Реферат
Курсовая работа 31 страница, 47 источников
Ключевые слова: готовность к обучению, 2 ступень образования, младшие школьники, педагог-психолог, психологическое сопровождение
Объект исследования: готовность к обучению на 2 ступени среднего общего образования.
Предмет исследования: деятельность педагога-психолога с учащимися с низким уровнем готовности к обучению на 2 ступени общего среднего образования.
Цель исследования: изучить деятельность педагога-психолога с учащимися с низким уровнем готовности к обучению на 2 ступени общего среднего образования.
Задачи исследования:
а) рассмотреть понятие готовности к обучению на 2 ступени среднего общего образования и её компоненты;
б) дать психологическую характеристику младших школьников, завершающих обучение на 1 ступени общего среднего образования;
в) охарактеризовать работу педагога-психолога с учащимися с низким уровнем готовности к обучению на 2 ступени общего среднего образования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, метод обобщения и систематизации.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогом-психологом в процессе психологического сопровождения младших школьников, завершающих обучение на 1 ступени общего среднего образования.
Введение
Важным этапом в школьной жизни ребенка является период окончания начальной школы и поступление на вторую ступень общего среднего образования. При переходе младшего школьника в среднюю школу могут возникать трудности, которые отражаются на личностном развитии, поведении, построении взаимоотношений, результатах успеваемости и успешности учебной деятельности в целом. Эти трудности обусловлены недостаточной готовностью младшего школьника к обучению в условиях и с учетом требований второй ступени образования.
Этап перехода из начальной школы в среднюю школу можно назвать одним из кризисов его личностного развития. Значительно изменяется организация учебного процесса, требования учебной деятельности и социальная ситуация развития. На смену одному учителю приходит несколько учителей-предметников со своими требованиями, которые могут значительно отличаться от тех, к которым привык ребенок. Существенно увеличивается круг общения со сверстниками. Количество учебных дисциплин увеличивается, а их содержание усложняется. Далеко не все четвероклассники оказываются готовы к таким изменениям в их жизни. Проблема снижения успеваемости при переходе в пятый класс у многих школьников возникает по причине рассогласования условий образовательного процесса, неготовности к обучению учащихся в средних классах. Именно поэтому актуальным вопросом является содержание и возможности педагога-психолога учреждения образования по психологическому сопровождению перехода учащихся из четвертого класса в пятый.
Психологическая готовность выпускников начальной школы к обучению в средней школе определяется тем, что значимость образования, по мнению современных подростков, невысока. Наличие данной установки определяет эффективность учебной деятельности и способствует появлению ряда отдаленных социально-психологических последствий, с которыми общество сталкивается уже сейчас. Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе остается еще малоизученной.
Владея необходимыми знаниями и навыками, педагог-психолог сможет во время заметить неблагополучные тенденции в развитии ребенка, обратить внимание родителей, педагогов на таких учащихся и помочь им успешно адаптироваться к обучению в новых условиях второй ступени образования. Значимость работы по данной теме заключается в том, что полученные результаты расширяют представления о готовности младших школьников к обучению в среднем звене, раскрывают возможности психологического сопровождения учащихся на данном этапе школьной жизни.
1 Готовность к обучению на 2 ступени среднего общего образования и её компоненты
Готовность к обучению – это емкое и сложное понятие, включающее в себя ряд вопросов, подлежащих рассмотрению в рамках данной курсовой работы.
В психологии имеется множество мнений по вопросу готовности ребенка к обучению. Например, Е.А. Грудненко определяет понятие «готовность к школе» как целостное состояние психики ребенка, которое является залогом успешного принятия им системы норм и правил, предъявляемых школой, учителями, успешного овладения новой для него деятельностью, новыми социальными позициями [1].
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» определяется как совокупность морфо-физиологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению [2, с. 42].
