2. Эмпирическое исследование психологических особенностей буллинга в подростковом и младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
Вывод в заключение
Список использованных источников
Приложение
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей буллинга в подростковом и младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 32 г. Гомеля». Всего в исследовании приняли участие 50 учащихся. В группу «А» вошли 25 подростков, в группу «Б» вошли 25 младших школьников.
Цель эмпирического исследования: выявить психологические особенности буллинга в подростковом и младшем школьном возрасте.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) на первом этапе осуществлялся отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование психологических особенностей буллинга в подростковом и младшем школьном возрасте с помощью тестирования;
3) на третьем этапе проводилась математико-статистическая обработка данных, интерпретация и анализ результатов исследования, разработка программы профилактики буллинга в школьной среде.
Эмпирические задачи:
1) выявить психологические особенности буллинга в подростковом возрасте;
2) выявить психологические особенности буллинга в младшем школьном возрасте;
3) сравнить психологические особенности буллинга в подростковом и младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: существуют различия в психологических особенностях буллинга между группой подростков и группой младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование (опросник «Smob» Х. Каспера, методика «Индекс реакций при ПТСР» Р.С. Пинуса), методы математико-статистической обработки данных.
Краткое описание методик исследования:
1. Опросник «Smob» Х. Каспера.
Назначение методики: изучение буллинга в школе. Автор методики: немецкий педагог Х. Каспер.
Структура опросника:
– вопросы 1-55 описывают действия буллинга, которые школьники могут испытывать на себе со стороны других;
– вопросы 56-69 позволяет определить вид буллинга: буллинг I и буллинг II;
Вывод в заключение
Проведенное эмпирическое исследование психологических особенностей буллинга в подростковом и младшем школьном возрасте позволило выявить, что собственно буллингу и несистематическому жестокому обращению со стороны других школьников подвергаются больше подростков, чем младших школьников. Для младших школьников более характерны ситуации, которые оцениваются ими как жестокие и несправедливые происходящее не так часто, нерегулярно и продолжающееся не так долго.
Подростки при буллинге преимущественно сталкиваются с тем, что им не дают свободно говорить и применяют к ним насилие или угрозы насилия. Наиболее часто встречающимися действиями буллинга в подростковом возрасте являются: постоянная критика всего того, что говорит или делает подростков; угрозы на словах; физическое притеснение другими учениками; отбирание вещей. Младшие школьники преимущественно при буллинге сталкиваются с отверждением другими и с негативным восприятием другими. В младшем школьном возрасте чаще всего в ситуации буллинга отмечается: отсутствие желания у других ребят разговаривать с младшим школьников; прогоняют с рабочего места; плохие разговоры за спиной другими ребятами; высмеивание внешности или одежды.
И подростки, и младшие школьники отмечают: действия буллинга чаще всего осуществляются со стороны одноклассников; чаще всего в действиях буллинга участвуют от 2 до 4 человек; готовы обращаться за помощью школьники к друзьям или родителям.
Осознанную травлю тяжелее переживают младшие школьники, чем подростки. Среди младших школьников обнаруживаются дети с тяжелой формой ПТСР. И у подростков, и у младших школьников доминирующей формой ПТСР является средняя.
В результате сравнения нами были выявлены достоверные различия по видам буллинга и форме ПТСР между группой подростков и группой младших школьников. Для подростков более характерен буллинг I (U=34 при р≤0,05) и мягкая форма ПТСР (U=38 при р≤0,05). Для младших школьников более характерен буллинг II вида (U=41 при р≤0,05) и тяжелая форма ПТСР (U=29,5 при р≤0,05). Гипотеза исследования о том, что существуют различия в психологических особенностях буллинга между группой подростков и группой младших школьников, подтвердилась.
На основе полученных теоретических данных нами была разработана программа профилактики буллинга в школьной среде. Программа профилактики буллинга рассчитана для учащихся 4-9 классов. Цель программы: создание условий для предупреждения буллинга в школьной среде через проведение тренинговых занятий. Задачи программы: снижение агрессивных тенденций в поведении школьников, преодоление