Введение
1 Теоретические основы работы социального педагога по предупреждению дезадаптации младших школьников
1.1 Сущность, содержание и факторы социально-педагогической дезадаптации младших школьников
1.2 Психолого-физиологические особенности младших школьников
1.3 Основные направления работы социального педагога по предупреждению социально-педагогической дезадаптации младших школьников
2 Методические основы работы социального педагога по предупреждению дезадаптации младших школьников
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Разработка социально-педагогической программы предупреждения дезадаптации младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Выявление причин возникновения таких трудностей и поиск путей организации эффективной социально-педагогической поддержки учащихся в процессе перехода в среднее звено школы является актуальным вопросом для изучения.
Все большее значение приобретает задача охраны здоровья учащихся, создания условий для адаптационного образования детей, испытывающих трудности в обучении, возникновения и развития процесса адаптации в школе. Осложнение социальной среды, стремительный темп жизни в обществе, обилие противоречивой информации, снижение образовательного потенциала семьи отрицательно сказываются на процессах социализации и социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены воздействию факторов окружающей среды.
Значительный объем исследований в области педагогики, психологии, медицины, физиологии, философии, социологии и других наук посвящен проблеме деадаптации. Последствия трудной адаптации различны: ухудшение состояния здоровья, рост заболеваемости, снижение работоспособности и недостаточное усвоение учебного материала.
Исследование данной проблемы затрагивается в трудах многих отечественных и зарубежных авторов. Среди них такие как: Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, Л.А. Ясюкова, М.Р. Битянова, Е.А. Осипова, Д. Журавлев и др.
Объект исследования: процесс социально-педагогической дезадаптации младших школьников.
Предмет исследования: методика работы социального педагога по предупреждению дезадаптации младших школьников.
Цель исследования: выявить причины и факторы дезадаптации младших школьников и определить и определить методику работы социального педагога по ее предупреждению.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
– определить сущность и содержание социально-педагогической дезадаптации младших школьников в условиях современной школы;
– определить методы работы социального педагога по предупреждению социально-педагогической дезадаптации младших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, обобщение); эмпирические (наблюдение, опрос, диагностика, анализ).
1 Теоретические основы работы социального педагога по предупреждению дезадаптации младших школьников
1.1 Сущность, содержание и факторы социально-педагогической дезадаптации младших школьников
В науке о человеке термин «социализация» произошел из политэкономии, где его первоначальным значением была «обобщенность» земли, средств производства и т.д.
Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 году в своей книге «Теория социализации» использовал его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к общественной жизни» [10, с.214].
До формирования теории социализации как самостоятельной области исследований проводились в рамках других традиционных проблем человеческого знания (о задачах образования, о формировании и развитии личности и общества, о передаче культуры из поколения в поколение и т.д.) С появлением понятия «социализация» в научном употреблении произошла переориентация этих работ в новое направление, и к середине 20-го века социализация стала самостоятельной междисциплинарной областью исследований. Сегодня проблема социализации или ее отдельные аспекты изучаются философами, этнографами, социологами, психологами, криминологами, педагогами и представителями других наук [11, с. 217]. Суть социализации заключается в том, что в процессе социализации ее личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Социальное становление человека – это процесс, в ходе которого человек осознает себя в обществе как личность. Социализация личности зависит от активности ребенка, его участия в труде, от влияния окружающей среды на расширение его кругозора, от того, как общество и государство заботятся о будущем поколении. Учитываются ли в образовательном процессе возрастные и индивидуальные особенности ребенка, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, как поощряется его самостоятельность и как развивается уверенность в себе. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Человек является социальным, социальным существом. С первых дней нашего существования мы окружены своим собственным видом, и с самого начала нашей жизни мы вовлечены в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения приобретается до того, как человек учится говорить [18, с. 176].
Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны между собой. Адаптацию можно рассматривать и как неотъемлемую часть социализации, и как ее механизм. Существует два типа адаптации: психофизиологическая и социально-психологическая, которые взаимосвязаны.
Выводы по первой главе
Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны между собой. Адаптацию можно рассматривать и как неотъемлемую часть социализации, и как ее механизм. Адаптация – это механизм социализации личности, ее включение в систему общественных отношений и отношений. Существует понятие школьной деадаптации, под которой понимается набор признаков, указывающих на то, что социально-психологический и психофизический статус ребенка не соответствует требованиям школьной образовательной ситуации, освоение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным. Школьная дезадаптация проявляется в успеваемости, поведении и межличностном взаимодействии.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста. Когда ребенок поступает в школу, в его жизни происходят существенные изменения, кардинально меняется социальная ситуация развития, формируется новый вид деятельности – образовательная деятельность. На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: мышление выдвигается в центр сознания. Происходит интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Значительные изменения происходят в нормах, регулирующих отношения между школьниками и друг с другом. Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность действовать сразу, не раздумывая, не взвешивая всех обстоятельств.