По мнению Н.А. Завалко, готовность к обучению – это изменяющаяся система, которая состоит из нескольких компонентов (ценностно-мотивационного, ценностно-деятельностного, оценочно-познавательного), и способствующая благополучной адаптации к условиям обучения, построению и развитию индивидуального образовательного пути [3, с. 6].
Ряд отечественных авторов классифицировали структурные компоненты готовности к обучению. Л.И. Божович подчеркивала, что готовность к обучению включает уровень развития мыслительных процессов, познавательной активности, степени волевой регуляции своей деятельности и к социальной роли школьника [4, с. 94].
Р.В. Овчарова выделяла в готовности ребенка к обучению такие критерии как планирование (умение самостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с ее целью), контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью), мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их), уровень развития интеллекта [5, с. 127].
Однако в большинстве научных трудов прослеживается мысль о том, что ребенок, при поступлении в первый класс, затем при переходе в среднее звено должен обладать определенным уровнем физиологического, социального, психологического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития.
Таким образом, в структуре готовности к школе можно выделить ряд компонентов: морфофункциональная готовность, интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и эмоционально-волевая [6, с. 42].
Интеллектуальная готовность свидетельствует о достаточном лексическом запасе слов, широком кругозоре, осведомленности о явлениях и
2 Психологическая характеристика младших школьников, завершающих обучение на 1 ступени общего среднего образования
Младший школьный возраст – это возрастной этап, охватывающий период обучения детей в начальных классах школы (1-4 классы) с 6-7 до 10-11 лет.
Согласно Д.Б. Эльконину, младший школьный возраст – возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться [13, с. 152]. По мнению А.А. Реана, младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка [14, с. 120].
В первом классе происходит смена социальной ситуации развития: изменяется референтная группа, распорядок дня, появляются требования к младшего школьнику со стороны школы. Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, появляется социальный смысл учения, среди мотивов преобладает мотивация достижения. В этот преобразовывается система взаимоотношений ребенка с другими людьми [15, с. 104].
В младшем школьном возрасте ребенок приобретает новый статус, позицию ученика, которая характеризуется обязательностью, значимостью, высокой ответственностью. Младший школьник должен соблюдать дисциплину, ряд правил, подчинять свое поведению школьным требованиям. Изменение социальной ситуации развития заключается в выходе ребенка за пределы семьи и расширении круга значимых для него лиц.
Когнитивное развитие учащихся 1 класса имеет следующие черты:
– восприятие становится сознательным процессом, происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом;
– развивается произвольное внимание; произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия;
– развивается произвольная память, процессы памяти характеризуются осмысленностью, сознательное регулирование памятью;
– развитие мыслительных операций, мышление становится доминирующей функцией, завершается переход от наглядно–образного к словесно–логическому мышлению;
– переход к более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний, проявляются продуктивные образы–представления;
– обогащение словарного запаса, речь опосредует развитие мышления и других познавательных процессов [14, с. 127].
Младшие школьники осознают важность компетентности именно в обучении и, описывая качества популярных сверстников, указывают, в первую очередь, на ум и знания. Успехи в учебе, осознание своих
3 Работа педагога-психолога с учащимися с низким уровнем готовности к обучению на 2 ступени общего среднего образования
В своей профессиональной деятельности педагог-психолог руководствуется рядом нормативно-правовых документов, среди которых:
1. Закон Республики Беларусь об образовании «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153–3 [28].
2. Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 31 мая 2003 г. № 200-З [29].
3. Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011 – № 13, 2/1795 [30].
4. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» [31].
5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально–педагогической и психологической службе учреждения образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь» [32].
6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89 «Об утверждении инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи» [33].
7. Постановление Министерства труда и социальной защиты РБ «Квалификационная характеристика педагога-психолога учреждения образования» № 105 от 21 октября 2011 [34].
8. Письмо Министерства образования РБ «Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования» от 22 мая 2008 г. № 12–01–05/3871–2 [35].
9. Инструктивно–методические письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году» [36].
