1. Теоретическо-методологические основания изучения взаимосвязи самоотношения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения
1.1 Психологические особенности самоотношения в подростковом возрасте
1.2 Характеристика самоотношения и форм отклоняющегося поведения подростков
2. Эмпирическое исследование изучения взаимосвязи самоотношения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения
2.1 Изучение самоотношения в подростковом возрасте
2.2 Результаты исследования склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения
2.3 Связь самоотношения с реализацией различных форм отклоняющегося поведения подростков
2.4 Рекомендации по практическому применению полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Теоретическо-методологические основания изучения взаимосвязи самоотношения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения
1.1 Психологические особенности самоотношения в подростковом возрасте
Зарубежные и ответственные психологи основные предназначение самоотношения видят в нормативном функционировании личности в социуме, рассматривая позитивное самоотношение как условие психологического здоровья, которое помогает полной самореализации личности, определяет её успешность в разных сферах жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, К. Роджерс, В.В. Столин, К. Хорни, И.И. Чеснокова и др.).
В зарубежной психологии ряд авторов (П. Кули, С. Куперсмит, У. Марвел), рассматривающих самоотношение в контексте анализа природы самосознания, полагают, что индивид не только осознает собственные стороны личности, самосознание еще включает конкретное отношение к себе, что выражается в самооценке личности и эмоциональном отношении к себе [1, с. 149].
В отечественной психологии исследование феномена отношения человека к себе представлено в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой, И.С. Кона, И.И. Чесноковой.
В рамках концепции о личностном смысле «Я» В.В. Столиным была предложена модель строения самоотношения, основная мысль которой заключается в том, что основа самоотношения представлена процессом, в котором собственное «Я», черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, которые выражают потребность в самореализации. В своей работе В.В. Столин определяет самоотношение как специфическую активность индивида в отношении своего «Я», которая включает определенные внутренние действия и обусловлена эмоциональной спецификой и предметным содержанием данного действия [2, с. 91].
Отношение к себе может быть различными по модальности. По В.В. Столину, отношение к себе может быть: позитивным («Я» - условие, которое способствует самореализации); негативным («Я» - условие, которое способствует самореализации); конфликтным («Я» - условие, в одно и то же время и которое способствует, и препятствует самореализации) [2, с. 92].
Положительное самоотношение тесно связано с такой характеристикой как полное принятие своей личности. Оно находит свое проявление в низкой эмоциональности, невысокой активности, адекватной самооценке, интернальном локусе контроля, невысокой выраженности рефлексии, широком диапазоне межличностных стилей взаимодействия. Негативное самоотношение предполагает отрицание значимости собственной личности и глубокую неудовлетворенность собой, проявляется в высоком уровне эмоциональности, низкой активности, экстернальности в сфере личных достижений, двойственных стилях межличностного взаимодействия, росте рефлексивности при открытой позиции личности.
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношения и склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения
2.1 Изучение самоотношения в подростковом возрасте
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №32 г.Гомеля».
Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 40 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет (подростковый возраст).
Цель исследования: выявить взаимосвязь самоотношения и склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Объект исследования: самоотношение и отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь самоотношения и склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Методики исследования:
1. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева.
2. Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
Краткое описание методик исследования.
Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева.
Цель: исследование самоотношения – эмоционально-ценностного компонента самосознания. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я».
С помощью методики можно углубленно изучить сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты.
Шкалы методики:
Шкала «Закрытость» определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости.
Шкала «Самоуверенность» выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.
Шкала «Саморуководство» отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного "Я", либо внешних обстоятельств.
Шкала «Зеркальное Я» характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.
Заключение
В результате эмпирического исследования было выявлено, что подростки характеризуются ярко выраженной закрытостью и внутренней конфликтностью, слабо выраженной самоуверенностью и самопринятием, умеренно выраженным зеркальным Я, саморуководством, самоценностью, самопривязанностю и самообвинением. Большинство подростков характеризуются ярко выраженной склонностью к преодолению норм и правил, к агрессии и насилию; умеренной склонностью к аддиктивному и делинквентному поведению, слабо выраженной склонностью к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. У них слабо развит волевой контроль эмоциональных реакций.
