ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
2 КОНСТРУКТИВИЗМ В ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
3 КОНСТРУКТИВИЗМ В ЗДАНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ
4 ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СТИЛЕ КОНСТРУКТИВИЗМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А ФОТОМАТЕРИАЛЫ
ВВЕДЕНИЕ
Конструктивизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР. Несмотря на то, что это направление считается советским явлением, как и любое другое течение, оно не ограничивается рамками стран бывшего СССР.
В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.
Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
Главные характерные черты конструктивизма – строгость, лаконичность форм, геометризм и монолитность облика. Конструктивисты даже создали свою официальную творческую организацию и разработали свой собственный функциональный метод проектирования. Метод этот основан на научном анализе функционирования сооружений, зданий, комплексов. Конструктивизм в архитектуре сохранился в своих характерных памятниках – фабриках-кухнях, Дворцах труда, рабочих клубах, домах-коммунах, которые были построены в те времена.
В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А.А. Веснина и М.Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А.А., В.А. и Л.А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны [13, с. 45].
Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер).
1 ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
Изучение конструктивизма в архитектуре БССР 20-30-х гг. связана с именами ряда архитекторов, таких как А. Воинов, В. Вараксин, И. Лангбард, Г. Лавров и др.
Активная архитектурно-строительная деятельность в Беларуси началась в конце 1920-х годов. До этого времени основные работы сводились к восстановлению, приспособлению и реконструкции существовавших построек.
Проектирование новых общественных и жилых зданий, постоянно возрастающие объемы капитального строительства предопределили реорганизацию проектного дела, создание первых проектных институтов (1931 г. — филиал Гипрогора РСФСР, 1933 г. — Белгоспроект), привлечение к проектированию в республику выпускников лучших архитектурных школ Советского Союза.
Задачи, стоявшие перед страной, потребовали консолидации всех творческих сил республики. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (23.04.1932 г.) был создан оргкомитет по объединению советских архитекторов и подготовке Всесоюзного съезда архитекторов.
Всесоюзное совещание архитекторов состоялось в ноябре 1934 г. и рекомендовало создать Союз архитекторов в национальных республиках. Союз архитекторов Белорусской ССР был создан на I съезде 23 июня 1935 г. на основании постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций», а также постановления бюро ЦК КП(б)Б № 66 от 8.12.1934 г. «Аб стварэнні Саюза савецкіх архітэктараў БССР і падрыхтоўцы да з’езда архітэктараў» [24, c. 21].
Так же в качестве источников по данной теме могут служить не только указы правительства, но и архивные материалы. Основной спектр архивных материалов размещен в Белорусском государственном архиве научно-технической документации.
Кроме того в качестве источников могут быть использованы фото и видеоматериалы.
Книга Великовского Л.Б. «Архитектура гражданских и промышленных зданий. Том IV. Общественные здания» написана на основе программы курса «Архитектура гражданских и промышленных зданий» для специальности «Промышленное и гражданское строительство». Изложены общие принципы проектирования общественных и их конструктивных элементов в соответствии с функциональными, конструктивно-техническими, архитектурно-композиционными и экономическими требованиями. Рассмотрены основные закономерности формирования объемно-пространственных и конструктивных структур, а также особенности конструктивных решений и конструктивных элементов общественных
2 КОНСТРУКТИВИЗМ В ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Промышленные сооружения и раньше были менее подвержены обильному декорированию и эклектичной стилизации. При их проектировании в 20-е годы принципы конструктивизма, прежде всего ориентация в процессах формообразования на конструктивно-функциональную целесообразность, проводились наиболее последовательно. Здесь чаще и полнее, чем в других типах сооружений, использовались новейшие технические достижения. Все это не могло не сказаться и на стилистике промышленных сооружений. Они, пожалуй, и во второй половине 20-х годов в большей степени сохранили приемы и средства выразительности раннего архитектурного конструктивизма.
В период НЭПа, этап расцвета которого приходится на 1925-1928 гг., много делалось, чтобы создать условия для эквивалентного обмена между городом и деревней. Необходимо было насытить рынок бытовыми товарами, нужными крестьянину, чтобы он был заинтересован продавать государству и на рынке хлеб, а на вырученные деньги приобретать товары в государственных и кооперативных магазинах.
Задача экономической смычки города и деревни во второй половине 20-х годов выдвинула на первый план требования по скорейшему наращиванию мощностей текстильной промышленности. Годы первой мировой и гражданской войн создали резкий дефицит тканей. Особенно остро этот дефицит ощущался в деревне, что вызвало появление так называемых «ножниц цен», т. е. тревожной тенденции быстрого роста цен на промышленные товары при относительно низких ценах на зерно [19, c. 342].
