ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И СПЕЦИАЛИСТОВ СППС ШКОЛЫ
1.1 Семья как субъект социально-педагогической и психологической работы школы
1.2 Направления работы СППС школы с семьей
1.3 Социальное партнерство семьи и СППС школы: сущность, особенности и способы организации
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И СППС ШКОЛЫ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по построению социального партнерства семьи и СППС школы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями педагогов школы и семьями учеников, а непосредственно их родителями. В соответствии с требованиями программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые учреждениями образования совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.
Успех работы в школе во многом зависит от характера взаимоотношений между педагогом и семьями учеников. Эти отношения должны основываться на взаимном доверии. Педагог – играет важную роль в создании этих отношений. Педагог должен иметь развитое чувство ответственности перед родителями в воспитании и обучении детей, быть советником, другом каждой семьи, всегда помнить об уязвимости чувств родителей и не оскорблять их, тактично оценивая недостатки в учебе и поведении ребенка, учитывать мнение родителей об их деятельности. Учитель должен изучить каждую семью, узнать о роли семейных традиций и праздников, духовных интересах.
Сегодня взаимодействие семьи и школы – это принцип, который становится обязательным требованием к образованию, это главное требование к организации целостного педагогического процесса, обеспечивающего успех образования и воспитания детей. Однако, несмотря на важность форм взаимодействия и наличие условий для контакта и идентификации в программных документах, практика показывает, что у учителей возникают серьезные проблемы при взаимодействии с родителями.
Вопросом социального партнерства семьи и специалистов СППС школы занимаются В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, И.А. Мусина; В.М. Астапов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И СПЕЦИАЛИСТОВ СППС ШКОЛЫ
1.1 Семья как субъект социально-педагогической и психологической работы школы
Семья – это самое важное из явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Важность его влияния на человека, его сложность, многогранность и проблематичность породили большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предмет исследования – семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.
Существует тесная взаимосвязь между понятиями «брак» и «семья». Однако в основе этих понятий лежит также много особенного, специфического. Таким образом, ученые убедительно продемонстрировали, что брак и семья появились в разные исторические периоды [4].
В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Е.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью и стабильностью. Несмотря на все изменения и столкновения, семья как социальный институт сохранилась [2, с. 98].
Семья является предметом изучения многих наук – социологии, экономики, юриспруденции, этнографии, психологии, демографии и др. Каждая из этих наук, в соответствии со своей темой, изучает конкретные аспекты функционирования и развития семьи. Экономика – аспекты семейного потребления и его участия в производстве материальных товаров и услуг. Этнография – характеристика образа жизни и опыта семей с различными этническими особенностями. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика – ее образовательные возможности.
Выводы по первой главе
Семья – это группа лиц, экономически связанных между собой кровными родственниками, браком или усыновлением детей; как небольшая социальная группа, основанная на браке и родстве, а также заинтересованности в сожительстве и взаимопомощи; или как исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, между детьми. Под функциями семьи понимаются формы проявления ее деятельности и жизнедеятельности всей семьи и ее отдельных членов. Основными функциями семьи являются репродуктивная, бытовая, экономическая, сексуальная, первичный социальный контроль, социальный статус, образовательная, досуговая и эмоциональная. Структура семьи представлена комплексом различных взаимоотношений между ее членами.
Основным условием взаимодействия семьи и школы является знание задач и направлений воспитательной работы субъектов в образовательном процессе, чтобы они могли эффективно завершить и скорректировать свою деятельность. Залогом успешного сотрудничества между учителями, учащимися младших классов и их родителями будет создание платформы для совместной деятельности, равенства и взаимного уважения. Профилактика и образование являются ключевыми направлениями деятельности СППС школы, которые включают: раннее выявление семейных дисфункций, обучение интерактивным методам взаимодействия с детьми, использование «телефона доверия», консультирование по вопросам школьной прессы, групповые консультации, разработку и осуществление плана профилактики семейных дисфункций и организацию работы с семьями, находящимися в группе риска.
Социальное партнерство это совместная коллективная распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к положительным и общим эффектам для всех участников этой деятельности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И СППС ШКОЛЫ
2.1 Организация и методика исследования
Целью данной работы является проанализировать процесс социального партнерства семьи и специалистов и СППС школы. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап – подбор диагностического инструментария для выявления уровня представлений педагогов, работающих в школе, о взаимодействии педагога с семьей школьника.
2 этап – осуществление диагностики с использованием подобранных методик.
3 этап – анализ, интерпретация и сравнение полученных результатов.
База исследования: ГУО «Средняя школа №33 города Бреста».
Выборка исследования: 20 педагогов СППС средней общеобразовательной школы.
Для проведения эмпирического исследования были использованы диагностические методики:
– тест «Знания, умения учителя (будущего учителя) по взаимодействию с семьей учащегося»;
– тест «Коммуникативная деятельность учителя (будущего учителя)».
Рассмотрим более подробно каждую из методик.
Тест «Знания, умения учителя (будущего учителя) по взаимодействию с семьей учащегося» (Приложение А).