Основными направлениями деятельности социального педагога по предупреждению дезадаптации младших школьников являются: ранняя диагностика детей из группы риска; информационно-разъяснительная работа с родителями и учителями активизация просветительских усилий в области окружающей среды, работа с контактными группами, включая семью; меры по устранению последствий; патронатное воспитание несовершеннолетних правонарушителей; разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию поведенческих расстройств. Можно сказать, что личное знание, погружение в проблему ребенка является одним из основных принципов успешной работы не только социального педагога, но и учителя в целом.
2 Методические основы работы социального педагога по предупреждению дезадаптации младших школьников
2.1 Организация и методы проведения исследования
Цель курсовой работы – провести исследование и разработать методы работы социального педагога школы по предотвращению социально-педагогической дезадаптации младших школьников.
Исследование проводилось на базе средней школы № 45 города Гомеля. Выборка составила: 49 учащихся 2-х классов (возраст – 8-9 лет):
первая группа (2 «А» класс) – 23 человека;
вторая группа (2 «Б» класс) – 26 человек.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
– тест школьной тревожности Филлипса;
– модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
– методика «Социально – психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда.
1. Методика «Тест школьной тревожности Филлипса» [30] помогает оценить не только общий уровень тревоги в школе, но и ее составные элементы, которые связаны с различными областями школьного процесса.
Школьная тревожность – это, прежде всего, самое широкое понятие, включающее в себя различные аспекты стабильного школьного эмоционального состояния. Тревога проявляется в повышенном уровне тревоги в учебном процессе, в классе, в возбуждении и в процессе ожидания негативного отношения, негативной оценки со стороны учителей и одноклассников. Если у ребенка более низкий уровень самооценки, он всегда не уверен в правильности своего поведения. Методика «Тест школьной тревожности Филлипса» используется для диагностики степени и характера беспокойства, связанного с процессом обучения в школе детей младшего и среднего школьного возраста.
Данная методика достаточно проста в проведении и обработке результатов, поэтому она доказала свою высокую эффективность. Тест включает 58 вопросов, которые либо зачитываются ученикам, либо предлагаются в письменной форме. Для каждого вопроса анкеты требуется «да» или «нет». Диагностический процесс может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Присутствие учителя или классного руководителя в классе, где проводится тест, крайне нежелательно.
2. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой [21] Короткая анкета может быть использована для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учеников начальной школы. Для дифференциации детей по уровню мотивации была разработана система баллов:
– реакция ребенка, свидетельствующая о позитивном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается 3;
– нейтральный ответ (не знаю, он может быть разным и т.д.) – 1 балл;
Выводы по второй главе
Во второй главе работы было проведено эмпирическое исследование процесса социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено школы. Исследование проводилось на базе средней школы № 45 города Гомеля. Выборка составила: 49 учащихся 2-х классов (возраст – 8-9 лет): первая группа (2 «А» класс) – 23 человека; вторая группа (2 «Б» класс) – 26 человек. Для достижения цели были подобраны следующие методики: тест школьной тревожности Филлипса; модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой; методика «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда. В результате проведения исследования мы пришли к следующим выводам.
Учащиеся 2 «А», 2 «Б» классов в результате эксперимента обладают адекватным уровнем самооценки, за исключением нескольких учеников. Учащиеся, которые принимали участие в исследовании, имеют большое количество различных интересов, активность их направлена на разнообразные виды деятельности. Они стремятся к познанию других и себя в процессе общения. Все это говорит о том, что ученики, которые принимали участие в нашем исследовании, имеют достаточно высокий уровень социально-психологической адаптации при переходе в среднее звено школы. Ученики легко адаптируются к новым условиям, быстро и легко привыкают к новой обстановке, новому коллективу и новым ученикам.
Не все учащиеся младших классов, которые принимало участие в данном исследовании, легко проходят адаптацию в процесс обучения в школе. Вопрос адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу является устойчивым и решающим фактором в деятельности любого образовательного учреждения. Результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы: на успешность адаптации младших школьников существенное влияние оказывает степень готовности учащихся к обучению в средней школе; укрепление межличностных отношений, повышение уровня сплоченности групп, формирование у учащихся навыков социального взаимодействия оказывают положительное влияние на процесс адаптации. При дальнейшей работе с младшими школьниками с признаками дезадаптации в этот период обучения необходимо использовать тесное сотрудничество с руководством школы, учителями, социальными педагогами. Задача состоит в том, чтобы помочь социальным педагогам преодолеть привычный для нашей системы образования воспитательный и дисциплинарный подход к ребенку, вооружить их навыками партнерства, личностно-ориентированного общения с детьми, оказать всевозможную поддержку в освоении личностно-ориентированной педагогики в целом, психологии собственного личностного развития. По причине всего этого была разработана социально-педагогическая программа предупреждения дезадаптации младших школьников.
