Введение
1. Законодательная власть Республики Беларусь
2. Правовой статус парламента
3. Конституционно-правовые основы выбора парламента
4. Сравнительный анализ законодательный власти в зарубежных странах (Франции и США)
Заключение
Список использованных источников
Введение
На сегодняшний день проблемы организации и осуществления государственной власти вызывают большой интерес. Связано это с тем, что мировой опыт показывает нам, что важнейшее условие функционирования и эффективного действия государственной власти – это принцип разделения властей.
Республика Беларусь как демократическое, социальное, правовое государство также признает принцип разделения властей и основывает все построение государственной власти именно на нем. Конституция Республики Беларусь закрепляет, что вся государственная власть в нашем государстве делится на: законодательную, исполнительную и судебную.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время принцип разделения властей практически полностью определяет строение всей государственной власти белорусского государства. Именно посредством данного принципа полностью исключен произвол власти, ее органов, ликвидирована монополизация власти. Парламент Республики Беларусь является сильным инструментом управления государством. От того, насколько правильно организована работа Парламента, зависит эффективное функционирование всего государства. Правительство Республики Беларусь как непосредственный руководитель системой органов исполнительной власти, является сильным инструментом управления государством. От того, насколько правильно построена система исполнительной власти, зависит эффективное функционирование всего государства.
Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.
Концепция национального (народного) представительства, сложившаяся еще в XVIII-XIX веках, может быть изложена как совокупность следующих принципов: национальное (народное) представительство учреждается конституцией; нация (народ) как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть; с этой целью нация (народ) избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов и т.п.;
1. Законодательная власть Республики Беларусь
Одной из центральной и важнейших политических категорий, которая неразрывно связана с политикой, выступает власть. Власть – это особый вид общественных отношений, который присущ всем этапам развития человечества. Она представляет собой ядро и средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание является одним из главных аспектов политической жизни общества. Проблема власти – это центральная в истории политической мысли и современной политической теории [8].
В ст. 6 Конституции Республики Беларусь закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную [1].
Еще В. С. Абашмадзе отмечал, что учение о разделении государственной власти очень старо, оно такое же как само право, государство. Лишь начиная с античной эпохи начало развиваться учение о разделении власти и только в эпоху абсолютизма стало господствующим.
На это также указывал и Ш. Монтескье, говоря о том, что концепция разделения властей берет свое начало с античной эпохи [12, с. 321].
В. С. Нерсесянц отмечал, что учение Платона вовсе не содержало в себе упоминания о принципе разделения властей, однако платоновское представление о преимуществах смешанного правления присутствуют в учениях Монтескье о разделении власти, в частности, при обосновании им требования о равновесии различного рода властей [14, с. 99].
В. Е. Чиркин же полагает, что теория разделения властей появилась лишь во Франции в конце XVIII века. Связана она была, в первую очередь, с борьбой укрепляющейся буржуазии против феодального абсолютизма, а также с борьбой с системой, которая тормозила развитие общества и государства. Появление данной концепции было связано непосредственно с именем Ш. Монтескье. Им написано множество трудов. В своей наиболее существенной работе «О духе законов» 1748 года Ш. Монтескье изложил результаты своего длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств. На основании данных результатов он пришел к выводу о том, что «свобода может иметь место при любой форме правления, если в государстве господствует право, которое гарантировано от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, при этом данные власти взаимно сдерживают друг друга». Как видно, цель теории Ш. Монтескье – создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение их политических свобод.
2. Правовой статус парламента
Вопрос о понятии главного органа законодательной власти является одним из важнейших для науки как административного, так и конституционного права, и отличается множеством предлагаемых определений.
Родиной парламентов считается Англия. Позднее парламенты как сословно-представительные учреждения, ограничивающие власть монарха, стали возникать во Франции, Испании. В современном понимании парламенты стали формироваться в XVII – XIX веках [13, с. 165].
Формирование парламента, который действует на основе современных принципов, в Беларуси носило сложный и длительный характер. Первый в истории Беларуси институт прямого народного участия в решении судьбы отечества – это вече. Таковыми образцами являются Псковское, Новгородское вече.