Ориентация на ускоренное развитие текстильной промышленности потребовала кадров проектировщиков. В результате ряд лет многие выпускники МВТУ специализировались в основном на проектировании текстильных фабрик. В короткий срок были запроектированы и построены текстильные фабрики в различных городах будущего СССР: Иванове-Вознесенске, Фергане, Касимове, Орше, Ногинске (Гпухове), Ленинакане, Витебске, Клину и др.
Широкое участие архитекторов (с их специфическим профессиональным пространственным мышлением) в проектировании текстильных фабрик не только влияло на их внешний облик, но и приводило нередко к оригинальным и в то же время рациональным пространственным решениям. К 1927 г. сложился стереотип - текстильные фабрики строили одно- или четырехэтажные. И. Николаев разработал проект двухэтажной текстильной фабрики, рационально организовав при этом технологический процесс. Это было новшеством, которое затем было реализовано Николаевым в реальном проектировании [23, c.343].
3 КОНСТРУКТИВИЗМ В ЗДАНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ
Основы новой архитектуры, то есть того, что сегодня находится в сфере практической деятельности архитекторов, формировались в 20–30-е годы XX в. Успешно в этом направлении работали в СССР, во Франции, Голландии, Германии, Финляндии и других странах. Но только в Советском Союзе архитектура решала одновременно и художественные, и социальные проблемы. Именно социальная направленность архитектурного творчества содействовала появлению целого ряда абсолютно новых типов зданий, и среди них сооружений, связанных с решением проблем общественного питания и обеспечения населения продуктами. Особенно заметным явлением стали хлебозаводы, рынки, фабрики-кухни, новые типы магазинов, например гастрономы, и т.д.[2, c. 467].
Учитывая, что в Беларуси не было государственных органов по руководству делом градостроительства и архитектуры, Союз архитекторов БССР фактически возглавлял деятельность в этих сферах. Союзом рассматривались все проекты наиболее значительных гражданских зданий и мероприятия по реконструкции и развитию городов и сельских поселков, поддерживались и распространялись передовые методы строительной реализации проектов. Архитекторы – члены Союза участвовали в реконструкции и строительстве городов и сел Белоруссии, становлении белорусской советской архитектуры.
Создание Союза совпало с развернувшейся в 1930-х годах перестройкой творческой направленности советской архитектуры. На смену работам, выполненным под влиянием конструктивизма, приходит новая тенденция – творческого освоения классического наследия.
Для белорусской архитектуры этого периода знаковым было творчество И. Лангбарда и А. Воинова. Их постройки способствовали формированию определенной стилистической направленности зодчества республики, которая не противоречила общим принципам советской архитектуры, но отличалась от принципов других регионов СССР. Возведенные в этот период здания существенно изменили облик городов республики. Началась работа по проектированию генеральных планов реконструкции и развития городов. К началу войны планировочные работы велись для всех основных центров республики. За основу генпланов городов бралась исторически сложившаяся система планировки при коренной реконструкции сетки улиц и площадей. Были выполнены генеральные планы Гомеля, Могилева, Орши, Полоцка, Слуцка, Мозыря [10, c. 123].
Становление столицы республики началось в 1926 г., когда профессор В. Семенов составил предварительную схему реконструкции города, а в 1938 г. Ленинградский филиал Гипрогора разработал новый генеральный план.
Уже в 1930-е гг. в Минске возникают большие районы новой застройки. Среди них выделяются комплексы университетского городка
4 ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СТИЛЕ КОНСТРУКТИВИЗМА
Сразу после Октябрьской Революции в силу многих факторов начал наблюдаться активный рост городского населения, что требовало скорейшего расширения жилого фонда. На протяжении всего довоенного периода малоэтажное деревянное строительство было основным способом быстрого получения дешевой жилой площади в силу острого дефицита кирпича, цемента и строительных механизмов. Но рост производства строительных материалов во второй половине 1920-х гг. (предприятия по производству кирпича в Минске, Гомеле, Витебске, Бобруйске, цемента и кровельного шифера в Кричеве) способствовал тому, что в годы первой пятилетки Народный комиссариат коммунального хозяйства приступил к возведению многоквартирных секционных жилых домов. Основным типом были двухквартирные секции, где каждая квартира имела по две или три жилые комнаты. Жилая площадь двухкомнатных квартир колебалась в пределах 30-35, трехкомнатных 35-45 квадратных метров. Кухни и санитарные узлы минимальной площади примыкали к лестничной клетке и, как правило, выходили на сторону двора. В ряде жилых домов санитарный узел состоял из умывальной и уборной или только уборной. Но и в этих случаях стремились организовать естественное освещение. Экономичность решения достигалась также за счет сокращения ширины лестничной клетки и создания значительных уклонов марша. Во многих трех- и четырехэтажных зданиях предусматривалось печное отопление [10, c.154].
