Введение
Глава 1 Формирование и развитие культурологии как науки
1.1 Особенности возникновения и развития культурологии как научной дисциплины
1.2 Сущность культурологии как науки о культуре
Глава 2 Основные подходы культурологии
2.1 Позитивно-научный подход культурологии
2.2 Классический подход культурологии
2.3 Неклассический подход культурологии
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Культурология – молодая дисциплина, дисциплина гуманитарная, отсюда различные парадоксы: нет одной культурологии, теорий культур столько, сколько крупных культурологов, нет осознанных фиксированных методов и предмета культурологии, каждая оригинальная культурологическая теория задает свой подход и предмет. И тем не менее, культурологи понимают друг друга.
Интерес к культурологии объясняется разными причинами: именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных произведений искусства, личности их творцов; культурология как принципиально неидеологическая дисциплина частично взяла на себя функцию философии, т. е. дает новое, целостное видение; наконец немаловажное обстоятельство – культурологическое мышление и мироощущение весьма современны. Культурология должна сориентировать слушателя, помочь ему войти в интересный и сложный мир культуры, так сказать, предоставить ему «ключи» и «путеводитель» для путешествия в этом мире.
Предмет культурологии – исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передается из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.
В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные ее подсистемы – экономическую, политическую, религиозную, художественную – с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создает общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими. Исторический метод направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своем зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода:
- генетический – направлен на обнаружение генезиса;
- сравнительно-исторический – сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур;
- диахронический метод;
- синхронический подход – сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений.
Объект исследования данной работы является культурология как сфера научного знания.
Предмет исследования: основные подходы в возникновении культурологии.
Цель работы: рассмотреть культурологию с точки зрения науки, определить основные подходы в возникновении культурологии.
Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения научной и методической литературы по теме исследования, метод структуризации фактического материала, качественный анализ полученной в ходе исследования информации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить особенности возникновения и развития культурологии как научной дисциплины;
- обозначить сущность культурологии как науки о культуре;
- изучить основные подходы культурологии;
- рассмотреть позитивно-научный подход культурологии;
- рассмотреть классический подход культурологии;
- рассмотреть неклассический подход культурологии.
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ
1.1 Особенности возникновения и развития культурологии как научной дисциплины
Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной жизни. Культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. в ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.
В мышлении древних цивилизаций культура не становится предметом исследования хотя бы потому, что в своих «высоких» версиях она была полностью включена в религиозный культ. Первым отчетливо выраженным актом рефлексии о культуре были учения ранних греческих софистов, которые противопоставили мир человеческих творений и отношений – миру природы. Этим не только была намечена будущая граница гуманитарного и естественно-научного знания, но и указана специфика культуры как особого типа реальности.
В целом, однако, культурология не нашла почвы в античности из-за фундаментальной установки на толкование природы как единственной и всеохватывающей реальности. В этом случае субъективный аспект культурного творчества рассматривался как то, что надо изживать в пользу объективно верного «подражания» природным образцам (как бы при этом ни понималась природа).
Правда, античность знала понятия, близкие к нашей «культуре»: таковы греческая «пайдейа» и римская «гуманитас», общий смысл которых – воспитание и образование, делающее из природного человека достойного гражданина. Было и понятие «мусейа», которое обозначало область духовных достижений образованного человека. Но все эти понятия по сути дела обозначали совокупность общезначимых ценностей. Достаточно было общего учения о природе и бытии, чтобы понять их смысл [8, с. 59].
Средние века не меняют эту установку. Дело в том, что система средневекового образования в целом была заимствована из античности. Духовный аспект культуры был почти без остатка поглащен религиозным культом. Культура была «внешним», соблазн и опасность которого никогда не забывались. Как ни странно, культурология не возникла и в эпоху гуманизма.
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
2.1 Позитивно-научный подход культурологии
Позитивно-научный или эволюционистский подход своими корнями уходит к учениям Э.Б. Тайлора и Л. Уайта. Здесь анализ культуры не противопоставляется анализу природы, и культурология воспринимается как вполне точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры.
Первые эволюционистские концепции культуры появляются практически одновременно в таких европейских странах, как Англия (Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрезер), Германия (А. Бастиан, Т.Вайтц), Франция (Ш. Летурно), а также в США (Л. Г. Морган). Основными чертами этого подхода являются:
- идея единства человеческого рода и единообразия развития культур;
- однолинейность развития человеческой культуры от простого к сложному;
- обязательность выделения отдельных стадий развития для всех общества;
- идея общечеловеческого прогресса и исторического оптимизма;
- просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур;
- психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития общества из психических свойств индивида [4, с. 351].
Главными предметными областями исследований становятся стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.
Одним из основоположников эволюционистской концепции культуры является английский ученый Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917 гг.). Свою концепцию развития культур он наиболее полно излагает в книге «Первобытная культура» (1871 г.). В ней он всесторонне развивает идею прогрессивного развития культур [24].
Правда, Э. Тайлор не отрицает и возможности регрессивных изменений в культурах в результате исторических или природных катаклизмов, но при этом утверждает, что магистральным направлением в истории человечества является прогрессивное эволюционное развитие культур. Он убежден в том, что все культуры должны пройти в своем развитии примерно те же стадии, что и цивилизованные (европейские страны), от невежественного состояния к просвещенному, когда все большую роль должны играть рационалистическая наука и идеология.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культурология – относительно молодая область науки, сформировавшаяся на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Однако, несмотря на относительную молодость этой науки, можно говорить о ее достаточно содержательной предыстории. Происхождение же термина «культурология» восходит к работам американского антрополога Л. Уайта.
Трудности становления культурологи, как науки вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью ее предмета – «культуры» как «онтологического» феномена. Предметом культурологии являются наиболее общие закономерности развития и функционирования культуры. В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они представляют собой комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Однако используются они выборочно, трансформируясь при этом под задачи культурологического исследования.
