ВВЕДЕНИЕ
1. Историография и источники
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
2. Религиозный вопрос в рамках первого раздела Речи Посполитой (диссидентский вопрос)
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
3. Религиозная ситуация накануне Первого и Второго раздела Речи Посполитой
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Речь Посполитая – необычное для своей эпохи государство. Некоторые исследователи называют унию прототипом Европейского союза ввиду конфедеративности, многонациональное и сравнительной демократичности («шляхетская демократия»). Но также многие задаются вопросом: являлась ли страна примером религиозной терпимости, и какова была конфессиональная диспозиция и как религии сосуществовали в период религиозных конфликтов Реформации.
Описывая роль конфессии в то время, некоторые историки подчеркивают прагматичный подход императрицы и ее внутренних кругов к вопросам веры и считают, что лозунги защиты православия имеют оппортунистическое значение.
Религиозный вопрос является лишь предлогом для оказания политического и военного давления. Отсутствие реальной православной защиты и навязанное польскому правительству только спровоцировали религиозный фанатизм католиков и сложные межконфессиональные отношения в Речи Посполитой.
Диссидентский вопрос является неотъемлемой частью такой масштабной научной проблемы, как разделы Речи Посполитой – события, которое не только повлияло на судьбу самих поляков, но и повлияло на расстановку сил на европейском континенте. Прошло более двух столетий с момента смерти польского государства, но причины катастрофы Речь Посполитая, мотивы и роль каждой из держав, участвовавших в разделе, до сих пор остаются предметом горячих споров, сохраняя при этом свою научную актуальность, и в то же время, во многом, не утратили политической актуальности.
Одним из доказательств этого является Международная конференция «Польша и Европа в XVIII веке: Международные и внутренние факторы разделов Речи Посполитой», которая была специально посвящена обсуждению этой проблемы и в которой приняли участие российские, польские и немецкие историки, а также изданный по ее итогам сборник одноименных статей1. Место диссидентского вопроса в драматических событиях конца XVIII века также является предметом научных споров.
Диссидентский вопрос– вопрос дискриминации некатолического населения в Речи Посполитой, который осложнял ее отношения с другими европейскими державами на протяжении XVIII века. Особый смысл он приобрел в международных отношениях в 1760-е годы, когда стал причиной или поводом для вмешательства России и Пруссии во внутренние дела государства.
1. Историография и источники
Разделу Речи Посполитой посвящено множество научных трудов, статей и диссертаций. Эта тема интересует не только белорусских исследователей, а также польских, литовских и российских историков. Многие исследователи сильно расходятся во внутренних проблемах Речи Посполитой приведшей к ликвидации её с геополитической карты Европы. Внешние факторы, повлиявшие на разделы, остаются неизменными и не изучаются с новой стороны.
При определении особенностей историографии, посвященной данной тематики, необходимо отметить, что одним из основных источников является такой как С.М. Соловьев «История падения Польши». В рамках данного источника определяется наличие предпосылок, которые несут за собой разделение такого государства как Речь Посполитая [1].
«Беларусь на мяжы тысячагоддзяў» А.Ф. Тимофеенко указывает на то, что основными направлениями в формировании новой государственности. Автор подчеркивает, что есть необходимость в формировании определенной системы государственной власти [2].
«Вішнеўскі, А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі» указывает на правовые и государственные аспекты, которые отражают новые границы государства при разделах Речи Посполитой [3].
«Гiсторыя Беларусi: Вучэб. дапам.» Под редакцией Я.К. Новика определяет особенности становления Беларуси на разных этапах своего развития. Данный исследователь и его группа определяет такие аспекты как влияние различных государств на политику и социальное состояние данного государства [4].
«Гiсторыя Беларусi» В. Вяргей указывает на то, что в рамках определенных политических и государственных аспектов Беларусь представляет собой целостное государство с определенным конфессиональным и социальным строем, который оказывает влияние на жизнь населения [5].
