ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Семья как психическая система
Изучение такого социального института как семья началось еще в глубокой древности. На протяжении всего периода изучения данного феномена и до сегодняшнего дня ученые не пришли к однозначной оценке семейных ценностей и характеристик. Это связано с тем, что семейный институт претерпевает постоянные изменения, которые связаны с преобразованиями в общественной и экономической жизни. Неоспоримым остается лишь тот факт, что семья является основой любого общественного строя и имеет наибольшую значительность в воспитании и формировании здорового общества.
Самое широкое и точное определение понятию «семья» дал исследователь Н.Я. Соловьев. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [33, с. 31]. Ядром семьи являются супруги, между которыми создаются определенные взаимоотношения.
Другой ученый психологи Л.Д. Шнейдер отмечает, что семейные отношения – «это сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания» [38, с. 93].
Проблемы развития современной семьи рассматривали отечественные психологи: Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, Ю.Е. Алешина, Е.Г. Силяева, Л.Д. Шнейдер, Н.Ф. Федотова, А.В. Шавлов и др.
Многие исследователи придерживаются мнения, что на формирование семьи и семейных ценностей значительно повлиял переход современного общества к новым экономическим отношениям. Бесспорным остается тот факт, что все качественные изменения социальной жизни оказывают непосредственное влияние на семью, семья «прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью» [20, с. 57].
1.2 Особенности родительско-детского взаимодействия в детском возрасте
Под взаимодействием мы подразумеваем контакты, связи двух или более лиц, в результате которых меняются их суждения, оценки, отношения, поведение и действия. Глубина, универсальность и специфика человеческих отношений полностью зависят от уникальности человека. Взаимодействие - это тип прямого или косвенного, внешнего или внутреннего соединения, сочетания. Свойства объекта могут появляться и распознаваться только в сочетании с другими. Взаимодействия тесно связаны с понятием структуры. Взаимодействие выступает фактором интеграции, благодаря чему происходит объединение деталей в определенный тип целостности [2, с. 13].
Взаимодействие определяет причины и последствия. Каждая сторона взаимодействия действует как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие определяет развитие объектов. Именно взаимодействие противоположностей, оппозиций является глубочайшим источником, основой и конечной причиной создания, независимого движения и развития объектов. Каждая форма движения материи основана на определенных типах взаимодействия структурных элементов [3].
Межличностное взаимодействие является одной из центральных категорий социальной психологии. В социальном взаимодействии происходит формирование социальной сущности человека, выражаемой самим собой. Только благодаря взаимодействию, установлению отношений с другими людьми, помещению их в свой внутренний мир и отражению их возможных реакций на его действия человек становится социальным существом.
Таким образом, межличностное взаимодействие представляет собой систему взаимозависимых индивидуальных действий, связанных с циклической причинно-следственной зависимостью, в которой поведение каждого из участников выступает как в качестве стимула, так и в качестве реакции на поведение других.
Отношения между родителем и ребенком являются наиболее важной подсистемой семейных отношений как целостной системы и определяются как непрерывные, долгосрочные и возрастные отношения между ребенком и родителем.
Формирование, развитие и функционирование родительско-детских взаимодействий, их психологические особенности определяются семьей.
1.3 Тревожность как эмоциональная система
Проблема изучения психических состояний, в частности, феномена тревожности в психологической науке является одной их фундаментальных. Понятие «тревожность» в современной психологии рассматривают в качестве психического свойства, склонности человека к переживанию тревоги, который характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги.
Существует большое количество научных определений тревожности, но общим для всех является понимание тревожности как состояния, связанного с неблагополучием, переживанием дискомфорта.
В настоящее время термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности человека испытывать это состояние. Исследователи Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин отмечают, что человек, имеющий выраженную тревожность, склонен воспринимать окружающую действительность, как содержащую в себе некоторую опасность или угрозу.
Анализ литературы показал, что в отечественной психологии феномен тревожности преимущественно рассматривался в качестве проявления неблагополучия, которое вызывается нервно-психическими заболеваниями или является следствием психической травмы.