Культурология с помощью различных методов изучает:
- сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования;
- национально-этническое своеобразие культур народов мира;
- общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества;
- становление духовного мира личности и возможности ее самореализации;
- деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества.
Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и др. Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования.
Культурология – это не единственная наука, занимающаяся изучением культуры. Однако такие науки, как история, археология, этнография, антропология, социология, психология, философия и т. д., в конечном итоге, изучают лишь отдельные аспекты феномена культуры, используя свои методы исследования культуры. В отличие от них культурология стремится изучить культуру как целостность, дать систематизированное знание о культуре как уникальном и специфическом феномене.
Культурологи стремятся воссоздать образ культурных эпох и главенствующий в них тип человека, понять, как он думал, что переживал, чему отдавал предпочтение. Для этого недостаточно только перечисления фактов культуры и их описания в хронологической последовательности. Для того, чтобы понять культуру как целое, необходимо привлечь весь комплекс гуманитарного знания (философию, социологию, психологию и пр.), который является питательной средой и необходимым фундаментом культурологии.
Культурологи при изучении культуры часто обращаются к методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики (науке о знаках и знаковых системах), историческим методам. Однако культурология – это не простая совокупность данных, взятых из каждой науки о человеке, о культуре, а интегральное выражение гуманитарного знания. В этом смысле культурология не сводима к философии культуры, к искусствоведению, к этнографии и др.; это – самостоятельная дисциплина, изучающая культуру.
В ходе работы были выделены три подхода к культурологии:
- позитивно-научный подход, который освещен в работах Э.Б. Тайлора и Л. Уайта;
- классический подход, сторонниками которого можно считать И. Гердера, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса;
- неклассический подход, который отразился в исследованиях А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Дильтея, О. Шпенглера, во мноом 3. Фрейд.
1. Бабосов, Е. М. Философия науки и культуры / Е. М. Бабосов, кол. авт. Национальная академия наук Беларуси, Институт социологии. – Минск : Белорусская наука, 2006. – 582 с
2. Багновская, Н. М. Культурология: учебник / Н. М. Багновская. – Москва : Дашков и Кº, 2016. – 419 с
3. Белик, А .А. Культурология: Антропологические теории культур / А. А. Белик. – М. : РГГУ, 1999. – 241 с
4. Большаков, В. П. Культурология: учебник / В. П. Большаков. – Москва : Проспект, 2013. – 527 с
5. Борзова, Е. П. История мировой культуры : учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Е. П. Борзова. – Санкт-Петербург. : Лань , 2007. – 669 с
6. Гергилов, Р. Е. Освальд Шпенглер / Р. Е Гергилов // Новая Россия. – 1997. –№3. – С. 23-30
7. Гердер, И .Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Грдер. – М. : Наука, 1977. – 703 с
8. Грушевицкая, Т. Г. Культурология: учебник / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 687 с
9. Дильтей, В. Герменевтика и теория литературы : собрание сочинений в 6 томах / В. Дильтей. – М. : Дом интеллектуальной книги, 2001. – Т. 4. – 538 с
10. Доброхотов, А. Л. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. Л. Доброхотов, А. Т. Калинкин. – Москва : Проспект, 2015. – 166 с
11. Дудчик, А. Ю. Культурология: пособие / А. Ю. Дудчик, И. М. Клецкова. – Минск : БГУ, 2015. – 185 с
12. Ермишина, Н. Д. Культурология / Н.Д. Ермишина. – М.: Трикста, Академический Проект, 2006. –432 c
13. Иконникова, С. Н. История культурологических учений : учеб. пособие / С. Иконникова. – СПб. : Питер, 2005. – 480 с
14. Кант, И. Сочинения в 6 томах / И. Кант. – М., 1964. – Т. 2. – 611 с
15. Кант, И. Сочинения в 6 томах / И. Кант. – М., 1964. – Т. 3. – 799 с
16. Кант, И. Религия в пределах только разума / И. Кант. – М. : Наука, 1980. – 414 с
17. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов по дисциплине «Культурология» / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М. : Академия , 2007. – 604 с
18. Межуев, В. М. Идея культуры / В.М. Межуев. – М.: Прогресс-традиция, 2006. – 408 c
19. Морозов, И. В. Основы культурологии. Архетипы культуры / И. В. Морозов. – Минск : ТетраСистемс, 2001. – 607 с
20. Оганов, А. А. Теория культуры : учебное пособие для вузов / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева. – 2-е изд., испр. и доп.. – Москва : Гранд, Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 403 с
21. Павильч, А. А. Сравнительная культурология: пособие / А. А. Павильч. – Минск: МГЛУ, 2015. – 175 с
22. Силичев, Д. А. Культурология: учебное пособие / Д. А. Силичев. – Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. – 391 с
23. Спенсер, Г. Основания социологии / Г. Спенсер // Западно-европейская социология XIXв. : тексты. –М., 1996. – С. 279-332
24. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура: серия «Бибилотека атеистической литературы» / Э. Б. Тейлор. – Москва, 1989 – 627 с
25. Уайт, Л. А. Эволюция культуры / Л. А. Уайт – М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 1064 с
26. Уайт, Л. А. Понятие культуры / Л. А. Уайт //Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. – Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. – 728 с
27. Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 томах / редкол. Д. Л. Спивак [и др.]. – М. : Алетейя, 2008. – Т. 1. М– 432 c
28. Хайдеггер, М. Метафизическая концепция Ницше и ее роль в европейском мышлении / М. Хайдеггер. – М., 2005. – 396 с.
29. Шопенгауэр, А. Собрание сочинений в пяти томах А. Шопенгауэр. – М., 1992. – Т. 1. – 726 с.