Введение
1 Искусство и историография
2 Историческое развитие музыкальной культуры БССР 40-80 гг.20 в
3 Деятельность музыкальных учреждений, композиторов и коллективов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Музыкальная культура Беларуси 20 века является уникальной и самобытной частью культуры. Интерес к проблемам художественной культуры Беларуси вызван изменением социально-политического статуса страны, задачами идеи национально-культурного возрождения, необходимостью изучения историко-культурного наследия композиторов, исполнителей. Обобщение музыкального творческого наследия является важным условием для интеграции белорусской музыкальной культуры в мировой культурный ареал. Музыкальное искусство Беларуси стремилось сохранить национальные музыкальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления.
Актуальность изучения музыкальной культуры заключается в том, что музыкальная культура – один из важнейших этапов развития искусства. Белорусское музыкальное искусство – уникальная сфера художественной деятельности, получившая развитие в 20 веке, благодаря творческим успехам музыкантов различной направленности, объединенных идеей создания национального белорусского искусства с ориентацией на лучшие традиции мировой культуры. Фольклорно-этнографические коллективы, мастера стародавних народных инструментов, солисты, коллективы, которые работают с аутентичным фольклором сделали культуру Беларуси 1940-1980 гг. развитой и самобытной. Белорусская народная музыка 20 века таит в себе силу и мощь народа, демонстрирует красоту и доброту его души.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть развитие музыкальной культуры 1940-1980 гг. в Беларуси.
Объект – музыкальная культура.
Предмет – развитие музыкальной культуры Беларуси 1940-1980 гг.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить источники и историографию по данному аспекту;
2) рассмотреть историческое развитие музыкальной культуры БССР 40-80 гг.20 в.;
3) проанализировать деятельность белорусских музыкальных учреждений, композиторов и коллективов 1940-1980 гг.
В ходе написания данной курсовой работы были использованы различные монографические труды, статьи, энциклопедии. Особое внимание хотелось бы уделить трудам Т.А. Дубковой, Т.Г. Мдивани, Г.П. Цмыг, Кулешовой Г.Г., серия «Беларусы», том 11 – «Музыка».
В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы: анализа, синтеза, историко-сравнительный, историко-типологический.
1 Историография и источники
Белорусское академическое музыкознание отражает общие тенденции развития современной науки и ее стремление к гуманизации, сочетанию теоретического и исторического подходов в изучении музыкального творчества и духовных ценностей национальной культуры. С истоков утверждения академического музыкознания были определены два основных направления научного исследования: белорусская профессиональная музыка и народное музыкальное творчество [1, c.12-13].
В 1980-х гг. наладилось издание научно-популярной литературы, посвященное музыкальному искусству, происходит выпуск серии грампластинок под названием "Белорусские композиторы", "Выдающиеся белорусские исполнители", появиляются пластинки, посвященные творчеству мастеров отечественной эстрады (с аннотациями Н. Ювченко); создаются звуковые музыкальные антологии, фильмы (телевизионная версия оперы А. Богатырева "В пущах Полесья" – сценарий и режиссура Т. Дубковой) [1, c.20-21].
Результатом научной работы по приоритетным научным направлениям явилось фундаментальное издание «Музыка». Данное комплексное исследование явилось 11-м томом продолжающегося в ГНУ «ИИЭФ им. К. Крапивы НАН Беларуси» многотомного издания «Беларусы» [4]. Книга посвящена изучению музыкальной культуры Беларуси, как традиционной, так и академической. В ней рассмотрены общие вопросы истории и теории музыкального искусства, проблемы национального культурного наследия и современного состояния искусства Беларуси. Комплексное исследование "Музыка" является очередным томом серии "Белорусы". Книга посвящена изучению художественной культуры Беларуси - традиционной и академической. Рассмотрены общие вопросы истории и теории музыкального искусства, проблемы национального культурного наследия и современного состояния искусства Беларуси [4].
Что касается современных источников, то хотелось бы отметить официальные Интернет-сайты выдающихся музыкальных деятелей, которые представляют собой систематизированный материал, с аудио и видео- приложениями [5], [6]. На страницах сайта можно узнать об подробной дискографии ансамбля, ротации состава легендарных коллектива. На странице музыка, можно прослушать наиболее известные песни ансамблей.