М.Р. Битянова на основе составляющих психологической готовности учащихся к обучению на 2 ступени общего среднего образования разработала психолого-педагогический статус пятиклассника, отражающий следующие его психологические параметры:
– особенности познавательной сферы (произвольность психических процессов, уровень развития мышления, сформированность важнейших учебных действий, уровень развития речи, тонкой моторики рук, умственная работоспособность и темп умственной деятельности);
Заключение
Проведенный теоретический анализ научной психологической литературы по исследуемой теме позволил рассмотреть проблему готовности обучения учащихся на 2 ступени среднего общего образования.
Готовность к обучению – целостное, изменяющееся состояние психики ребенка, которое является залогом успешного принятия им системы норм и правил, предъявляемых школой, учителями, успешного овладения новой для него деятельностью, новыми социальными позициями и имеющая свои структурные компоненты. Готовность к обучению на 2 ступени среднего общего образования представляет собой сложное структурное образование, включающее операциональный (соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям программным требованиям); интеллектуальный (уровень развития психических познавательных процессов) и личностный (наличие внутренней ориентированности в специфике будущей деятельности и общения в основной школе) компоненты. Учащийся со сформированной готовностью к обучению на 2 ступени характеризуется сформированностью основных компонентов учебной деятельности, успешным усвоение материалов школьной программы, новообразований младшего школьного возраста – произвольности, рефлексии, понятийного мышления; а также новым типом взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Младший школьный возраст представляет собой возрастной этап, охватывающий период обучения детей в начальных классах школы с 6-7 до 10-11 лет. Младший школьный возраст является ответственным периодом школьного детства, полноценное проживания которого обусловливает уровень интеллекта и развития личности, умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях. Психическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов, осознанность; рефлексия. На протяжении всего младшего школьного возраста происходит увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, формирование осознанного познавательного мотива, развитие самопознания, внутреннего плана действий, произвольности и самоконтроля. Успешное проживание этого возраста, его положительные приобретения являются фундаментом, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и учебной деятельности. К концу младшего школьного возраста появляется ответственность, дисциплинированность, решительность, самостоятельность, организованность, инициативность, прилежание.
Работа педагога-психолога школы с учащимися, имеющими низкий уровень готовности к обучению на 2 ступени общего среднего образования, направлена на создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка,
1 Грудненко, Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности [Электронный ресурс] / Е.А. Грудненко // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. – 2010 – URL: https://sibac.info/conf/pedagog/iii/35593 – Дата доступа: 22.01.2018.
2 Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд. – М.: АСТ–Астрель–Хранитель, 2007. – 479 с.
3 Завалко, Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад-школа-вуз»: автореф. дис. … докт. психол. наук: 13.00.08 / Н.А. Завалко. – Барнаул, 2000. – 20 с.
4 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
5 Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 1996. – 240 с.
6 Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект, 2000. – 312 с.
7 Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа. Проблемы преемственности / Н.Я. Кушнир. – Мн.: Полымя, 2000. – 152 с.
8 Цыцулин, А.Е. Психологические условия формирования готовности младших школьников к обучению в основной школе: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А.Е. Цыцулин. – Нижний Новгород, 2012. – 18 с.
9 Олифирович, Н.И. Справочник педагога-психолога социально-психологического центра вуза: метод. рекомендации / Н.И. Олифирович, С.И. Коптева, А.Ю. Шапель. – Минск, БГПУ, 2008. – 106 с.
10 Лебедева, Н.В. Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Лебедева. – Москва, 1996. – 18 с.
11 Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование / Т.Н. Князева. СПб.: Речь, 2007. – 119 с.
12 Денисова, А.А. Проблема психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе // А.А. Денисова // Известия РГПУ. – 2011. – № 1. – С. 83-90.
13 Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2008. – 325 с.
14 Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
15 Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М.: Феникс, 2008. – 206 с.
16 Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.
17 Степанова, Н.А. Динамика личностного развития младших школьников / Н.А. Степанова // Вестник МГОУ. – 2010. – № 3. – С. 173-176.
