными теоретическими позициями.
По мнению И.К. Цхай, актуальность изучения креативности в психолого-педагогической науке объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью общих концептуальных основ креативности [22].
Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что можно выделить несколько направлений в изучении креативности:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие творческого мышления и креативности детей младшего школьного возраста
Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза [5, с. 117].
В зависимости от степени участия в мышлении психических и нейрофизиологических подсистем оно может приобретать наглядно- действенную, наглядно-образную или словесно-логическую форму.
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.
Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – это различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов.
Словесно-логическое. Особенностью является то, что задача решается в словесной (вербальной) форме.
Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметом.
К четырем годам мышление ребенка начинает меняться качественным образом. Некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, средством решения задачи становится образ, а не действие – мышление приобретает образно-логический характер.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. У маленьких детей проявления креативности носят достаточно массовый характер. Большинство специалистов по возрастной психологии относят такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления к «родовым» чертам дошкольного возраста. Более того, креативность, в отличие от интеллектуальных способностей, которые необходимо развивать, считается явлением, которое присутствует с самого его рождения.
Детская креативность не является личностным образованием, а есть только характеристика исходного состояния познавательной деятельности ребенка, с одной стороны, и всеобщей его игровой стихии, с другой. Дж. Гауэн рассматривает креативность в связи с проблемой одаренности детей. С этих позиций автор не только дает определение креативности, но и выделяет ее критерии. Дж. Гауэн считает, что одной из сфер одаренности является креативность. Кроме того, проведенные психологами исследования свидетельствуют о том, что гендерные различия в сфере креативного мышления у мальчиков и девочек младшего школьного возраста присутствуют в достаточно выраженной степени. Данные говорят о том, что необходимо более тщательно разрабатывать систему воспитания и развития творческих способностей личности ребенка в соответствии с его гендерной принадлежностью.
На развитие детской креативности оказывает влияние определенная система психологических факторов: внутренних и внешних, в их взаимосвязи. К внешним относятся: творческая среда, создание психологического комфорта, общение с культурой и искусством. К внутренним: активность личности, успешное общение, интеллектуальность. Общепринятой является точка зрения о том, что для формирования креативности необходимы следующие условия: отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения. Объектами развития креативности являются потребность в творчестве; творческое сознание; управление творческим процессом.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
2.1 Описание эксперимента и методики исследования
Экспериментальное исследование проводилось среди учеников средней общеобразовательной школы №1 г. Шклова. Участие в эксперименте приняли 30 учеников вторых классов, среди которых были 15 девочек и 15 мальчиков.
Диагностика проводилась по адаптированному варианту опросника креативности Дж. С. Рензулли и Р.К. Хартмана. Опросник Дж. С. Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени.
Цель исследования: выявить уровень креативности учащихся младших классов.
Опросник креативности – это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего ребенка в различных ситуациях (в классе, на занятиях, дома). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками и т.д.
Родителям детей младших классов, участвующих в исследовании, а также учителям предлагалось определить уровень выраженности у каждого конкретного ребенка следующих характеристик.
Творческие характеристики:
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Диагностика уровня креативности проводилась по адаптированному варианту опросника Дж.С. Рензулли. Опрашивались учителя соответствующих младших классов, а также родители детей. Проведенное исследование показало, что уровень креативности в целом выше у девочек, чем у мальчиков. Достоверность результатов проведенного исследования подтвердил расчет U-критерия Манна-Уитни. Анализ результатов диагностики дает основания говорить о том, что необходимо разработать рекомендации для педагогов и родителей с целью повышения эффективности психолого-педагогических условий творческого развития младших школьников.
Кроме того, родителям и педагогам необходимо помнить о том, что развитие творческой личности происходит несколько иначе. Для полного раскрытия творческого потенциала ребенка младшего школьного возраста необходимо создать благоприятные условия, гармоничные его внутреннему состоянию и способностям. Для полноценного развития необходимо расширять доступный детям набор интеллектуальных действий поощрять активное продуцирование идей, причем самых разнообразных и необычных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде.