В серии «Беларусь музычная» издана книга о жизни и творчестве Е.А. Глебова [10], где отражены воспоминания, интервью, эссе, литературные произведения композитора, мысли о музыке и музыкантах
Одна из важнейших отраслей музыкальной науки, разрабатываемых в течение всего периода существования, связана с исследованием истории музыкальной культуры Беларуси. Большой вклад в разработку белорусского музыкально-исторического наследия внесла О.В. Дадиомова [11].
Исследование Т. Дубково «Белорусская симфония» (1974), освещают сочинения 1920–1960-х гг. [12]. Особую познавательную ценность изданию
2 Историческое развитие музыкальной культуры БССР 40-80 гг. 20 в.
Самобытное белорусское музыкальное искусство является неотъемлемой частью мировой культурной цивилизации. Глубокая приверженность коренных белорусов обычаям и традициям своих предков в решающей степени определила одну из наиболее ярких отличительных черт современной белорусской музыкальной культуры – сохранность ее корневого слоя (имеющего своим истоком культуру восточнославянских племен – кривичей, дреговичей, радимичей) и актуальность в наше время. На фоне общеевропейского культурного ландшафта Беларусь по праву может считаться культурным заповедником, поскольку древнейшие формы народного наследия продолжают существовать в сельском быту в своем аутентичном виде как живое свидетельство творческого гения одного из древнейших славянских народов. В послевоенный период чрезвычайно важной была педагогическая деятельность А. Богатырева как воспитателя большинства белорусских композиторов последующих поколений. Это Е. Глебов, который особое признание завоевал в жанре балета: «Альпийская баллада», «Избранница», «Тиль Уленшпигель», «Маленький принц»; А. Мдивани, обращающийся в своих произведениях к исторической тематике (балет «Страсти» («Рогнеда»); В. Солтан, создавший романтическую оперу «Дикая охота короля Стаха» на сюжет повести В. Короткевича.
Период 1940-1980 гг. можно охарактеризовать как довольно насыщенный период для истории и культуры Беларуси. Именно в данный период происходили события Великой Отечественной войны, которая имела значительное влияние на развитие культурной жизни страны. В 1960-гг., в период «хрущевской оттепели» получают развитие и всеобщее признание национальная белорусская музыка, 1970-80 гг. характеризуются периодом развития и становления всемирно известных коллективов «Верасы», «Песняры». Рассмотрим историческое развитие музыкальной культуры БССР 1940-1980 гг. более подробно.
Период 1940-1980 гг. можно разделить на три периода, характерных для музыкальной культуры Беларуси:
1) Военный период. В годы Великой Отечественной войны главной темой творчества белорусских композиторов становится борьба с оккупантами и партизанское движение. Несмотря на всю тревожность военной обстановки, музыкальная жизнь в Беларуси продолжала существовать. Силами белорусских артистов в Москве в 1942 году был дан концерт, составленный из фрагментов национальных белорусских опер. Газета «Правда» написала об этом так: «… В трудные дни войны, в годину испытаний, советский народ продолжает строить свою культуру, воплощающую лучшие идеалы человечества» [13, c.41-42]. В творчестве белорусских композиторов на первое место выходит патриотическая тема борьбы народа против фашизма. Особое место заняла тема партизанского движения Беларуси, ставшего грозной силой в тылу врага. В это время
3 Деятельность музыкальных учреждений, композиторов и коллективов
Андрей Юрьевич Мдивани - профессиональный композитор, окончил белорусскую консерваторию по классу композиции, аспирантуру (руководители А.В. Богатырёв и Н.И. Пейко). Член союза композиторов СССР и Беларуси, заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат двух Государственных премий Беларуси в области литературы и искусства (1986,1996 гг.), член Белорусского союза музыкальных деятелей, член Белорусского союза театральных деятелей, лауреат Специальной премии Президента РБ. С именем Андрея Мдивани связаны высокие достижения в области музыкального искусства. Он является автором сценических произведений, симфоний, ораторий, инструментальных и хоровых концертов, хоров, музыки для народного оркестра, камерных произведений. Композитор испытывает особое влечение к античному наследию, высокой классической поэзии и литературе, к истории, философии, белорусской национальной поэтике [13, c.5-6]. Важнейшей чертой стиля композитора является театральность, выражением которой является интонационная драматургия, музыкальные характеристики, яркая эмоциональность звукового строя. Не случайно дирижёры говорят, что сочинения А. Мдивани следует не только играть, но и ставить. В строе его музыки очевиден союз чувства и интеллекта, взращённый представлениями композитора о звуковой красоте как истоке гармонии и высокой духовности.[14, c. 15-16]
