Введение
Античная педагогика является важнейшим направлением общественной мысли, развивающейся в качестве составляющей античной культуры. Античная педагогика дала основу для европейского образования, ведь именно в эпоху античной педагогики были сформированы веховые идеи гуманизма и гуманистического воспитания, четкая модель высоконравственной и благородной личности с активной жизненной позицией, личности, которая может быть адаптирована к определенным условиям общественного уклада.
Античная педагогика –интенсивное развитие научных дисциплин, к педагогике также относятся разнообразные образовательные системы (спартанская, афинская, римская); виды и типы школ (софистов, эллинистов, стоиков, правовые, риторические, грамматические, латинские, школы), прототипы современного профилированного обучения и дифференцированного образования.
Античная педагогика – своеобразное создание отношений связи образования и государственной власти, при которой непосредственно власть имеет функции финансирования, материально-технического обеспечения и, тотального контроля за содержанием образования. К античной педагогике относятся педагогические системы Древней Греции с ее полисами и идеями, системы обучения в Древнем Риме, сохранившая самобытность, не взирая на влияние греческой культуры [1, c.45-46].
Цель данной курсовой работы – рассмотреть школьное образование в Императорском Риме.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать источники и историографические труды по данной теме;
2. рассмотреть понятие организации школьного обучения;
3. изучить содержание образования эпохи Императорского Рима;
4. определить основные методы обучения и воспитания.
При написании данной работы были использованы методы синтеза, анализа, индукции.
1 Историография и источники
Исследователи истории Древного мира, которые занимались изучением процессов и явлений от самых истоков, внесли огромный вклад в формирование культурного наследия древних цивилизаций. Тем не менее, образовательный процесс не особо рассматривается в данном контексте, однако современные формы образования уходят корнями в Римскую империю, где была создана классическая система обучения и школы. Следует отметить, что данная тема не являлась приоритетной ни в истории Древнего мира, ни в истории педагогики, так как преобладающее количество сочинений лишь поверхностно затрагивает вопрос об образовании [1].
К первым трудам, посвящённым теории воспитания античности, можно отнести работы И.В. Цветаева, который изучал аспект образования Императорского Рима на основе широкого использования нарративных и документальных древнеримских источников, анализе историографии проблемы, данное исследование является уникальным среди историографии начала 20 века [2]. Непосредственно, в начале 20 века выходят «Очерки по истории античной педагогики» ученого Г. Е. Жураковского [3],
Особое внимание следует обратить на работу М.Е. Сергеенко «Жизнь Древнего Рима» [4], где глава «Дети» дает важную информацию о непосредственно самом процессе организации обучения в частных школах риторики. Специалисты по истории культуры Древнего Рима Г.С. Кнабе [5], С.Л. Утченко [6], Е.М. Штаерман [7] упоминали о процессе образования в своих исследованиях вскользь, не уделяя особого внимания специфике и глубине исследования. Информация об образовательном процессе в римской державе рассеяна даже в авторитетных академических трудах, посвященных культуре Древнего Рима, истории ранней Византии, культуре и эстетике античного мира, в публикациях, статьях, ориентированных на римское литературное наследие. Тем не менее, во всей своей совокупности данные сочинения не способны структурировать целостное представление о структуре и динамике образовательно-воспитательного процесса в Римской империи, раскрыть нюансы исторического, социокультурного, педагогического измерений образования как достижения древнеримской цивилизации.
Благодаря усилиям К. Шмидта аспекты образования были рассмотрены в историко-культурном контексте римской цивилизации, показаны в единстве общества и государства [8]. В исследованиях Ф. Штадельман [9], Ж. Л. Уссинг [10], О. Вилльман [11] учёные анализируют школьное дело, в ходе анализа выделяют учебную и воспитательную деятельность древних греков и римлян.