Слово «парламент» происходит от французского раг1ег – говорить, то есть это место, где представители народа обсуждают наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни [7].
М.В. Баглай определяет парламент как высший общенациональный представительный орган государства. Он отмечает, что во всех современных конституциях государств под ним понимается носитель верховной законодательной власти. Представительные учреждения возникли еще в феодальных государствах. Но тогда они имели вид совещательных органов при монархе и имели только ограниченные финансовые права. Поэтому можно считать, что парламенты в подлинном их значении возникли в буржуазном государстве [10, с. 451].
Современный Парламент – это общегосударственный представительный орган, важнейшей функцией которого является осуществление законодательной власти.
Конституцией Республики Беларусь Парламент определен как представительный и законодательный орган Республики Беларусь [1].
Представительным он является потому, что избирается народом и с учетом позиции избирателей, выраженной на выборах, представ¬ляет различные слои населения. Парламент как представительный орган выражает интересы всех граждан.
Парламент – единственный официальный орган народного представительства. Как представительный орган Парламент осуществляет законодательную деятельность, основываясь на принципах народовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина и обеспечить гражданское согласие [1].
3. Конституционно-правовые основы выбора парламента
«Структура» (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный (неизменяющийся) аспект [17, с. 165].
Согласно ч. 2 ст. 90 Конституции Республики Беларусь Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики . Соответственно, структура Парламента является двухпалатной.
Рассмотрим порядок формирования Палаты Представителей. В соответствии со ст. 3 Закона № 370-З в состав Палаты представителей входят 110 депутатов. Избираются такие депутаты на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь [1]. Обратимся к Избирательному кодексу Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года № 370-З (далее – ИК), который непосредственно регламентирует порядок избрания депутатов Палаты представителей. В соответствии с ИК право на выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей принадлежит трудовым коллективам организаций, политическим партиям, которые зарегистрированы Министерством юстиции Республики Беларусь не менее чем за 6 месяцев до назначения данных выборов, а также гражданам [1].
Отметим, что статус депутат Палаты представителей и члена Совета Республики детально регламентирован Законом Республики Беларусь от 4 ноября 1998 года № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь».
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, который достиг возраста 21 года [8].
Каждый депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте непосредственно на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией.
К депутатам Палаты представителей предъявляются следующие требования:
– он не может быть одновременно членом Совета Республики;
– он не может быть одновременно судьей;
– он не может занимать должность президента попутно с должностью депутата Палаты представителей [8].
4. Сравнительный анализ законодательный власти в зарубежных странах (Франции и США)
Законодательная власть в США представлена двухпалатным парламентом – Конгрессом, состоящим из Сената и Палаты представителей. Основные его полномочия включают налогообложение, регулирование торговли с зарубежными странами и между штатами, право объявления войны, формирование вооружённых сил и выделение средств на их содержание.
Сенат был создан как верхняя палата Конгресса, представляющая интересы штатов и имущих классов общества. Поэтому первоначально сенаторов избирали законодатели штатов. Согласно 17-й поправке, ратифицированной в 1913 году, сенаторов стали выбирать прямым голосованием избиратели штата. В соответствии с конституцией от каждого штата избираются два сенатора сроком на шесть лет. Для сохранения преемственности власти сроки полномочий сенаторов смещены во времени таким образом, что в каждый год выборов становится вакантной только треть мест. По конституции, сенатором может стать любой человек старше 30 лет, являющийся гражданином США не менее 9 лет и ко времени выборов проживающий в штате, от которого он избирается.
Председателем Сената является вице-президент США. Сенат избирает из своего состава временного председателя, который ведёт заседания в отсутствие вице-президента. Но фактическими руководителями Сената являются лидер сенатского большинства и лидер сенатского меньшинства, избираемые на совещаниях (кокусах) фракций представленных в Сенате крупнейших политических партий.
Как верхняя палата, Сенат обладает особыми полномочиями, например, он может одобрять или отклонять президентские назначения на высшие государственные посты, ратифицировать или отклонять международные договоры и рассматривать дела должностных лиц, подвергнутых импичменту Палатой представителей.