Цель: оценка знаний и умений учителя (будущего учителя) по взаимодействию с семьей учащегося.
Выводы по второй главе
Уровень представлений педагогами СППС о взаимодействии педагога с семьей школьника и о педагогическом сопровождении достаточно высок. Имеющиеся знания и навыки педагогов СППС подготовлены на достаточном уровне. Испытуемых педагоги знают основные законы семейных отношений, которые позволяют им эффективно осуществлять процесс педагогического сопровождения родительским сообществом, а также знают, как устанавливать контакты с учащимися разного возраста и их родителями. Педагоги СППС компетентны в методах убеждения и аргументации своей позиции. Все знания педагогов СППС, осуществляющих свою профессиональную деятельность в рамках педагогического сопровождения, необходимые для успешной коммуникации, систематизированы, взаимосвязаны, научны и оперативны, что проявляется в ее интеграции и продуктивности. Нестандартные коммуникационные ситуации не вызывают трудностей у педагогов, они легко взаимодействуют с учениками и их родителями и часто проявляют креативность, которая отчетливо видна в устной речи. Механизмы обратной связи используются надлежащим образом в данной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – это группа лиц, экономически связанных между собой кровными родственниками, браком или усыновлением детей; как небольшая социальная группа, основанная на браке и родстве, а также заинтересованности в сожительстве и взаимопомощи; или как исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, между детьми. Под функциями семьи понимаются формы проявления ее деятельности и жизнедеятельности всей семьи и ее отдельных членов. Основными функциями семьи являются репродуктивная, бытовая, экономическая, сексуальная, первичный социальный контроль, социальный статус, образовательная, досуговая и эмоциональная.
Основным условием взаимодействия семьи и школы является знание задач и направлений воспитательной работы субъектов в образовательном процессе, чтобы они могли эффективно завершить и скорректировать свою деятельность. Залогом успешного сотрудничества между учителями, учащимися младших классов и их родителями будет создание платформы для совместной деятельности, равенства и взаимного уважения. Профилактика и образование являются ключевыми направлениями деятельности СППС школы, которые включают: раннее выявление семейных дисфункций, обучение интерактивным методам взаимодействия с детьми, использование «телефона доверия», консультирование по вопросам школьной прессы, групповые консультации, разработку и осуществление плана профилактики семейных дисфункций и т.д.
Социальное партнерство это совместная коллективная распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к положительным и общим эффектам для всех участников этой деятельности. Обзор определений этого понятия, представленных в данной работе, позволяет увидеть различные точки зрения, позиции и аспекты рассмотрения и анализа этого сложного, но востребованного феномена образовательной практики.
1 Авво, Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 c.
2 Арлова, Г.П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў: дапаможнік для педагогаў агульнаадукацыйных устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання / Г.П. Арлова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 144 с.
3 Заславская, О.В. Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания / О.В. Заславская, О.Е. Сальникова, О.Ю. Кожурова // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Элекстронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-shkoly-v-sfere-vospitaniya-vektory-vzaimo deystviya.
4 Иванов, С.А. Социальное партнерство как феномен цивилизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman. hse.ru/data/196/762/1219/007-Ivanov.pdf.
5 Катович, Н.К. Теоретические основания организации взаимодействия учреждений образования с семьей / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – № 3. – 2011. – С.13-18.
6 Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 208 с.
7 Кодекс Республики Беларусь об образовании: Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.
8 Кожурова , О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: Дис. канд. пед. наук. М., 2011. – 98 с.
9 Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск: НИО, 2010. – 216 с.
10 Недвецкая, М.Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи: Методическое пособие / М.Н. Недвецкая. – М.: Издательство ООО «Франтера», 2007. – 96 с.
11 Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей: инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь // Настаўніцкая газета. – 2011. – №№ 89-90.
12 Осипов, Е.Д. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: практикум для студ. пед. специальностей высш. учеб. заведений / Е.Д. Осипов. – Брест: БрГУ, 2007. – 153 с.
13 Ракава, Л.В. Эвалюцыя традыцый сямейнага выхавання беларусаў у XIX-XX стст. / Л.В. Ракава. – Мінск: Беларус. навука, 2009. – 311 с.
14 Реморенко, И.М. Разное управление для разного образования / И.М. Ремоненко. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. – 243 с.
15 Тарасенко, Л.В., Угольницкий, Г.А. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования: методология исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ww.ivdon.ru/uploads/ article/pdf/IVD_24_Tarasenko.pdf_2473.pdf.
16 Федорова, Н.М. Стандарт условий как пространство развития личности / Н.М. Федорова // Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2012. – С. 18-21.
17 Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб пособие / В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.
18 Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Екатерин¬бург: Деловая книга, 2006. – 768 с.
19 Якобсон, П.М. Коллектив семьи и формирование личности / П.М. Якобсон // Советская учителяка. – 2016. – №1. – С. 106-116.
20 Яничева, Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки / Т. Яничева // Журнал практического психолога. – 2014 – №3. – С. 33-39.
21 Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2013. – 365 с.