«Гісторыя Беларусі з 1755 г. да вясны 1917 г.» под редакцией И. Ковкель указывает на основные религиозные и социальные предпосылки разделения Речи Посполитой. В рамках данного временного периода произошли основные события такого государства как Речь Посполитая, такие как переделы, Восстание Тадеуша Костюшко и т.д [6].
«История Беларуси» под редакцией И. Креня определяет такие особенности как выделение основных политических и религиозных событий, которые способствовали основным переделам Речи Посполитой [7].
«Гісторыя беларускага паустання» под редакцией А.М. Снягирок указывает на тот факт, что в рамках каждого политического сдвига или формирования новой государственности происходит определенное перераспределение власти, направленное на определенные повстанческие мысли [8].
2. Религиозный вопрос в рамках первого раздела Речи Посполитой (диссидентский вопрос)
Речи Посполитой является необычным для своей эпохи государством. Некоторые исследователи называют этот союз прообразом Европейского Союза из-за его конфедеративной, многонациональной и сравнительной демократии («дворянская демократия»), но была ли эта страна примером религиозной толерантности? Какова была конфессиональная предрасположенность и как религии сосуществовали во время религиозных конфликтов Реформации?
В 1573 году Варшавская конфедерация официально обязалась защищать религиозную свободу в стране. Республика стала местом: «где укрывались самые радикальные религиозные секты, спасаясь от преследований христианских держав. Все религиозные секты в Польше пользовались терпимостью, ибо такова была воля короля» [2]. Религиозная терпимость процветала до смерти короля Сигизмунда (Sigismund) Августа II, после чего реакционная церковь начала контрреформацию.
В рассматриваемый период в Польше, этнической Литве и городах Галиции, которые были частью Королевства Польши с 1349 года, преобладал католицизм. Это была официальная религия короля и большей части аристократии (дворянства) [1, с.14].
Православие в Польше и Литве исторически было толерантным к религиозным меньшинствам: армянам, иудеям и мусульманам. Даже православная церковь не была угнетена, так как изначально она была религией большинства русских земель в Галиции и Великом княжестве Литовском. До передачи украинских земель польской королевской семье в 1569 году население княжества составляло 90% населения России. В Литве, даже после крещения Литвы, православие было приравнено к католичеству, а в 1458 году Литва получила от Константинополя самостоятельный приход из Москвы. Но с созданием польско-литовского государства и проведением европейских реформ ситуация начала меняться.
Король Зигмунд II Август покровительствовал протестантам и ходатайствовал о православии. Но с его смертью новая сила, иезуиты, быстро уничтожила процветающий протестантизм в Литве. Они стали серьезными оппонентами в споре против главного идеологического врага православия. Кроме того, царь Стефан Баторий сознательно отдавал духовные приказы в русской церкви некомпетентным людям. Литовский джентльмен однажды полюбил часть протестантизма, которая под давлением Иешуа превратилась в католичество, но он стал массово превращаться в крупнейшего русского магната, который когда-то был покровителем Православной Церкви [2, с.25].
3. Религиозная ситуация накануне Первого и Второго раздела Речи Посполитой
Гнет православных в Польше не прекратился. В 1789 г. епископ Переяславский Виктор, утверждённый королём, был взят в плен, закован в кандалы и доставлен в Варшаву силой. Многие священники были вынуждены бежать в Россию.
В начале 90-х годов в Польше начались новые междоусобицы. Была образована антироссийская торговая конфедерация. В ответ Екатерина II вновь послала войска в Польшу, а прусская армия двинулась с запада. 3 июля 1793 года Гродненский сейм принял требования России и Пруссии: состоялся второй раздел Речи Посполитой, согласно которому исконно русские земли - Минская область, половина Волыни, Подол – перешли к России. Одновременно была создана отдельная Минская епархия [12, с.158].