Нижняя палата Конгресса – Палата представителей – состоит из 435 членов (в её работе также участвуют ещё 6 представителей, но без права голоса, являющиеся делегатами от округа Колумбия, Американских Виргинских островов, остров Гуам, Восточного Самоа, Содружества Северных Марианских островов, а также постоянный представитель Содружества Пуэрто-Рико), представляющих все население страны. Выборы представителя проводятся через процедуру всеобщего голосования по одномандатным избирательным округам с приблизительно равной численностью населения в пределах своего штата.
Заключение
Осуществив научной и правовой литературы по теме исследования в данной работе, пришли к следующим выводам.
Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип разделения властей, под которым понимается идея построения единой государственной власти на основе четкого разделения ее между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Цель принципа разделения властей – предотвращение произвола власти, монополизации власти.
Теория разделения властей берет свое начало еще в античной эпохе. Первым, кто начал продвигать теорию разделения властей, стал Дж. Локк. Он считал, что сосредоточение всей совокупности власти в руках одного лица неизбежно приведет к произволу, поэтому следует разграничивать власть посредством ее разделения на три ветви власти.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь законодательную в Республике Беларусь.
В целях реализации своих полномочий главный законодательный орган Республики Беларусь взаимодействует со всеми ветвями государственной власти.
Компетенция Парламента Республики Беларусь подразделяется на две группы: полномочия Палаты представителей и полномочия Совета Республики. Данные полномочия в некоторой части переплетаются, однако в самом общем виде они носят исключительный характер.
Главное полномочие Национального собрания – право законодательной инициативы. Формы деятельности палат Парламента следующие: заседания Парламента; совместные заседания со второй палатой Парламента; парламентские слушания; деятельность постоянных и временных комиссий; деятельность других органов Палаты представителей и Совета Республики и иные формы. Правовые акты Палаты представителей – законы, постановления, Совета Республики – постановления.
Совет Министров – Правительство Республики Беларусь – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов государственной власти.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10–е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 27 июля 1990 г., № 193-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.09.1991 № 1085- ХII // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2019.
3. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
4. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 ноября 1998 г., № 196-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.01.2015 № 232-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
5. О Национальном Собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 июля 2008 г., № 370-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015 № 267-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
6. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 № 31-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
7. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, 18 дек. 2015 г. № 707-П5/VIII // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
8. О Регламенте Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, 9 дек. 2008 г., № 57-СР4 : в ред. Постановления Совета Респ. Национального Собрания Респ. Беларусь от 23.06.2015 № 430-СР5/IX // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
9. Абраменко, Е.Г. Некоторые аспекты отечественного парламентаризма / Е.Г. Абраменко // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции : материалы Республиканской науч.-практ. конференции, Минск, 11-12 марта 2008 г. – Мн., 2008. – С.118-119.
10. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай. – М. : Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1998. – 752 с.
11. Василевич, Г.А. Анализ законодательства о Парламенте, Конституционном Суде и прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Г.А. Василевич // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
12. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : Учебник / Г.А. Василевич. – Мн. : Книжный Дом, 2010. – 768 с.
13. Василевич, Г.А. Конституция. Человек. Государство / Г.А. Василевич. – Мн. : «Право и экономика», 2010. – 261 с.
14. Василевич, Г.А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – Мн. : Право и экономика, 2008. – 166 с.
15. Гирейко, А.В. Палата представителей Республики Беларусь: Конституционно-правовой аспект [Электронный ресурс] / А.В. Гирейко. – Режим доступа : http://elib.bsu.by/handle/123456789/36071.
16. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К.Н. Кунцевич. – Мн. : Молодежное научное общество, 2005. – 166 с.
17. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь. Практикум: учеб. пособие / А.И. Курак, А.А. Подупейко. – Мн. : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. – 280 с.
18. Масловская, Т.С. Основные направления развития парламентаризма в Республике Беларусь на современном этапе [Электронный ресурс] / Т.С. Масловскя // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2020.
19. Официальный сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.house.gov.by/ru/struktura_i_sostav_sr-ru/.
20. Официальный сайт Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sovrep.gov.by/ru/.