ВВЕДЕНИЕ
Народный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образует единую знаковую систему. А поскольку знак есть материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя другого предмета и используемый для получения информации о нем, то и одежду (как вариант знака или предмета) следует рассматривать как своеобразный язык культуры, который благодаря своей способности аккумулировать в себе традиции, социально-психологические установки, эстетические запросы и все это вместе взятое, отражает определенный образ жизни.
Семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предметов на протяжении многих столетий продолжал оставаться очень высоким, обладал как утилитарной, так и знаковой прагматикой, то есть соответствовал и практическим, и символическим требованиям. Детство, юность, зрелость, переход из одной возрастной категории в другую, включение человека в систему родственных связей – все это, как в предыдущих столетиях, так и в начале XX века, хотя и в иной форме, продолжало находить отражение в народной одежде.
На фоне интернационализации моды существует стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности, в том числе и в одежде. Несмотря на динамизм социальных процессов, их унификацию, усиление роли общечеловеческих ценностей, происходит нарастание субъективной этничности, возрастание значимости этнического самосознания, повышение внимания к материальным и духовным ценностям, созданным народной культурой.
Практически народный костюм следует рассматривать как социальный код, который фиксирует определенные характеристики конкретной культуры и, вместе с тем, является посредником среди типов культур различных хронологических периодов и разных этносов, осуществляя коммуникацию, трансляцию и усвоение определенной, значимой для данной культуры информации.
Народный костюм, как важная часть национальной культуры, сохраняет коллективную память и опыт народа, визуально и наиболее ярко отражает его этнические, социально-сословные, возрастные и региональные особенности. Национальный костюм в Беларуси, исторически складывался на протяжении многих столетий, в непосредственной связи с природно-климатическими, социально-экономическими условиями жизни, под влиянием этнических традиций и контактов с другими народами, изменений в быте и культуре. Без информации о древнем костюме нельзя проследить его эволюционное развитие.
Формирование белорусского национального костюма и его особенностей началось во времена средневековья. К концу XIX началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма – необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ее форму. Отдельные атрибуты костюма восходят к языческим корням, в них сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времен. Не смотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.
Искусство костюма относится к тем видам декоративно-прикладного искусства, которые сегодня почти всецело принадлежат промышленному производству. Индустрия оказывает многостороннее влияние на его развитие, дает новые импульсы для его совершенствования и обогащения.
Актуальность исследования определяется тем, что оно направлено на изучение места и роли народной традиции в контексте культуры XX в. на примере функционирования традиционного национального костюма. Практика, в частности белорусских художников, намного опередила теоретические исследования искусства костюма. Накоплен ценный и богатый эмпирический материал, обобщение и анализ которого сыграет положительную роль в решении настоящих проблем. Поэтому его изучение представляет практический и научный интерес.
Цель данной курсовой работы: изучить национальный белорусский костюм, как объект материальной культуры белорусского народа.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
- проследить этап зарождения и развития белорусского народного костюма;
- рассмотреть особенности женского и мужского народного костюма;
- изучить тенденции развития народного костюма в XX веке;
- отметить особенности вышивки белорусского народного костюма;
- обобщить региональные особенности белорусского народного костюма.
Объектом исследования является история белорусского народного костюма.
Предметом исследования является белорусский народный костюм.
При написании курсовой работы использовались такие методы изучения как анализ литературных источников и синтез полученной информации. Дидактическим материалом послужившим основой для написания данной работы стали материалы периодической печати, средств массовой информации, различные интернет источники, а также труды таких авторов как М.Ф. Романюк, Л.И. Маленко, О.А. Лобачевская.
Структура и объем работы: 31 страница, 2 главы, 5 параграфов, 19 источников.
ГЛАВА 2 СИМВОЛИКА БЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
2.1 Вышивка белорусского народного костюма
Одним из древнейших и развитых видов бытового искусства белорусов является вышивка, сохранившая в силу экономических и природно-географических условий немало самобытных черт и особенностей. Она неотделима от народного костюма. Являясь составным элементом культуры, вышивка отражает социальную среду ее бытования, художественные вкусы и мастерство ее создателей, их представления об окружающей действительности.
Подобно другим видам народного орнаментального творчества вышивка несет на себе яркий отпечаток общеэтнической и локальной принадлежности, отражая тем самым историю развития народа в целом и его отдельных груш. Поэтому результаты ее исследования дают возможность осветить некоторые вопросы этнокультурной истории народа.