Тем не менее, авторы проектов добивались рациональной и экономичной планировки квартир и домов в целом. В отношении к архитектуре конструктивизма основной интерес в жилищном строительстве представляют так называемые дома-коммуны. В конце 1920-х гг. во всем Советском Союзе проектировщики пытались найти тип дома, где из жилой ячейки выносятся некоторые функциональные процессы в специально предусмотренные общественные помещения. Фасадные решения домов весьма характерны для всей архитектуры советского авангарда 1920-1930-х гг.: композиция, выстроенная на сопряжении простых крупных объемов, высокие парапеты, вуалирующие скатную кровлю и имитирующие плоскую, глухие ограждения протяженных, нередко угловых балконов, сплошное вертикально вытянутое остекление лестничных клеток.
Несмотря на использование зачастую нецелесообразных относительно современного мира планировочных приемов, в то время были заложены основы очень важных архитектурных и социальных понятий и вариативность подхода к ним. В первую очередь это касается комплексного подхода к проектированию жилых образований. Впервые при проектировании поселков был поставлен вопрос о создании в нем определенной среды, призванной организовывать все жизненные процессы, протекающие в комплексе [10, c.156].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для советской архитектуры с первых же лет ее существования была характерна устремленность в будущее, обусловленная происходящими в стране коренными социальными преобразованиями. Связь с грандиозными перспективами развития нового общества и революционный подъем трудящихся масс придали особый динамизм развитию архитектуры советского авангарда. Но и в сложных социально-политических и экономических условиях первых лет уже проявлялись особенности архитектуры нового, еще только формировавшегося общества.
Тем не менее, не смотря на сложившиеся условия, 20-30-е гг. были временем эксперимента в архитектуре, главной целью которого было отразить изменения происходящие в обществе в конкретных архитектурных формах.
Уже в первые послереволюционные годы основными задачами архитектуры становятся поиски новых в социальном отношении типов зданий и поселений, улучшение санитарно-гигиенических условий быта, труда и отдыха трудящихся, создание новых художественных образов.
Уже в первые годы после Октябрьской революции начинается процесс формирования сети государственных строительных и проектных организаций. В развитии советской архитектуры 1921-1924 гг. были временем сложения новаторского творческого направления в острой борьбе с традиционалистскими концепциями. Ориентация на максимальное разнообразие творческих поисков в искусстве поддерживалась на этом этапе и высшим партийным руководством страны. Так в резолюции ЦК ВКП(б) от 13 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» говорилось: «Партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса было бы казенно-бюрократическим псевдорешением. Точно так недопустима декретом или партийным постановлением легализованная монополия на литературно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации».
Творческие принципы таких новаторских архитектурных течений, как рационализм и конструктивизм, были понятны инженерам и строителям, стремившимся использовать все новейшие технические достижения для быстрого подъема строительства.
Идеи конструктивизма приобрели широкое распространение в 20-30-е гг. в архитектуре БССР. Они были реализованы как в жилищном, так и в промышленном строительстве и в сооружении общественных зданий.
Для решения жилищных проблем первой мерой стала муниципализация жилищного фонда. Несмотря на короткий срок и сложившиеся условия белорусские города существенно изменили свой облик и структуру. Значительно возросло благоустройство, инженерное оборудование и транспорт. Повсеместно проводились работы по
1 Акентьев, А.Г. Город и его пространственная гармония: [о современном градостраительстве в городе Минск] / А.Г. Акентьев // Архитектура и строительство. – 2011. – №2. – С. 20-31
2 Архитектура и градостроительство: энциклопедия / ред. А.В. Иконников. – М.: Стройиздат, 2001. – 688 с.
3 Архітэктура Беларусі: нарысы эвалюцыі ва ўсходнеславянскім і еўрапейскім кантэксте: у 4 т. Т. 4. Кн. 2: XX – пачатак XXI ст./ рэд. А.І. Лакотка і інш. – Мн.: Навука, 2009. – 788 с.