Французские исследователи также разрабатывали фундаментальные проблемы древней истории, однако акцент образования был сделан на психологию общественных групп, «нравственные идеи и привычки» римской «интеллигенции». Французский историк П. Гиро изучал психологическую атмосферу учебных заведений, мотивы поведения учащихся
2 Организация школьного обучения
Система образования в Древнем Риме была сформирована под влиянием греческой системы образования. Первые упоминания о школах в Древнем Риме начинаются с 450 года н.э. До указанного периода обучением детей занимались родители. Считалось правильным, если в семье ребенок воспитывался в первую очередь как законопослушный гражданин своего государства. За процесс воспитания детей отвечали оба родителя, мать – за девочек, отец – за мальчиков. Воспитание мальчиков строилось на укладе жизни мужчины, их учили владеть оружием, заниматься сельских хозяйством, огромная роль отводилась воспитанию физической культуры, в частности, плаванию, борьбе. Немаловажное значение имели и такие аспекты воспитание, как гражданское право и знание юридических аспектов для более качественного и системного руководства хозяйством. Большую роль играла и религия, дети чтили богов, существующих в те время в древнеримских верованиях [2, c.98-99].
От системы непосредственно домашнего образования в Древнем Риме стали отказываться с самого начала эпохи Пунических войн. В тот период у жителей возникали незанятые деньги, что давало возможность родителям нанять для обучения своих детей учителей. В эту эпоху возникают частные школы для детей до 12-13-лет. В данных школах дети получали простейшие знания по геометрии, арифметике, латинскому языку, литературе. Преподавателей в таких школах назывались литераторами. Дети в начальных школах в основном писали особыми заостренными палочками, стилями, на вощеных дощечках (tabulae ceratae) либо табличках (pugil-lares).
Необходимо отметить процесс образования обучению грамматике. Учащиеся изначально воспринимали буквы на слух, не видя их написания, на слух учились складывать слоги и слова. Счет также на пальцах: пальцы левой руки обозначали единицы и десятки, пальцы правой – сотни и тысячи. Для сложных вычислений использовали камушки. Римляне старались развить память учеников до хорошего уровня, собственно для чего заставляли учащихся учить тексты наизусть, запоминать отрывки на длительное время, решать легкие и сложные задачи непосредственно в уме.
Что касается литературы, то в процессе ее изучения, обучающиеся разучивали отрывки из великих произведений греческих и римских авторов, затем хором их декламировали. Дети, окончившие первую ступень, могли пойти учиться дальше к грамматику, в 16 лет - к ритору. Необходимо отметить, что у учителя-грамматика был более высокий уровень обучения.
Само среднее образование в эпоху Древнего Рима состояло из сплава наук и искусств. Ученики грамматика много читали вслух, систематически учили наизусть изречения великих мудрецов, длинные повествования о великих исторических подвигах, содержательные отрывки из Вергилия и Горация, Гомера. После зачитывания любого текста обязательно происходил анализ содержания текста, разбирались язык написания и стиль создания.
3 Содержание образования
Практическая направленность римской образовательной системы привела к созданию риторических (ораторских) школ по образцу греческих. Такие учебные заведения вели стремительную целенаправленную подготовку общественных деятелей, политиков, ораторов. Учителя в риторских школах, являлись состоятельными людьми, которые занимали значительную роль в политике, занимая высокие государственные посты. Наиболее известным создателем государственных школ ораторов являлись Марк Фабий Квинтиллиан, открывший одно популярнейших учебных заведений в Риме.
Программы обучения в риторских школах были обширны и включали дисциплины основ ораторского искусства, греческую и римскую литературу, основы математики и геометрии, астрономии, юриспруденции, философии. Особое внимание уделялось внешним эффектам публичного выступления, его форме. Постоянное совершенствование считалось необходимым в умениях выступления перед публикой, навыков подражания лучшим образцам, накапливании необходимого практического опыт.
Практическая направленность системы римского обучения привела к тому, что, для сохранения времени, отводимого на образовательный процесс, и оптимизации учебной деятельности, сами римские педагоги поставили вопрос о создании первых учебников и кратких руководств к преподаванию. В качестве подобных пособий выступали авторские философские и риторские трактаты, посвященные проблемам ораторского искусства, нравоучению, правоведению, военному делу, сельскому хозяйству, медицине и другим научным направлениям, получившим развитие в римской культуре.