Первое упоминание о вышивке обнаружено в «Статуте Литовском». Многие орнаменты имеют многовековую историю и хранят свои коды на канве белорусских мастериц. Со временем вышивка изменилась и развивалась под влиянием моды и развитием техники. В Беларуси наиболее древние узоры вышивания были найдены на остатках кожаной обуви Х-ХІІІ веков. Они известны из раскопок городищ Полоцка, Минска, Бреста, Волковыска и других.
В каждом районе вышивка была неповторимой, колоритной, местной, не такой, как у соседей. В орнаментации традиционного костюма белорусов использованы разнообразные по технике вышивальные швы и такие декоративные приемы, как соединительные и краевые швы. Белорусские крестьянки в совершенстве владели вышивальными техниками. Часто в одном вышитом изделии можно насчитать до десятка разнообразных швов.
В праздничном белорусском народном костюме наши предки располагали богатые вышивки на манжетах, воротниках, по краю одежды – не просто как украшения. Красным цветом, цветом обереги закрывался доступ к телу. Защищали себя от сглаза, от отрицательной энергии. Знаки орнамента так же несли определенный смысл, и сегодня могут рассказать специалистам кем и для чего вышивался узор. Кто хоть раз надевал традиционный белорусский костюм, обязательно ощущал эту защищенность, заложенную цветом и знаками орнамента. Основными символами были земля, солнце, урожайность, плодовитость, любовь, круговорот природы. Культовым также являлся образ матери-прародительницы [3, с. 34].
Изначально узоры были геометрическими и полихромными, а позже стали вытесняться цветными растительными мотивами. Мотивы флоры первоначально были заимствованы с Востока, но постепенно близко знакомые белорусским мастерам цветы – василек, колокольчик, кашка – заменили эти узоры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиции национального костюма развивались постепенно, под влиянием многочисленных факторов. Основные виды традиционной одежды белорусов, ее детали, способы пошива, решения декора начали складываться в средневековье. До конца XIX- начала XX вв. четко определился облик традиционного костюма, он стал классическим образцом народного искусства. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма – необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды; отдельные атрибуты костюма восходят еще к языческой старине.
Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Суконные ткани для поясной одежды чаще всего были полихромными с насыщенным колоритом, вышивка на этих тканях почти отсутствует, а вытканный орнамент отличается смелостью цветовых сочетаний.
Развитие национального костюма на территории Беларуси неотрывно взаимосвязано с историческими событиями, протекающими на ее территории. Национальный белорусский костюм формировался под влияние природно-климатических, культурных и социально-исторических условий. На его становление оказали влияния межкультурные связи с географическими соседями, а также традиции верования, обычаи и мировоззрение белорусского народа. В ходе исторического развития, национальный костюм в значительно большей степени начал претерпевать влияние городской моды. Можно сказать о том, что именно мужской костюм как образец национальной культуры вышел из практического применения гораздо быстрее, чем женский.
В ходе исследования были прослежены этапы зарождения и развития белорусского народного костюма и отмечено, что национальный костюм прошел сложный путь исторического развития и преобразования. На его облик оказывали влияние климатогеографические особенности Беларуси, этнические традиции и межкультурные связи. Изучение и восстановление национального костюма во многом возможно благодаря археологическим раскопкам. Именно они позволяют детально представить процесс развития и преобразования костюма. С течением времени белорусский народный костюм претерпел значительные изменения.
Анализ особенностей женского и мужского народного костюма выявил, что наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, который состояла из различных взаимодополняющих элементов. В костюм также входили постолы, лапти или черные хромовые ботиночки. Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка – одна из самых характерных для белорусок деталей костюма.
Для мужской и женской верхней одежды использовались сукно и овчина. Особенно декоративно выглядели праздничные свиты и кожушки оригинального кроя, щедро украшенные аппликацией и вышивкой. Крой и особенности мужского костюма во многом отличались от костюма женского. Хотя его составляющие также несли в себе определенную информацию и выполняли не только практическую функцию.
Различные элементы национального костюма создают гармоничный ансамбль. Каждая часть которого, является своеобразной визитной карточкой. В ходе истории к мужскому костюму предъявлялись не менее жесткие требования чем к женскому, что связанно в первую очередь, с больше вовлеченностью мужского населения в социально-политическую жизнь общества.