4 Баранов, В.А. Конструктивная стадия в историческом развитии процесса формирования архитектурно-строительных решений / В.А. Баранов // История науки и техники 2004. – №4. – С. 2-16.
5 Бартнев, И.А. Очерки истории архитектурных стилей / И.А. Бартнев. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 257 с.
6 Былинкин, Н.П., Калмыкова, В.Н., Рябушин, А.В., Сергеева, Г.В. История советской архитектуры / Н.П. Былинкин, В.Н. Калмыкова, А.В. Рябушкин, Г.В. Сергеева. – М.: Стройиздат, 1985. – 256 с.
7 Великовский, Л.Б. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Том IV. Общественные здания / Л.Б. Великовский. – М.: Стройиздат, 1977. – 108 с.
8 Воинов, А.А. История архитектуры Беларуси Т.2 / А.А. Воинов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1987. – 213 с.
9 Гісторыя беларускага мастацтва: У 6 т. Т. 4: 1917 — 1941 гг. / Рэдкал.: С.В. Марцэлеў (гал. рэд.) і інш.; Рэд. тома Л.М. Дробаў, В.Ф. Шматаў. — Мн.: Навука і тэхніка, 1990. — 352 с.
10 Градостроительство Беларуси / под ред. А.В. Сычевой. – Мн.: Вышэйшая школа, 1988. – 246 с.
11 Гуляницкий Н.Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий в 5-ти томах. Том I. История архитектуры / Н.Ф. Гуляницкий. – М.: Стройиздат, 1984. – 334 с.
12 Ивоненко, А.М. Периоды, стили, течения и школы в искусстве и архитектуре: Словарь терминов / А.М. Ивоненко. – Гомель: БГУТ, 2003. – 83 с.
13 Кильпе, Т.Л. Основы архитектуры / Т.Л. Кильпе. – М.: Высшая школа, 2002. – 159 с.
14 Локотко А.И. Архитектура Беларуси в европейском и мировом контексте / А.И. Локотко. – Мн.: Беларуская Энцыклапедыя, 2012. – 431 с.
15 Локотко, А.И. Архитектура: авангард, абсурд, фантастика / А.И. Локотко. – Мн.: Беларуская навука, 2012. – 206 с.
16 Матчан, В.А. Преимущества и недостатки различных конструктивных решений в жилищном домостроении / В.А. Матчан // Вестник Брестского ГТУ 2007. – №1. – С. 5-10.
17 Морозов, Е.В. Архитектурное наследие Беларуси 1920-1930-х гг. Проблемы атрибуции и сохранения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/14901/1. – Дата доступа: 01.04.2016.
18 Морозов, Е.В. Конструктивизм в архитектуре Советской Беларуси / Е.В. Морозов // Вестник Белорусской академии архитектуры. – 2005. – № 1. – С. 47–50.
19 Морозов, Е.В. Стили и направления в белорусской архитектуре 1920 – 1930-х годов: автореферат диссертации / Е.В. Морозов. – Мн.: НАНБ ин-т искусствоведения, 2006. – 12 с.
20 Морозова, Е.Б. Промышленная архитектура Беларуси: становление и развитие / Е.Б. Морозова // Техническое нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. – 2008. – №3. – С. 199-204.
21 Претте, М.К. Как понимать искусство: Живопись-Скульптура-Архитектура-История, эпохи и стили / М.К. Претте. – М.: Интербук, 2002. – 431 с.
22 Сардаров, А.С., Нитиевская, Е.Е. Традиции отечественной архитектуры (к вопросу их изучения в архитектурной школе) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/8846. – Дата доступа: 30.03.2016.
23 Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения / С.О. Хан-Магомедов. – М.: Стройиздат, 1996. – 709 с.
24 Шамрук, А.С. Архитектура Беларуси XX – начала XXI века. Эволюция стилей и художественных концепций / А.С. Шамрук. – Мн.: Белорусская наука, 2007. – 334 с.
25 Шамрук А.С. Традиция в проектных стратегиях современной архитертуры / НАН Беларуси, Центр исслед. белорус. культуры, языка и лит. - Минск: Беларус. навука, 2014. - 297 с.
26 Шевцов, К.К. Архитектура гражданских и промышленных зданий (том 3) Жилые здания /К.К. Шевцов. – М.: Стройиздат, 1983. – 233 с. Был 21
27 Шостак, Г.И. Творчество архитектора И.Г. Лангбарда [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://archives.gov.by. – Дата доступа: 03.02.2016.
28 Шубин, Л.Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Том 5 / Л.Ф. Шубин. – М.: Стройиздат, 1986. – 335 с.