Введение
Глава 1 Характерные черты эпохи просвещения в белорусской музыкальной культуре
1.1 Особенности музыкальной культура Беларуси эпохи Просвещения
1.2 История становления оперно-балетных театров на территории Беларуси
Глава 2 Воплощение оперного жанра в творчестве Я. Голланда и С. Монюшко
2.1 Особенности оперного творчества Я. Голланда
2.2 Жанр оперы в творчестве С. Монюшко
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В конце XVII в. началась эпоха Просвещения, которая охватила все последующее XVIII столетие. Ключевыми особенностями этого времени стали свободомыслие и рационализм. В этот период Беларусь входила в состав Речи Посполитой. В конце века Речь Посполитая была разделена тремя государствами и перестала существовать как самостоятельная политическая единица. Белорусские земли в 1795 г. полностью отошли к России, став Северо-Западным краем Российской империи.
Социально-исторические условия формирования отечественной музыкальной культуры оказались особенно неблагоприятными и драматичными в период эпохи Просвещения. В этот период белорусский этнос, хотя и был в стране господствующим, но не определялся как единое сообщество. Для него была характерна чрезвычайно глубокая сословная дифференциация, которая оказалась закрепленной конфессиональным и языковым разделением. Иначе говоря, различные сословные группы населения Беларуси получили в результате этих процессов различную этнокультурную ориентацию.
Так, местная элита (магнаты, шляхта, потом дворянство и интеллигенция), с деятельностью которой связано становление письменной музыкальной традиции, длительное время имела западную направленность как в языке, так и в религии. И хотя представители здешней знати, как правило, «хорошо осознавали свою белорусскую особенность и гражданскую принадлежность к Великому княжеству Литовскому и никогда не были до конца «ополячены», а потом – «русифицированы», все же они постепенно теряли свою «белорусскость» [14, с. 15].
Демократические же круги населения Беларуси, преимущественно крестьянство, сохраняли белорусскоязычие и православную (или униатскую) веру и обрядность, свой этнический фундамент и фольклорные ценности. Именно это дало основания для позднейшего определения белорусов как крестьянской нации. Таким образом, местная знать фактически оказалась отделенной от своих подданных ни только сословными и имущественными барьерами, но и языковыми, религиозными и, этнокультурными.
На фоне этих сложных политических событий Беларусь переживала время активизации духовной жизни, связанной с укоренением в национальной культуре идей эпохи Просвещения. Развитие науки, образования и искусства побуждалось стремлением высших аристократических слоев общества соответствовать европейской моде и проходило в рамках широко развитого меценатства. Покровителями искусств были во второй половине XVIII в. белорусские магнаты И. Храптович, А. Тизенгауз, семейства Радзивиллов, Огинских, Сапег.
В музыкальной культуре этого времени соседствовали духовная и активно развивающаяся светская музыка, развивалась профессиональная исполнительская деятельность и любительское (чаще всего аристократическое) музицирование, сосуществовали придворный частновладельческий и школьный музыкальные театры. В эпоху Просвещения была заложена основа для развития национального композиторского творчества и созданы первые образцы оперной, оркестровой, камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки.
Распространение идей Просвещения на территории Беларуси стало стимулом для развития театрального искусства и появления музыкального оперно-балетного театра. За относительно короткий срок вся территория Беларуси покрылась сетью музыкальных театров. В 50-е годы XVIII в. возникли Несвижский и Слуцкий театры Радзивиллов, в 70-80-е были созданы Слонимский театр Михала Казимира Огинского, Гродненский театр Антония Тизенгауза, Ружанский и Дречинский театры Сапег, Шкловский театр Семена Зорича.
Цель работы: исследовать особенности воплощения оперного жанра в Беларуси в эпоху Просвещения, изучить творчество Я. Голланда и С.Манюшко.
Объект исследования: музыкальная культура Беларуси эпохи просвещения.
Предмет исследования: белорусская опера в эпоху просвещения.
Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения научной и методической литературы по теме исследования, метод структуризации фактического материала, качественный анализ полученной в ходе исследования информации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить музыкальную культуру Беларуси эпохи Просвещения;
- рассмотреть деятельность оперно-балетных театров на территории Беларуси;
- изучить особенности творчества Я. Голланда;
- изучить особенности творчества С. Монюшко.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1 Особенности музыкальной культуры Беларуси эпохи Просвещения
В эпоху Просвещения, расцвет которой в Беларуси, как и во всей Европе, пришелся на вторую половину ХVIII в., отечественная музыкальная культура приобретает многие новые черты. Исторические условия формирования этой культуры оставались чрезвычайно сложными. Беларусь по-прежнему находилась в составе Великого княжества Литовского, которое вместе с Короной Польской входила в состав Речи Посполитой. Основными событиями, определявшими облик тогдашней общественной жизни были междоусобные конфликты, конфедеративные и повстанческие движения, наконец, три раздела государства, в результате которых белорусские земли отошли к Российской империи. Динамичность и напряженность этой жизни достигла своего апогея накануне политического краха Речи Посполитой. Очень непростая ситуация сложилась тогда на белорусских землях, которые фактически оказались в рамках различных государств: восточная часть в 1772 г. была присоединена к России, а центральная и западная к 1793 г. и 1795 г. еще входили в состав Великого княжества Литовского.
Художественную жизнь Беларуси в то время также определяла и сложная этнокультурная, в том числе и языковая, ситуация: на восточных землях постепенно начиналась русификация края; белорусский же язык, как и раньше, был вытеснен из официального обихода. «Во времена Просвещения Беларусь фактически оказалась не только на политическом, социальном, но и на художественно-культурном перекрестке, когда многие духовные ценности, созданные в предыдущие века, продолжали жить в новых условиях, трансформировались, превращались под их влиянием и во взаимодействии с новыми явлениями» [13, с. 79].
Середина XVIII в. стала условной гранью стилевых эпох барокко и классицизма. Многие явления, характерные для предыдущего периода, подверглись во второй половине века трансформации, отвечая на запросы нового времени. В музыкальной культуре этой эпохи соседствовали духовная и активно развивающаяся светская музыка, развивалась профессиональная исполнительская деятельность и любительское (чаще всего аристократическое) музицирование, сосуществовали придворный частновладельческий и школьный музыкальные театры. Наконец, именно во второй половине XVIII в. была заложена основа для развития национального композиторского творчества и созданы первые образцы оперной, оркестровой, камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки.
ГЛАВА 2 ВОПЛОЩЕНИЕ ОПЕРНОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ Я. ГОЛЛАНАД А И С. МОНЮШКО
2.1 Особенности оперного творчества Я. Голланда
Ян Давид Голланд (1746-1827 гг.) – композитор, дирижер, музыкальный деятель и преподаватель. Родившись в Германии, Ян Голланд, тем не менее, по праву может считаться не только немецким композитором, но и польским, белорусским, литовским и русским. Это связано с тем, что в разные годы он жил и творил на территории ныне существующих пяти государств (Германия, Польша, Беларусь, Литва и Россия), которые в одинаковой степени могут считать его своим композитором, внесшим в музыкальную культуру каждой из них свой неповторимый вклад. И сегодня произведения Я. Голланда, написанные им во время проживания на территории того или иного государства, считаются национальным достоянием.
Родился Ян Голланд на территории тогдашней Пруссии в г. Сант-Андреасберге (Харц). Музыкальное образование получил в Берлине, после чего в 1771 г. переехал в Гамбург, где работал в качестве капельмейстера в соборе св. Катарины и директора музыки в кафедральном соборе. Большое влияние на его творчество оказало дружба с Карлом Филиппом Эммануэлем Бахом (1714-1788 гг.) – известным немецким композитором и клавесинистом, вторым сыном Иоганна Себастьяна. Баха.
В Гамбурге появляются первые симфонии, оратории, кантаты, вокальные и инструментальные пьесы Яна Голланда, которые пользуются широкой популярностью у здешней публики. В поисках дальнейшего совершенствования своего творческого потенциала в 1782 г. Ян Голланд переезжает в Варшаву, столицу польско-белорусско-литовского государства Речи Посполитой. Здесь он встречается с Каролем Станиславом Радзвилом, по приглашению которого в 1783 г. переезжает в Несвиж, и получает должность придворного дирижера и композитора. В то время Несвиж был одним центов культуры и славился на всю Европу своей капеллой и оперно-балетным театром.
В Несвиже Ян Голланд пишет свои основные крупные произведения, впоследствии ставшие классикой белорусской музыки. Одним из таких произведений стал опера «Агатка, альбо Прыезд пана», которая считается первой белорусской национальной оперой. Она была написана в 1784 г. на либретто князя Мацея Радзивилла и посвящена приезду короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, чей образ был прописан в опере в качестве защитника влюбленных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальная культура Беларуси эпохи Просвещения была весьма богатой по своему содержанию, сложной и многогранной по форме. В ней сосуществовали различные явления – те, что сложились в предшествующих столетиях и несли в себе рудименты средневековой традиции, и те, что только возникли, знаменуя начало нового этапа в развитии музыкального искусства. Многомерность и в то же время целостность и динамичность этой культуры во многом были определены воздействием сложных историко-политических и социальных факторов. Важнейшими среди этих фактов оказались специфическая «переходность» исторической ситуации, проявившаяся в хронологическом, территориальном, конфессиональном и других аспектах, а также многообразие и взаимосвязь субкультур разных социальных групп.