У маленьких детей проявления креативности носят достаточно массовый характер. Большинство специалистов по возрастной психологии относят такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления к «родовым» чертам дошкольного возраста. Более того, креативность, в отличие от интеллектуальных способностей, которые необходимо развивать, считается явлением, которое присутствует с самого его рождения. Детская креативность не является личностным образованием, а есть только характеристика исходного состояния познавательной деятельности ребенка, с одной стороны, и всеобщей его игровой стихии, с другой. Для зрелой креативности принципиально важным оказывается особая связь с некоторыми, вероятно, достаточно конкретными и иногда социально опасными характеристиками личности (например, с неконформностью).
Для того, чтобы развивать творческие способности, возможностей личности, необходимым представляется учет изначального творческого потенциала учащегося. В рамках индивидуализации обучения и воспитания, а также для формирования творческих способностей необходимо учитывать возрастные, индивидуальные закономерности, гендерные различия в когнитивных процессах и способностях, чтобы методы обучения были эффективными, а учащиеся более комфортно чувствовали себя в процессе обучения. Проведенные психологами исследования свидетельствуют о том, что гендерные различия в сфере креативного мышления у мальчиков и девочек младшего школьного возраста присутствуют в достаточно выраженной степени. Данные говорят о том, что необходимо более тщательно разрабатывать систему воспитания и развития творческих способностей личности ребенка в соответствии с его гендерной принадлежностью.
В развитии детской креативности значительную роль играет, прежде всего, окружение ребенка. Семья, сверстники, школа, детский сад влияют на развитие личности ребенка, определяя личный опыт и особенности процесса социализации, которые могут быть решающими для развития одаренности. В целом ряде исследований анализируется сложное взаимодействие социальных и психологических факторов в реализации творческого потенциала личности
1. Алексеева, М.Н., Алексеева, Т.И., Оленникова, М.В. Психологические детерминанты развития креативности в старшем дошкольном возрасте / М.Н. Алексеева // Прикладная психология и психоанализ. – 2014. – №3. – С. 2-3.
2. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб. – 2005. – 214 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 246 с.
4. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности: автореф. дисс. … докт. психол. наук: 19.00.13 / А.Н. Воронин. – Москва. – 2004. – 376 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
6. Гилфорд Дж. Психология мышления / Дж. Гилфорд. – М.: Просвещение, 1968. – 562 с.
7. Демидова, Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.В. Демидова. – Армавир. – 2003. – 170 с.
8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
9. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина. – М.: Академ. проект, 2005. – 304 с.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
11. Львова, И.В. Психологические факторы развития креативности личности: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / И.В. Львова. – Кемерово. – 2005. – 203 с.
12. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 436 с.
13. Лёвина, И.А. Взаимосвязь когнитивной дифференцированности, креативности и личностных особенностей на материале старшего дошкольного возраста: автореф. Дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / И.А. Левина. – Москва. – 2005. – 201 с.
14. Лютова, Е.К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.11 / Е.К. Лютова. – Санкт-Петербург. – 2000. – 192 с.
15. Подгузова, Е.Е. Креативность личности: возможности развития в условиях вуза: монография / Е.Е. Подгузова. – Смоленск: СГИИ, 2001. – 119 с.
16. Пузеп, Л.Г. Психологические механизмы развития креативности личности: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / Л.Г. Пузеп. – Омск. – 2006. – 180 с.
17. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М., 1961.
18. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство / Е.Е. Туник. СПб.: Иматон, 1998.
19. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты/ Е.Е. Туник. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
20. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона / Е.Е. Туник. СПб.: СПбУПМ, 1997.
21. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е.Е. Туник. СПб.: Речь, 2003.
22. Цхай, И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: автореф. дисс. канд. психол. Наук / Е.Е. Туник 19.00.11 / И.К. Цхай. – Москва. – 2000. – 158 с.
23. Чернецкая, Н.И. Особенности творческого мышления школьников разных возрастных групп и его развитие в процессе обучения: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.И. Чернецкая. – Иркутск. – 2002. – 140 с.