Изучение тенденции развития народного костюма в XX веке показало, что народный костюм в этот период развивался в рамках художественных промыслов. В ходе развития соединились достижения европейской и национальной культуры в отрасли костюма. Изготовление костюмов мастерами художественных промыслов и экспорт за рубеж позволили внести свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Ценность национального костюма отмечается прежде всего национальным стилем, который формировался на примерах и лучших образцах народной культуры
Изучение особенностей вышивки белорусского народного костюма позволяет говорить о том, что важное внимание уделялось декоративным элементам, вышивке и украшениям, которые несли в себе эстетическую и семантическую функции. Но при этом во многом сохранил этнокультурную идентичность. Вышивка национального белорусского костюма сохранилась в первую очередь, в сельской местности, что связанно с большей архаичностью и традиционностью уклада жизни.
При обобщении региональных особенностей белорусского народного костюма было выявлено, что, несмотря на общие национальные черты, традиционный белорусский народный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона.
В ходе постепенного решения поставленных задач была достигнута основная цель курсовой работы, а именно изучена и проанализирована история развития национального белорусского костюма как объекта материальной культуры. При написании работы были исследованы отличительные особенности женского и мужского национального костюмов, произведен анализ и изучение их составных элементов.
В заключение, нужно отметить, что национальный костюм является важной частью материального культурного наследия, которая находит свое отражение в этническом самосознании и самоопределении белорусов.
1. Бялявiна, В. М. Мужчынскi касцюм на Беларусi / В. М. Бялявiна, Л. В. Ракава. – Мінск : Беларусь, 2007. – 303 с
2. Бялявіна, В. М. Жаночы касцюм на Беларусі / В. М. Бялявіна, Л. В. Ракава. – Мінск : Беларусь, 2007. – 351 с
3. Галубовіч, В. I. Эканамічны стан, побыт і гандаль старажытнай Беларусі (IX-XIII ст.ст.) / В. I. Галубовіч. – Мн., 1997. – 121 с
4. Дучыц, Л. У. Касцюм жыхароў Беларусі X-XIII ст.ст.: паводле археалагічных звестак / Л. У. Дучыц. – Мінск : Беларуская навука, 2005. – 80 с
5. Курилович, А. Н. Белорусское народное ткачество / А. Н. Курилович. – Минск: Наука и техника, 1981. – 119 с
6 Ласкавый, Г. В., Дучиц Л.В. Новые данные о костюме раннесредневекового населения Беларуси // Пстарычна-археалагічны зборнік. – Мн., 2000. – №15. – С. 63-64
7. Лобачевская, О. А. Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы / О. А. Лобачевская, З. И. Зимина. – Минск : Беларуская навука, 2009. 279 с
8. Маленко, Л. И. Белорусский костюм XIX-XX вв / Л. И. Маленко. – Мн. : Белорусская наука, 2005. – 141 с
9. Маслова, Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов: Восточнославянский этнографический сборник. – М. : Изд-во АН СССР, 1956, –757 с
10. Молчанова, Л. А. Материальная культура белорусов / Л. А. Молчанова. – Мн.: Наука и техника, 1968. – 231 с
11. Никифоровский, Н. Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности // Этнографические данные. – Витебск, 1895. – 8 ч. 556 с
12. Палеес, А. Мастацкiя рамествы Беларусi / А. Палеес. – Мн., 1947. – 154 с.
13. Раманюк, М. Ф. Нагавіцы // Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя / Рэдкалегія: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. – Мн. : БелСЭ, 1989. – 575 с
14. Романюк, М. Ф. Белорусская народная одежда / М. Ф. Романюк. – Минск : Беларусь, 1981. – 473 с
15. Сахута, Е. М. Народное искусство и художественные промыслы Белоруссии / Е. М. Сахута. – Мн. : Полымя, 1982. – 96 с
16. Седов, В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. / В. В. Седов // Серия: Археология СССР. – М., 1982. – 328 с
17. Терещенко, А. В. Быт русского народа: В 2 т. Т. 1 Ч. I–III // Сост. А. В. Фроловой / отв. ред. О. А. Платонов. – М. : Институт русской цивилизации, 2014. – Т. I. – 944 с
18. Фадзеева, В. Я. Беларуская народная вышыўка / В. Я. Фадзеева . – Мінск : Навука i тэхнiка, 1991 . – 199 с
19. Шейн, П. В. Белорусские народные песни, с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями / П. В. Шейн. – Спб., 1874. – 566 с