Общенациональная культура в XVI-XVIII вв. носила полилингвистический характер. Белорусскоязычной была в основном народная культура, доступная крестьянам, городским низам, части шляхты и священнослужителей. Воспринимая в числе первых передовые западные инновации в области культуры, Беларусь служила своеобразным «культурным мостом» между Россией, с одной стороны, Восточной и Западной Европой – с другой, и вносила существенный вклад в развитие сопредельных крупных хозяйственно-культурных регионов. Прогресс белорусской и всей отечественной культуры был отчасти заторможен тем, что она не получала полноценной государственной поддержки со стороны польской Короны, лишившись опоры в виде базовой политически самостоятельной цивилизации.
Существует немало других фактов, убедительно свидетельствующих о высоком уровне театрально-музыкальной культуры Беларуси в XVI- XVIII вв. Особенно динамично она развивалась во второй половине XVIII в. Лучшие ее образцы были близки по стилю и характеру аналогичным достижениям западноевропейского искусства. Приехавшие с Запада на белорусскую землю музыканты, композиторы, танцоры привили новые творческие идеи складывавшейся театрально-музыкальной культуры, способствовали росту композиторского и исполнительского мастерства местных музыкантов и артистов. В свою очередь, отечественные таланты оказали влияние на дальнейшее развитие музыки и театра западных стран, Польши и России.
Таким образом, несмотря на социально-политические и экономические сложности, в XVI-XVIII вв. белорусская культура, в целом общенациональная культура Беларуси достигла новых успехов. Она развивалась в тесной связи с культурами Средней и Западной Европы и в контакте с реформируемой российской культурой. Здесь были восприняты и творчески преобразованы гуманистические идеи и достижения общеевропейского Ренессанса и Просвещения. На территории Беларуси распространялись различные художественные стили и направления, происходили значительные духовные и культурные сдвиги, шел процесс творческого развития и национального оформления различных видов искусства, множились жанры религиозной и светской литературы.
Вся музыкальная культура Просвещения была сосредоточена в основном в частных оперно-балетных театрах. Его интенсивное и целенаправленное развитие осуществилось в Беларуси, как и в других славянских странах, преимущественно во второй половине XVIII в., когда в городах и имениях было создано более 20 крупных и мелких музыкально-театральных центров. Несвижский и Слуцкий театр Радзивилов, Слонимский театр М. Казимира Огинского, Гродненский А. Тизенгауза, Ружанский да Деречинский Сапегов, Шкловский С. Зорича.
В эпоху Просвещения расцвел такой жанр как опера. Среди образцов оперного творчества можно отметить сочинения профессиональных композиторов и любителей: Агатка» и «Чужое багацце» Я. Голланда (Несвиж, 1882-1886 гг.), «Зменены фiлосаф», «Сiлы свету», «Становiшча саслоўяў», «Елiсейскiя палi» М. К. Огинского (Слоним, 177-1788 гг.), «Войт альбанскага паселiшча» М. Радзивилла (Несвиж, 1786 гг.).
Большой вклад в развитие оперного творчества Беларуси в этот период внесли такие композиторы как Я. Голланд и С. Монюшко. Несмотря на то, что многие исследователи рассматривают творчество данных композиторов в контексте не белорусской культуры, их творчество является частью национального достояния.
В целом в отечественной музыкальной культуры проявилась диалектика непрерывности музыкально исторического процесса. Одни его приметы (взаимодействие различных этноконфессиональных элементов, трансляция западных течений на восток) сложились в более ранний период, а другие (значительный рост центров музыкальной жизни, профессионализация) усилились во второй половине XVIII в. Таким образом, постепенно сосуществовали вместе различные концертно-театральные жанры и формы музицирования, профессиональные и любительские виды творчества.