В результате корреляционного анализа установлено, что существует взаимосвязь самоотношения и склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Подростки, характеризующиеся закрытостью, склонны к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Подростки, обладающие низкой самоуверенностью, склонны к преодолению норм и правил. Подростки, характеризующиеся умеренным саморуководством, имеют низкий волевой контроль эмоциональных реакций. Подростки, обладающие низким самопринятием, склонны к аддиктивному поведению. Подростки, характеризующиеся умеренной самопривязанностью, имеют склонность к делинквентному поведению. Подростки, обладающие внутренней конфликтностью, склонны к аддиктивному поведению. Подростки с умеренно выраженным самообвинением, имеют склонность в агрессии и насилию.
На основании результатов эмпирического исследования нами разработаны рекомендации социалистам социально-педагогической и психологической службы по формированию положительного самоотношения у подростков. Работа психолога по формированию положительного самоотношения у подростков должна быть направлена на: решение различных психологических проблем, связанных с трудностями социализации, принятием своим личностных качеств, повышение рефлексии, актуализацию потребности в саморазвитии, предупреждение реализации склонности к различным формам отклоняющегося поведения, повышение волевого контроля эмоциональных реакций. Специалистам СППС рекомендуется осуществлять работу по профилактике отклоняющегося поведения подростков в тесном взаимодействии с родителями подростков.
1 Дрибан, Е.П. Подходы к определению самоотношения личности / Е.П. Дрибан // Развитие профессионализма. – 2016. – № 2 (2). – С. 149–150.
2 Герасимов, П.Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» / П.Е. Герасимов // Известия Саратовского ун-та. – 2010. – № 1. – С. 90–95.
3 Хватова, М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М.В. Хватова // Гаудеамус. – 2015. – № 2. – С. 9–17.
4 Колышко, A.M. Психология самоотношения: монография / А.М. Колышко. – Гродно: Изд-во ГрГУ, 2004. – 102 с.
5 Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
6 Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буслаева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. –2015. – № 10. – С. 107–112.
7 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
8 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.
9 Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
10 Мирюгина, С. В. Психологические особенности общения подростков / С. В. Мирюгина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – № 2. – С. 58-62.
11 Новгородцева, А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А. П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38-50.
12 Щербина, О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков / О. А. Щербина // Вестник Оренбургского гос. университета. – 2018. – № 3. – С. 108-112.
13 Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Аверсэв, 2004. – 365 с.
14 Панцырь, С.Н. Самоотношение подростков с девиантным поведением / С.Н. Панцырь // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 1-10.
15 Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
16 Аблам, О.Э. Причины суицидального поведения молодежи / О.Э. Аблам // Научные труды РИВШ (г. Минск). – 2015. – № 15. – С. 3-9.
17 Фурманов, И.А. Аффективно-динамическая модель агрессивного поведения / Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: монография / И.А. Фурманов [и др.]; под науч. ред. И.А. Фурманова. – Брест: БрГУ, 2014. – 261 с.
18 Никитин, А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / А. В. Никитин. – М.: МПГУ, 2006. – 18 с.
19 Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с.
20 Федорович, Н.Л. Особенности самоотношения у подростков с девиантным поведением / Н.Л. Федорович // Вестник БГУ. – 2012. – № 2. – С. 152–153.
21 Щипрова, В.О. Особенности самоотношения у девиантных и недевиантных подростков с учетом их характерологических особенностей // Актуальные проблемы социальной психологии: материалы научно-практ. конф. – Волгоград, 2010. – С. 204–208.
22 Гаджиева, К.А. Самоотношение подростков с отклоняющимся поведением / К.А. Гаджиева // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 1. – С. 1–9.
23 Сурчакова, Л.А. Особенности самоотношения подростков группы риска / Л.А. Сурчакова // Молодой ученый. – 2018. – № 49 (235). – С. 258–262.
24 Сергеева, К.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушениями поведения // Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения: материалы научной конференции. – Владимир, 2011, 2011. – С. 169–174.