ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
1.1 Понятие профессионального выгорания в психологии
1.2 Проблема профилактики профессионального выгорания педагогов в литературе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей профессионального выгорания педагогов
2.3 Практические рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе широко распространяется среди педагогических работников синдром профессионального выгорания. Профессиональная деятельность педагогов характеризуется рядом особенностей, позволяющих отнести ее к группе риска возникновения и развития синдрома выгорания. Это высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Для реализации педагогической деятельности требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Профессиональное выгорание способно оказывать значительное негативное воздействие на психосоматическое здоровье педагога и на эффективность его деятельности.
Исследование проблемы профилактики профессионального выгорания у педагогов является актуальным в силу высокой социальной значимости этой профессии, направленной на становление и развитие личности учащихся. Это порождает необходимость изучения путей и способов предупреждения профессионального выгорания у педагогов. Выявление особенностей профессионального выгорания в зависимости от профессии позволит разработать рекомендации по профилактике этого негативного явления в процессе профессионального становления личности педагога.
Феномен профессионального выгорания в психологии является достаточно изученным. Вопросу профессионального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.А. Орел, Н.В. Самоукина, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк и др.
Научный интерес к синдрому профессионального выгорания педагогов обусловлен нарастанием проблем, оказывающих негативное влияние на самочувствие и эффективность труда. Отдельные аспекты профессионального выгорания педагогов рассмотрены в работах О.И. Бабич, Н.И. Влах, А.К. Марковой, Л.К. Перепелкиной, А.В. Ракицкой, Е.Н. Чуевой и др.
Вместе с тем, анализ литературы показал, что проблема изучения профилактики профессионального выгорания педагогов остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить особенности профессионального выгорания педагогов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
1.1 Понятие профессионального выгорания в психологии
В современной психологии понятие профессионального выгорания отождествляется с понятием «эмоциональное выгорание». Профессиональное выгорания принято рассматривать как постепенное снижение позитивного отношения к работе, вплоть до полного отвращения, депрессии и/или других проявлений, которые существенно снижают качество жизни и могут привести, в том числе, к соматическим заболеваниям. Этот термин был введен в 1974 году психиатром Гербертом Фройденбергером, который назвал его «выгоранием» и описал его как «состояние физического или психического истощения, вызванного профессиональной жизнью» [2, с. 47].
Профессиональное выгорание характеризуется рядом разнообразных симптомов, которые могут проявляться в различной степени у разных людей. Степень тяжести зависит как от характера человека и характера его работы, так и от того, в каком состоянии он находится. Эта изменчивость и общее отсутствие специфичности симптомов, с одной стороны, приводит к диагностированию выгорания, с другой стороны, другим приходится работать над другой проблемой, а третьи закрывают глаза на свое состояние и доводят его до очень неприятных стадий [2, с. 56].
В научной литературе традиционно выделяют поведенческие, психофизиологические и психологические (эмоциональные, когнитивные) признаки и симптомы профессионального выгорания. Особо подчеркивается, что их набор в каждом отдельном случае может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей работника, особенностей его социально-психологического окружения и условий труда. Среди причин профессионального выгорания часто называются как ряд индивидуально-психологических особенностей, так и проблемы, находящиеся в самой ситуации. Так, К. Маслач считает, что источник проблемы находится больше в ситуации, чем в людях, и проблему легче понять и найти из нее выход, используя термины социальных и ситуационных источников профессиональных стрессов [16, с. 107].
В зарубежной психологии широко известна модель К. Маслач и С. Джексона, которые под профессиональным выгоранием понимают «ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных контактов на протяжении длительного периода.
Выводы
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования профилактики профессионального выгорания педагогов позволяет сделать следующие выводы:
1. В современной психологии понятие «профессиональное выгорание» рассматривается в качестве синдрома, развивающегося на фоне хронического стресса и ведущего к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов специалиста. Профессиональное выгорание – это форма профессиональной деформации личности, которое оказывает отрицательно влияние на эффективности профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии. Предпосылкой профессионально выгорания выступает профессиональный стресс - напряженное состояние специалиста, которое возникает у него при воздействии эмоционально-отрицательных факторов, и связано с выполняемой профессиональной деятельностью. Основными проявлениями профессионального выгорания выступают: физиологические реакции (физическое истощение); аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация или деперсонализация); поведенческие реакции (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная продуктивность).