Прошло полгода, и в Польше вспыхнуло новое восстание. Ночью в Великий четверг 1794 года заговорщики напали на русский гарнизон в Варшаве. Под ножи тайных убийц попало более 2000 русских солдат. Восстание было подавлено войсками А.В. Суворова.
За взятием Варшавы в 1795 году последовал третий и окончательный раздел Польши. В Россию поехала Литва с городом Вильно, Гродненской областью и Курляндией. Ни одна пятая из первоначальных польских земель не получила России - вместе с русской Галицией они были присоединены к Австрии и Пруссии. Задуманный в Риме насильственный и авантюрный союз, поставивший почти половину населения Речи Посполитой в положение изгоев, обернулся для Польши потерей национального суверенитета. Цепляясь за остатки притязаний великих держав, польские шовинисты разрушили их государство [13, с.147].
XVIII век в ВКЛ – век магнатской анархии и конфедераций дворянства, который начался с Гражданской войны в ВКЛ (Сапеги против конфедерации дворянства), закончился разделением Речи Посполитой на соседние страны.
После первого раздела была предпринята попытка разрешить политический кризис, вызванный злоупотреблением дворянскими привилегиями, и заменить их демократическими принципами конституционной монархии.
Принципы «золотой свободы» или «шляхетских демократов», действовавшие в стране, наделяли дворян особыми правами, что со временем нарушало функционирование политических институтов. Таким образом, право «вето свободы» позволяло любому депутату завершить обсуждение вопроса в Сейме и работу Сейма в целом выражением несогласия [14, с.146].
Конституция была принята 3 мая 1791 года Четырехлетним сеймом, представительным органом Речи Посполитой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках изучения историографии и источников, которые необходимы для определения данной тематики, нами были выделены основные источники и литературные произведения, в рамках которых мы можем выделить мнение конкретного автора на процесс раздела Речи Посполитой.
Основными источниками являются печатные издания, учебники, а также электронные ресурсы, которые помогают нам более полно определить особенности конкретной проблемы, выделить такие аспекты разделов, которые откроют совершенно новый взгляд на проблему становления религиозных конфессий.
Белорусские авторы и архивисты оказали большое влияние на становление историографии в рамках нашей темы, что было в свою очередь отражено в исследовании.
Анализ литературных источников показал, что в рамках первого раздела Речи Посполитой мы можем отметить такие особенности как формирование влияния религиозного и в частности, диссидентского вопроса, который стал первопричиной возникновения данного раздела и исчезновения такого государства с политической арены как Речь Посполитая.
Большое влияние на систему раздела оказали такие понятия как притеснение православного населения и разрушение православных храмов и святилищ, что не могла оставить без своего внимания императрица Екатерина. В связи с тем, что Российская империя оказала влияние на становление оптимального положения православия в данной стране, у них стали более натянутые отношения со Священной Римской империей, которая представляла особенности католической церкви как основополагающие.
В связи с возникающими конфликтами и созданием Слуцкой конфедерации происходит разделение Речи Посполитой, в результате которого значительная часть Беларуси отошла к Российской империи, на территории которой была создана Переяславская епархия.
Религиозная ситуация в рамках Речи Посполитой после первого раздела все еще оставалась довольно тяжелой. Притеснения православных не прекращались и порой становились еще жестче. На фоне частичной российской оккупации стали проявляться нападения на российских солдат и офицеров. После первого раздела возникла необходимость в реформировании и перестройке общей системы государственного регулирования. С одной стороны происходит становление новой государственности, с другой стороны, происходит недовольство со стороны католического населения.
Торговицкая организация была явным противником реформ, которые выдвинул 4-летний сейм и как следствие, построили стабильную систему противостояния власти, которая стала навязывать равные права между православными и католиками.
1. Соловьев, С.М. История падения Польши // Соловьев С.М. Избранные произведения / С.М. Соловьев. В 3-х тт. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 522 с.
2. Беларусь на мяжы тысячагоддзяў / под ред. А.Ф. Тимофеенко. – Мн.: БелЭн, 2000. – 432 с.