Одновременно в указанный исторический период были предприняты попытки создания первых энциклопедий, которые должны были представлять собой своеобразный свод сведений об искусствах и науках. Таким образом, тенденция совершенствования процесса обучения привела к необходимости создания учебной литературы в помощь как педагогам, так и учащимся.
Для детей высшей римской знати, нобилитета, в Риме существовали также образовательные центры - коллегии юношества, которые были созданы для целенаправленного формирования римской правящей элиты. На последнем этапе своего обучения юноши совершали путешествия в центры эллинистической культуры и просвещения Афин, Пергама, Александрии. Для организации военной подготовки молодежи в Риме существовали военные формирования под названием легионы и школы всадников [11, c.98-99].
В целом, воспитательно-образовательная система Древнего Рима соответствовала политическому устройству империи и подходила социальному заказу общества с разраставшейся бюрократической государственной сферой. По своей дидактической направленности, она была сориентирована на существующие образцы греческого обучения, позже
4 Методы обучения и воспитания
Римляне весьма ценили искусство, особенно произведения греческих художников. Широкое распространение получило в то время портретное искусство, однако римляне не смогли внести ничего нового в методику и систему преподавания, продолжали пользоваться великими достижениями греческих художников. Более того, множество ценных положений рисунка было утеряно, без сохранения. Художники Рима просто копировали произведения художников Греции. Постановка преподавания была иной, чем в греческих школах: В Риме педагога в основном интересовала ремесленно-техническая сторона дела, как быстрее подготовить художника-ремесленника (в основном мастеров для оформления своих домов).
При обучении рисованию преобладало банальное копирование образцов, механическое повторение приемов работы, что заставляло римских художников-педагогов отходить от классических методов обучения, которыми пользовались художники-педагоги Греции.
В технике рисунка римляне употребляли в качестве рисовального материала сангину (красновато-коричневый оттенок), данный материал был пластичен в работе, лучше закреплялся на гладкой поверхности, чем тот же уголь, к примеру. В катакомбах сохранились следы работ римских художников, где они применяли сангину для оконтуривания фресок. Возможно, в большей степени, чем греки, они восприняли технику работы египетских художников в живописи (употребление темперы, работа на холсте, папирусе). Методы обучения художников имели отличие от греческих школ. Греческие художники-педагоги старались разрешить проблемы искусства, они призывали своих учеников овладевать искусством с помощью науки, стремиться к вершинам искусства и осуждали художников, которые безответственно подходили к искусству. В эпоху римской империи художник-педагог не задумывался над высокими проблемами художественного творчества, его интересовала ремесленно-техническая сторона дела [18, c.78-79].
Особенно велика роль античной культуры в развитии реалистического искусства, в становлении и развитии академической системы обучения рисунку, которая и по сей день вдохновляет на поиски эффективных методов преподавания изобразительного искусства, на научную разработку методов обучения рисованию.
Римское общество требовало большого количества художников-ремесленников для оформления помещений, общественных зданий, но и здесь сроки обучения были короткими. Метод обучения рисунку был ненаучный, который стал весьма условным и схематичным.
Эпоха римского владычества создала все необходимые условия для дальнейшего развития методов обучения реалистическому рисунку. Римляне очень любили изобразительное искусство. Богатые люди собирали коллекции картин, императоры строили общественные пинакотеки (галереи). Широкое распространение получает портретное искусство. Образы людей той эпохи
Заключение
Таким образом, эпоха Рима, особенно в последний период, органично впитал философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре. Культура ассоциировалась с признаками личного совершенства.
В школьной риторике сложилось устойчивое представление о структуре образцовой речи: вступление, изложение существа дела, приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверждений противника, заключение. Во всех пособиях по риторике детально, на тщательно отобранных примерах, говорилось, как украсить речь стилистически, как ее подать слушателям. Однако ораторское искусство в данный период переродилось в тренировке красноречия, без должного внимания к общему образованию учащихся. «Никакого ты не потерпишь ущерба, если не будешь знать даже того, что знают все, — не сумеешь букв написать», — отмечал Лукиан, характеризуя установку риторских школ начала нашей эры.
Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом: элементарное образование давалось в тривиальных школах, которые являлись частными школами с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них вместе с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы повсюду: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, на улице во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум — перекресток (букв. — трехпутье). Дети сидели на полу, учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету. Обучение в Риме мало чем отличалось от обычной практики эллинизма. Методика обучения была единой, цели образования были прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные «школы учебы», так популярные в эпоху средневековья.
1. Античная литература. Рим. — М.: Просвещение, 1991. - 547 с.
2. Цветаев, И.В. Из жизни высших школ Римской империи / И.В. Цветаев. - М., 1992. – 897 с.
3. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Под ред. и со вступит. стат. И. Ф. Свадковского; Акад. пед. наук РСФСР. -456 с.
4. Сергеенко, M.Е. Жизнь древнего Рима / М.Е. Сергеенко. - M.; Л., 1964. – 412 с.
5. Кнабе, Г.С. Древний Рим: история и повседневность / Г.С. Кнабе. -М., 1986. – 512 с.
6. Утченко С.Л. О некоторых особенностях античной культуры // ВДИ. - 1977. - № 1. – С.72-77.
7. Штаерман, Е.М. Кризис античной культуры. М., 1966.
8. История педагогики / Пер. Э. Циммермана. - М., 1977. – 698 с.
9. Штадельман, Ф. Воспитание и обучение у древних греков и римлян / Нейфельда//Гимназия. 1995. № 6-8, 10;
10. Уссинг, Ж. Л. Воспитание и обучение у греков и римлян / Пер. с нем. Н. М. Фёдоровой. - СПб., 1999. – 412 с.
11. Вилльман, О. Дидактика как теория образования в её отношениях к социологии и истории образования / Пер. с нем. А. Дружинина. - М., 1974. – 198 с.
12. Гиро, П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. С. П. Моравского. М., 1993. – 412 с.
13. Буассьe, Г. Последние времена язычества. - М., 1974. – 298 с.
14. Гизо. История цивилизации во Франции / Пер. П. Г. Виноградова. - М., 1977. – 398 с.
15. Ренан, Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Пер. В. А. Обручева. – СПб,2013. – 578 с.
16. Гуинн, А. Римское образование от Цицерона до Квинтилиана / А. Гуинн. – М.,1988. – 423 с.
17. Марк Квинтелиан 12 книг риторических наставлений. – Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1295581698. – Дата доступа: 20.03.2017.
18. Светоний Транквилл Гай. О знаменитых людях / Пер. с лат. M. JI. Гаспарова. М., 1988. – 306 с.
19. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / пер. с польск. В.К. Ронина. – М.: Высшая школа, 1998. – 451 с.
20. Древние цивилизации / под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина - М.: Мысль, 1999.-298 с.
21. История древнего Рима / под ред. А.Г. Бокщанина. - М.: Высшая школа, 1971.-658 с.
22. История и культура античного мира / под ред. М.М. Кобылина - М.: Наука, 1977. – 412 с.
23. История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. / под ред. А. И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 369 с.
24. Куманецкий, К. История культуры древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990. – 451 с.
25. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейа, 2000. – 369 с.
26. Новицкий, И.Б. Римское право.- М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 2003.-258 с.
27. Цицерон, М.Т. Речи. В двух томах. Том 1. Годы 81-63 до н.э. - Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1962. – 512 с.
28. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. - Москва-Ленинград, 1994. – 269 с.
29. Цицерон, М.Т. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с лат. Ф.А. Петовкого, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова. – М: Научно издательский центр «Ладомир», 1994. - 475 с.
30. Плутарх, Сравнительные жизнеописания в двух томах. - М.: Издательство «Наука», 1994. – 258 с.
31. Луций Анней Сенека Нравственные письма к Луцилию. – Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/senek03/index.htm. – Дата доступа: 20.03.2017.
32. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях. – Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/diogenl/index.htm. – Дата доступа: 21.03.2017.
33. Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. – М.: Высшая школа, 1988. – 464 с.
34. Чистякова, Н. А., Вулих, Н. В. История Античной литературы / Н. А. Чистякова, Н. В. Вулих. – Л: ЛГУ, 1963. – 300 с.