2. В вопросах профилактики профессионального выгорания исследователи обращают внимание преимущественно на три основных фактора: улучшение условий труда (организационный уровень); характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень); личностные реакции и уровень здоровья (индивидуальный уровень). При организации профилактики выгорания у педагогов учитывается, что на возникновение синдрома профессионального выгорания у педагогов оказывает влияние такие факторы, как специфика профессиональной деятельности, которая заключается в необходимости сопереживания, сочувствия, высокой нравственной ответственности за жизнь и здоровье учащихся, стаж работы, напряженный характер работы, несоответствие результатов затраченным усилиям; неблагоприятная атмосфера в педагогическом коллективе. Для психологической профилактики профессионального выгорания целесообразным считается разработка и адаптация специальных профилактических программ. В профилактике профессионального выгорании педагогов выделяются два основных направления: психологическое просвещение и социально-психологические тренинги, направленные на развитие личностных ресурсов противодействия выгоранию.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей профессионального выгорания педагогов нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей профессионального выгорания педагогов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Горковская средняя школа Стародорожского района».
В исследовании приняли участие 40 человек, из них 20 молодых педагогов (опыт работы 1- 5 лет) и 20 опытных педагогов (стаж работы 20-25 лет). Возраст испытуемых – от 24 до 64 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в уровне и симптомах профессионального выгорания у молодых и опытных педагогов.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников).
Цель: диагностика уровня профессионального стресса.
Опросник содержит 22 вопроса, на которые необходимо ответить, выбрав один из вариантов ответов. Обработка результатов осуществляется в соответствии с ключами.
Критерии оценки: 0-15 баллов – низкий уровень стресса, 16-30 баллов - умеренный уровень стресса, 31-45 баллов – повышенный уровень, 46-60 баллов – высокий уровень стресса.
2. Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Цель: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания.
Методика позволяет выявить преобладающие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Опросник содержит 84 вопроса, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет».
Выводы
Проведенное эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания педагогов позволяет сделать следующие выводы:
1. Большинство молодых педагогов обладают средним уровнем профессионального стресса, то есть тенденцией к повышенному психическому напряжению, связанному с профессиональной деятельностью. Опытные педагоги обладают преимущественно повышенным уровнем профессионального стресса – они испытывают повышенное психическое напряжение, связанное с профессиональной деятельностью. При отсутствии мер уровень профессионального стресса может достичь высокого. Существуют достоверные различия между молодых педагогов и группой опытных педагогов по уровню профессионального стресса. Так, уровень профессионального стресса выше у опытных педагогов, чем у молодых педагогов.
2. В фазе напряжения эмоционального выгорания у опытных педагогов сложился симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств»; у них формируются симптомы «загнанность в клетку» и «тревога и депрессия». У молодых педагогов формируется симптом «тревога и депрессия». В фазе резистенции эмоционального выгорания у опытных педагогов сложился симптом «расширение сферы экономии эмоций»; формируются симптомы «эмоционально-нравственная дезориентация» и «редукция профессиональных обязанностей». У молодых педагогов формируются симптомы «эмоционально-нравственная дезориентация» и «расширение сферы экономии эмоций». В фазе истощения у опытных педагогов сложились симптомы «эмоциональная отстраненность и «эмоциональный дефицит»; формируются симптомы «личностная отстраненность» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». У молодых педагогов формируются симптомы «личностная отстраненность» и «эмоциональная отстраненность».
3. Существуют достоверные различия между молодых педагогов и группой опытных педагогов по симптомам эмоционального выгорания. У опытных педагогов более выражены такие симптомы эмоционального выгорания, как: переживание психотравмирующих обстоятельств; неадекватное эмоциональное реагирование; сферы экономии эмоций; эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; психосоматические и психовегетативные нарушения. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в уровне профессионального стресса и симптомах профессионального выгорания у молодых и опытных педагогов, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в современной психологии понятие «профессиональное выгорание» рассматривается в качестве синдрома, развивающегося на фоне хронического стресса и ведущего к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов специалиста. Профессиональное выгорание – это форма профессиональной деформации личности, которое оказывает отрицательно влияние на эффективности профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии. Предпосылкой профессионально выгорания выступает профессиональный стресс - напряженное состояние специалиста, которое возникает у него при воздействии эмоционально-отрицательных факторов, и связано с выполняемой профессиональной деятельностью. Основными проявлениями профессионального выгорания выступают: физиологические реакции (физическое истощение); аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация или деперсонализация); поведенческие реакции (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная продуктивность).