3. Вішнеўскі, А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: Вучэб. Дапам / А.Ф. Вишнеуски – Мн.: Экаперспектыва, 2000. – 300 с.
4. Гiсторыя Беларусi: Вучэб. дапам. / Я. К. Новiк, Г.С. Марцуль, І.Л. Качалаў і інш.– Мн.: Універсітэцкае, 2000. – 256 с.
5. Гiсторыя Беларусi / В. Вяргей, І. Ганецкая, М. Гурын і інш.. – Мн.: Бел. Навука, 2001. – 258 с.
6. Гісторыя Беларусі з 1755 г. да вясны 1917 г.: Вучэб. дапам. /І.І. Коўкель, І.П. Крэнь, Л.У. Бярэйшык і інш. – Мн.: Аверсэв, 2001. – 400 с.
7. Гісторыя Беларусі. / І.П. Крэнь, І.І. Коўкель, С.В. Марозава і інш. – Мн.: РІВШ, 2000. – 655 с.
8. Гісторыя беларускага паустання / А.М. Снягирок. – Мн.: Навука і тэхніка, 2017. – 247 с.
9. Гісторыя беларускага тэатра / А.Г. Снегирев. – Мн.: Навука і тэхніка, 2013. – 245 с.
10. Гісторыя Беларуси ХVІ – пач. ХХ ст.: Падручнік / Пад агул. рэд. М.А. Лазарука, А.А. Семяновіча. – Мн.: Вышэйшая школа, 2008. – 559 с.
11. Гісторыя беларускай літаратуры ХХ стагоддзя / Навук. рэд. У.В. Гніламёдаў. – Мн.: Беларуская навука, 2009 – 256 с.
12. Гісторыя сялянства Беларусі: Са стараж. часоў да 1996 г./ Гал. рэд. М.П. Касцюк. – Мн.: Бел. навука, 2017 – 279 с.
13. Доўнар-Запольскі, М.В. Гісторыя Беларусі / М.В. Доунар-Запольски. – Мн.: БелЭн, 2014. – 510 с.
14. Дробов, Л.Н. Живопись Белоруссии ХІХ – начала ХХ вв. / Л.Н. Дробов. – Мн.: Вышэйшая школа, 2014. – 334 с.
15. З гісторыяй на «Вы» Публіцыстычныя артыкулы / Уклад У. Арлова. – Мн.: Мастацкая літаратура, 2011. – 398 с.
16. История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов, В.Г. Мазец. – Мн.: Амалфея, 2010. – 672 с.
17. История Беларуси: Учебное пособие / Е.Л. Абецедарская, П.И. Бригадин, Л.А. Жилунович. – Мн.: Экоперспектива, 2017. – 319 с.
18. Ігнатоўскі, У.М. Кароткі нарыс гісторыі Беларусі / У.М. Ігнатоўскі – Мн.: Беларусь, 2012. – 190 с.
19. Карскі, Я. Беларусы / Уклад. і камент. С. Гараніна і Л. Ляўшун. – Мн.: Беларускі кнігазбор, 2001. – 640 с.
20. Ковкель, И. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. / Э. Ярмусик. – Мн.: Аверсэв, 2000. – 591 с.
21. Лазука, Б.А. Гісторыя мастацтваў / Б.А. Лазука. – Мн.: Беларусь, 2016. – 399 с.
22. Лыч, Л. Гісторыя культуры Беларусі. / У. Навіцкі – Мн.: Экаперспектыва, 2017.– 486 с.
23. Мірановіч, Я. Навейшая гісторыя Беларусі. / Я. Мірановіч – Беласток, 2009. – 270 с.
24. Нарысы гісторыі Беларусі / М.П. Касцюк, У.Ф. Ісаенка, Г.В. Штыхаў. – Мн.: Беларусь, 2014. –214 с.
25. Конституция 3 мая 1971 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://history-belarus.by/pages/events/constitution_3may.php.