Дезорганизующее воздействие тревожности на деятельность индивида показано в ряде исследований зарубежных и отечественных психологов (Х. Айзенк, Н.Д. Левитов, Р. Мэй, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, Дж. Тэйлор, Ч.Д. Спилбергер и др.).
Повышенная тревожность оказывает отрицательное влияние на мотивы и цели человеческой деятельности. Так, она подменяет мотив деятельности за счет собственной побудительной силы (Л.И. Божович, А.М. Прихожан), снижает мотивацию на успех (Х. Хекхаузен), способствует утрате исходной цели (Ф.Е. Василюк), разрушает действия в стрессогенных ситуациях (А.М. Прихожан), замедляет умственную активность (Э.А. Голубева).
В последние десятилетия отношение исследователей к тревожности изменилось, становится менее категоричным. Современный взгляд на тревожность основан на том, что она не является изначально негативной чертой личности, а является сигналом неадекватности структуры деятельности индивида по отношению к ситуации. При этом, каждый человек характеризуется оптимальным уровнем тревожности, которую также называют полезной, так как она представляет собой фактор оптимального приспособления человека к действительности и необходимое условие развития личности.
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1996. – 224 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. – 335 с.
3. Авдеева, Н.Н. Влияние детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2008. - №4. – С. 35-47.
4. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. - Ростов-на-Дону, 2008. – 258 с.
5. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М., 1993. – 175 с.
6. Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
7. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой // Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
8. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
9. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Просвещение, 1986. – 420с.
10. Борисова, О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений / Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки / О.Н. Борисова. – Калининград, 1979. – С. 88-94.
11. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 143 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224с.
13. Гамезо, М.В. Дошкольник. Психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова. – М.: Питер, 1995. – 248 с.
14. Добрович, А. Милые бранятся…/ А. Добрович, О. Ясицкая. – М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с.
15. Долгова, В.И. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста / В.И. Долгова, Г.М. Клочева, В.А. Бондарчук // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 26-30.
16. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин.; 3-е изд. – СПб.:Питер, 2008. - 176 с.
17. Захарова, А.В. Исследование самооценки дошкольник в учебной деятельности / Вопросы психологии / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрющенко. – М., 1980. – №4. – С. 90-99.
18. Козлов, В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В.В. Козлов. – М.: Психотератия, 2007. – 528
19. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
20. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
21. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Медицинское издательство Авиценум, 1984. – 335 с.
22. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника / А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 1968. – 235 с.
23. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 1986, – 144 с.
24. Люблинская, А.А. Учителю о психологии дошкольника / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
25. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
26. Морозова, И.С. Психология когнитивного развития / И.С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 132 с.
27. Нехорошкова, А.Н. Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 1-7.
28. Посохова, С.Т. Образ отца и самоактуализация личности / С.Т. Посохова, С.В. Липпо, Р.В. Манеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, выпуск 3, 2008. - С. 23 30.
29. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
30. Савина, Е.Г. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников / Е.Г. Савина, Л.В. Бура // Синергия Наук. – 2017. – № 12. – С. 632-635.
31. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
32. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие / Е.Г. Силяева. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.
33. Соловьев, Н. Я. Брак и семья сегодня / Н. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 256 с.
34. Солынин, Н.Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н.Э. Солынин, Е.П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 281-284.
35. Томан У. Семейное созвездие: её влияние на личностное и социальное поведение / У. Томан – N.Y.: Springer, 1976.
36. Торохтий, В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учебное пособие для академического бакалавриата / В.С. Торохтий. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 488 с.
37. Федотова, Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии / Н.Ф. Федотова. – 1983. – №5. – С. 87-94.
38. Шнейдер, Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Д. Шнейдер – М.: Апрель-пресс, 2000. – 512 с.
39. Щербатых, Ю.В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 54 с.
40. Эйдемиллер, Е.Г. Психология и психотерапия семьи / Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – С-Пб.: ПИТЕР, 1999. – 656 с.
41. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д Эльконин. – М.: Просвещение, 1994. – 382 с.