В вопросах профилактики профессионального выгорания исследователи обращают внимание преимущественно на три основных фактора: улучшение условий труда (организационный уровень); характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень); личностные реакции и уровень здоровья (индивидуальный уровень). При организации профилактики выгорания у педагогов учитывается, что на возникновение синдрома профессионального выгорания у педагогов оказывает влияние такие факторы, как специфика профессиональной деятельности, которая заключается в необходимости сопереживания, сочувствия, высокой нравственной ответственности за жизнь и здоровье учащихся, стаж работы, напряженный характер работы, несоответствие результатов затраченным усилиям; неблагоприятная атмосфера в педагогическом коллективе. Для психологической профилактики профессионального выгорания целесообразным считается разработка и адаптация специальных профилактических программ. В профилактике профессионального выгорании педагогов выделяются два основных направления: психологическое просвещение и социально-психологические тренинги, направленные на развитие личностных ресурсов противодействия выгоранию.
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что большинство молодых педагогов обладают средним уровнем профессионального стресса, то есть тенденцией к повышенному психическому напряжению, связанному с профессиональной деятельностью.
1. Антиперович, Е. Г. Основные подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания / Е. Н. Антиперович // Управление устойчивым развитием предприятий : сб. научн. статей / Под ред. Т. М. Сигитова. – 2016. – С. 4–6.
2. Бабич, О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов / О. И. Бабич – Хабаровск : КАВ, 2007 – 125 с.
3. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
4. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 225 с.
5. Березовская, Л. Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л. Г. Березовская, В. Ю. Слабинский // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. – 2007. – С. 17–19.
6. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление» / В. А. Бодров. – М. : Пер се, 2006. – 280 с.
7. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2009. – 241 с.
8. Борисова, М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания / М. В. Борисова, Н. П. Анисимова // Ярославский педагогический вестник – 2011. – № 2. – С. 212-215.
9. Влах, Н. И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н. И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
10. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
11. Киселева, Н. А. Психолого-педагогическая программа работы с эмоциональным выгоранием медицинских сестер / Н. А. Киселева, И. Исаев // Актуальные проблемы самореализации личности в современном обществе : материалы Междунар. научно-практ. конференции / Под ред. Д. Я. Грибановой. – 2017. – С. 174-176.
12. Кучер, В. С. Психологическое сопровождение как комплексный подход к профилактике и коррекции профессионального выгорания медицинского персонала / В. С. Кучер, Н. Е. Водопьянова // Ученые записки СПбГУ. – 2014. – № 1. – С. 92-94.
13. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник Московского университета. – 2000. – № 3. – С. 4–21.
14. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–11.
15. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Академия, 2003. – 230 с.
16. Милевич, К. С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К. С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
17. Неруш, Т. Г. Совершенное состояние и перспективы изучения проблемы профессионального выгорания в рамках системогенетического подхода / Т. Г. Неруш, Ю. П. Поварёнков // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 3. – С. 201–207.
18. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
19. Перепелкина, Л. К. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов / Л. К. Перепелкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – М., 2016. – С. 121-124.
20. Ракицкая, А. В. Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А. В. Ракицкая // Психологический журнал. – 2011. – № 3–4. – С. 48–54.
21. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. - № 43. – С. 15-23.
22. Сандомирский, М. Е. Социально-психологические факторы профессионального выгорания / М. Е. Сандомирский, М. В. Долгопятова // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2017. – № 2 (34). – С. 82-85.
23. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
24. Чуева, Е. Н. Специфика проявления профессионального стресса у представителей социономических профессий / Е. Н. Чуева // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2 (20). – С. 165–174.
25. Юдина, Е. В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов : экзистенциальный подход / Е. В. Юдина // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 109–113.