18 Сомова, Н.Л. В пятый класс – в первый раз: пособие для родителей, специалистов служб сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий / Н.Л. Сомова. – СПб.: КАРО, 2001. – 368 c.
19 Крупенникова, И.В. Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития / И.В. Крупенников // Ярославский пед. вестник – 2008. – № 2. – С. 79-84.
20 Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Д. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2010. – 452 с.
21 Цукерман, Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г.А. Цукерман// Вопросы психологии. – 2001. – № 5. – С. 19-35.
22 Хавторина, Н.И. Переход без стресса в среднее школьное звено / Н.И. Хавторина, А.С. Ракитина // Директор школы. – 2010. – № 3. – С. 64-66.
23 Кулагина И.Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте / И.Ю. Кулагина, С.В. Гани // Психологическая наука и образование – 2011. – № 2. – С. 102-109.
24 Залевский, Ф. С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников / Ф. С. Залевский // Завуч начальной школы. – 2009. – № 1. – С. 70-72.
25 Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
26 Горбунова, К.В. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению / К.В. Горбунова //Аллея науки. – 2017. – № 6. – С. 348-351.
27 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.10.2008 № 9: «Образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования» // Веснік адукацыі. – 2008. – № 2. –
С. 3-19.
28 Закон Республики Беларусь об образовании «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153–3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_okazanii_psihologicheskoj_pomowi.htm. – Дата доступа: 22.01.2018.
29 Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 31 мая 2003 г. № 200-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_osnovah_sistemy_profilaktiki_beznadzornosti_i_pravonarushenij_nesovershennoletnih.htm. – Дата доступа: 22.01.2018.
30 Кодекс Республики Беларусь об образовании от 2011 г. № 13, 2/1795 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа: 22.01.2018.
31 Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=W20819249. – Дата доступа: 22.01.2018.
32 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально–педагогической и психологической службе учреждения образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – Мн., 2011, № 17.
33 Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89 «Об утверждении инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи» // Сборник нормативных документов Министерства образования Беларусь, 2012 г., № 13.
34 Постановление Министерства труда и социальной защиты РБ «Квалификационная характеристика педагога–психолога учреждения образования» № 105 от 21 октября 2011 // Справочник педагога-психолога социально-психологического центра вуза / Н.И. Олифирович, С.И. Коптева, А.Ю. Шапель. – Минск, 2008. – С. 102-106.
35 Письмо Министерства образования РБ «Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования» от 22 мая 2008 г. № 12–01–05/3871–2 // Сборник нормативных документов Министерства образования Беларусь, 2008, № 11.
36 Инструктивно–методические письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://test.edu.bsu.by/page-14281. – Дата доступа: 22.01.2018.
37 Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
38 Постановление Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. №115/89 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи» // Сборник нормативных документов Министерства образования Беларусь, 2012 г., № 11.
39 Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2007. – 490 с.
40 Суидин, Р. Психологическая готовность к обучению младших школьников-иностранцев: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.11 / Р. Суидин. – Москва, 1997. – 19 с.
41 Крайникова, Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу / Т.А. Крайникова // Социально-экономические явления. – 2014. – № 8. – С. 149-155.
42 Покровская, С.Е. Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой» / С.Е. Покровская. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2015. – 29 с.
43 Осипова, А.А. Общая психокоррекции / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002 – 510 с.
44 Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. – М.: Академия, 1997. – 386 с.
45 Злобин, Ю.Д. Психологическая коррекция личности: задачи, подходы, приемы / Ю.Д. Злобин. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 35 с.
46 Калинина, Т.В. Возрастно-психологическое консультирование / Т.В. Калинина, О.В. Ладыкова, М.В. Маркеева. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 88 с.
47 Литвиненко, Н В. Адаптация школьников в критические период развития как предмет психолого-педагогического исследования / Н.В. Литвиненко // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2006. – № 2. –
С. 54-58.