Заключение
Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны между собой. Адаптацию можно рассматривать и как неотъемлемую часть социализации, и как ее механизм. Адаптация – это механизм социализации личности, ее включение в систему общественных отношений и отношений. Существует понятие школьной деадаптации, под которой понимается набор признаков, указывающих на то, что социально-психологический и психофизический статус ребенка не соответствует требованиям школьной образовательной ситуации, освоение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным. Школьная дезадаптация проявляется в успеваемости, поведении и межличностном взаимодействии.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста. Когда ребенок поступает в школу, в его жизни происходят существенные изменения, кардинально меняется социальная ситуация развития, формируется новый вид деятельности – образовательная деятельность. На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: мышление выдвигается в центр сознания. Происходит интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Значительные изменения происходят в нормах, регулирующих отношения между школьниками и друг с другом. В начале обучения самооценка ученика формируется учителем на основе результатов обучения. Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность действовать сразу, не раздумывая, не взвешивая всех обстоятельств.
Во второй главе работы было проведено эмпирическое исследование процесса социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено школы. Исследование проводилось на базе средней школы № 45 города Гомеля. Выборка составила: 49 учащихся 2-х классов (возраст – 8-9 лет): первая группа (2 «А» класс) – 23 человека; вторая группа (2 «Б» класс) – 26 человек. Для достижения цели были подобраны следующие методики: тест школьной тревожности Филлипса; модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой; методика «Социально – психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда. В результате проведения исследования мы пришли к следующим выводам.
Учащиеся 2 «А», 2 «Б» классов в результате эксперимента обладают адекватным уровнем самооценки, за исключением нескольких учеников. Учащиеся, которые принимали участие в исследовании, имеют большое количество различных интересов, активность их направлена на разнообразные виды деятельности. Они стремятся к познанию других и себя в процессе общения. Все это говорит о том, что ученики, которые принимали участие в нашем исследовании, имеют достаточно высокий уровень социально-психологической адаптации при переходе в среднее звено школы. Ученики легко адаптируются к новым условиям, быстро и легко привыкают к новой обстановке, новому коллективу и новым ученикам.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 812 с.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под. Ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
3. Антропова, М.В. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / М.В. Антропова, М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 2003. – 463 с.
4. Архангельский, Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности / Л.М. Архангельский. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 366 с.
5. Ахмадуллина, Э.А. Особенности и динамика самоактуализации личности в процессе социокультурной адаптации / Э.А. Ахмадуллина, Г.Ш. Габдреева // Ученые записки Казанского Государственного Университета. – 2008. – № 9. – С.15-28.
6. Белавина, О.В. Одаренные дети: проблемы адаптации / О.В. Белавина // Психологический журнал. – 2010. – № 1. – С. 41–54.
7. Битянова, М.Р. Социальная психология: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
8. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – Спб.: Изд-во «Речь», 2004. – 440 с.
9. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2008. – 304 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 568 с.
11. Василькова, Ю.К. Лекции по социальной педагогике / Ю.К. Василькова. – М., 1997. – 351 с.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 4 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 4. – 465 с.
13. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия / В.И. Гарбузов. – СПб.: ОАО «Сфера», 2004. – 215 с.
14. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 342 с.
15. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 568 с.
16. Ишкильдина, Р.Т. Проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста / Р.Т. Ишкильдина, З.Ш. Касимова. – СПб.: СГПА, 2010. – 345 с.
17. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 1992. – 413 с.
18. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. – М.: Просвещение. – 2001. – 379 с.
19. Корель, Л.В. Классификация адаптаций. Словарь основных понятий / Л.В. Корель. – Новосибирск, 1996. – 424 с.
20. Кумарина, Г.В. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений школьников / Г.В. Кумарина // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 163–168.
21. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 607 с.
22. Лусканова, Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей системы компенсирующего обучения / Н.Г. Лусканова. – М.: Педагогика, 2005. – 319 с.
23. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 273 с.
24. Мацковский, М.С. Как воздействовать на ребенка / М.С. Мацковский // Форум общественности «Дети, семья, общество: проблемы духовности. –2002. – 310 с.
25. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2009. – 452 с.
26. Подласый, И.П. Педагогика: учебное пособие / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2008. – 540 с.
27. Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2008. – 667 с.
28. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Пригожан // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 10-15.
29. Савина, Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины / Н.Н. Савина // Наука и школа. – 2010. – № 3. – С. 118–121.
30. Сухов, А.Н. Социальная психология: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н. Сухов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.
31. Теория и методика воспитания: учебн. пособие / Е.В. Головнева. –2-е изд. – М.: Высш. шк., 2009. – 256 с.
32. Федоренко, Е.Б. Ресурсы работы с гиперактивными детьми / Е.Б. Федоренко // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 189–196.
33. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. – 366 с.