1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев / ред., вступ. ст. и коммент. Е. Орловой. – 2-е изд. – Л., 1971. – 324 с
2. Барышев, Г. Театральная культура Белоруссии XVIII века / Г. И. Барышев; Союз театр. деятелей Респ. Беларусь. – Минск : Навука i тэхнiка, 1992. – 290 с
3. Барышев, Г. Частновладельческий музыкальный театр второй половины XVIII в. / Г. Барышев // Музыкальный театр Белоруссии: Дооктябрьский период. – Минск, 1990. –244 с
4. Бэлза, И. Ф. История польской музыкальной культуры / И. Ф. Бэлза. – Москва : Музгиз, 1954. – 2 т. –Т. 1. – 336 с
5. Дадиомова, О. В. Музыкальная культура городов Белоруссии в XVIII веке / О. В. Дадиомова; Мин. ин-т культуры. – Минск : Навука i тэхнiка, 1992. – 205 с
6. Дадиомова, О. В. Музыка в паратеатральных действах Белоруссии ХVII – ХVIII вв. / О. В. Дадиомова // Музыкальный театр Белоруссии: Дооктябрьский период. – Минск, 1990. – С. 147-149
7. Дадзіёмава, В. В. Янычарскія капэлы / В. В. Дадзіёмава // Помнікі гісторыі і культуры Беларусі. –1988. – № 2. – С. 23-24
8. Іўчанка, Н. Музычны помнік Беларусі XVIII стагоддзя / Н. Іўчанка // Мастацтва Беларусі. – 1989. – № 3. – С. 66-71
9. Кавальчук, Н. Нясвіжскія оперы Яна Голанда: на шляху сімфанізацыі жанру / Н. кавальчук // Старонкі гісторыі беларускай музыкі: навук. працы БДАМ. – Вып. 8. Сер. 1, Беларуская музычная культура. – Мінск, 2005. – С. 159-165
10. Корній, Л.П. Історія української музики: підручник для вищих музичних навчальних закладів. – Нац. муз. акад. України ім. П.І.Чайковського. – К.; Х. : Вид-во М.П. Коць; Нью-Йорк, 2001. – 477 c
11. Конан, У. Драма беларускага хрысціянскага адраджэння / У. Конан // Літаратура і мастацтва. – 2001. – 23 лютага. – №. 5. – С. 14-15
12. Кулешова, Г. «Агатка, или Приезд Пана» Я. Голанда в контексте европейского и белорусского оперного творчества / Г. Кулешова // Помнікі мастацкай культуры Беларусі: Гісторыя і сучаснасць: матэрыялы навук. канф. «Музы Нясвіжа». – Мінск, 2000. – С. 21-27
13. Лихач, Т. Страницы прошлого музыкальной культуры Белоруссии (XVIII ст.) / Т. Лихач // Вопросы культуры и искусства Белоруссии. – Минск, 1987. –Вып. 6. – С. 77-84
14. Немцевич, Ю. У. Путешествия исторические по землям Польским совершенные между 1811 и 1828 гг / Ю. У, Немцевич. –Петербург, 1858 – 318 с
15. Парфенюк, І. Ян Давід Голанд «у каардынатах» яго бліжэйшых сучаснікаў: кантакты і ўплыў / I/ Парфенюк // Музычная культура Беларусі ў сусветнай прасторы: навук. працы БДАМ. – Вып. 19. Сер. 1, Беларуская музычная культура. – Мінск, 2009. – С. 22-31
16. Фралоў, А. Новыя матэрыялы па гісторыі музыкі Беларусі з варшаўскіх сховішчаў // Музычная культура Беларусі і свету: да 100-годдзя Л. С. Мухарынскай: навук. працы БДАМ. – Вып. 12. Сер. 1, Беларуская музычная культура. – Мінск, 2006. – С. 228-248
17. Яна, Ж. Опера Я. Д. Голанда «Чужое багацце нікому не на карысць» у яе сувязях з заходнееўрапейскім музычным мастацтвам // Музычная культура Беларусі: Гістарычны шлях. Кантакты: матэрыялы X Навук. чытанняў памяці Л. С. Мухарынскай / склад. І. Назіна. – Мінск, 2002. – С. 67-71
18. Яна, Ж. Сюжэтныя матывы і оперныя сітуацыі ў нясвіжскіх творах Я. Голанда / Ж. Яна // Весці БДАМ. – 2005. – № 6. – С. 20-26
19. Poliński, A. Dzieje muzyki polskiej w zarysie. – Lwów, 1907; Rulikowski M. Poprzedniczka «Krakowiaków i górali» // Życie teatru. – 1924. – № 9. – S. 69-75
21. Prosnak J. Opera polska w teatrach magnackich XVIII wieku // Muzyka. –1965. – № 1. – S. 46-63; Nowak-Romanowicz A. Klasycyzm...; Subel J. J. D. Holland kompozytor nieznany // Poradnik muzyczny. – 1988. – № 11-12. – S. 14-18
21. Rulikowski, M. Teatr polski na Litwie / М. Rulikowski – Wilno,1907. – S. 77