Симфония - один из центральных жанров творчества А. Мдивани [11,с.114-115]. Композитор явился основоположником белорусского программного симфонизма, связанного с раскрытием темы истории славянских земель, с деяниями великих белорусских просветителей, с литературными образами поэзии, с философской прозой. К симфонии композитор обратился ещё в студенческие годы. Им было создано 9 симфонических полотен, каждое из которых имело неповторимый музыкальный дух [5, с. 107-108] Один из центральных образов симфонии - Полоцк, центр просветительства, с которым связано становление государственности, языка, письменности, культуры Беларуси. Вокальные симфонии А. Мдивани продолжили линию альтернативных вариантов жанра, развиваемую и в его инструментальных симфониях [5, с.108-111]. В основном сильные стороны музыки А. Мдивани - содержательность и яркая эмоциональность в соединении с рельефной образностью и красотой музыкального интонирования. В его музыке присутствует свой колорит, результат своеобразного синтеза восточной и славянской интонаций, которые связаны с живописностью хора и тембральностью оркестра. Произведения композитора демонстрируют оригинальность творческих решений, самобытность стиля, профессиональное мастерство [16, c. 120-121].
Генрих Матусович Вагнер - белорусский советский композитор и музыкант, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1963), народный
Заключение
В 20 веке Беларуси происходили эпохальные события, не раз менявшие векторы ее культурного и цивилизационного развития. Культурно-национальное строительство с самого начала проходило в сложных и противоречивых условиях, которые неоднозначно оцениваются отечественными и зарубежными историками. Исторические переломные события и связанные с ними перемены вызвали глубокие ментальные, культурные сдвиги и цивилизационные преобразования в белорусском обществе, заставили национальную интеллигенцию переосмыслить и где-то пересмотреть мировоззренческие и духовные ориентиры. При советской власти многие деятели белорусской культуры были поставлены (особенно в годы культа личности И. Сталина) перед выбором: либо полное приспособленчество, либо трудное (в силу объективных обстоятельств и субъективных факторов) следование идеям национально-культурного самоопределения белорусского народа и общенационального гуманизма.
И все-таки белорусская культура в советские десятилетия сделала огромный шаг вперед. Значительно окрепла ее материально-техническая база, вырос творческий потенциал, сложилась система культурно-массовой работы, громко заявили о себе творцы национального и мирового масштаба.
Таким образом, 20 век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20-го столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей, ведь темп жизни человека ускорился, стал более жёстким и напряжённым.
Не менее важной оказалась для искусства и тема самопознания личности. Представителям всё новых поколений хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык.
Музыкальное искусство XX века необычайно объемно. Пожалуй, нет ни одного исторического музыкального стиля, который бы так или иначе не отразился в пестром музыкальном калейдоскопе XX столетия. В этом отношении столетие стало рубежным. Всё, что накапливали предыдущие века развития музыки, и всё своеобразие национальных музыкальных культур вдруг сделалось всеобщим достоянием. Каждая временная эпоха подарила нам своих гениев. Будь то композиторы XIX или XX века, их произведения уже заняли свою веху в истории человечества и стали для всех поколений образцом не только в музыке, и, не смотря на давность создания, призваны служить на радость людям.
Белорусское музыкальное искусство – особая сфера художественной деятельности, получившая значительное развитие в 20 веке, благодаря творческим успехам музыкантов разного масштаба и различной направленности, объединенных идеей создания национального искусства с ориентацией на лучшие традиции мировой культуры.
Далеко за пределами республики звучат произведения наших композиторов и белорусские народные напевы. Фольклорно-этнографические коллективы, мастера стародавних народных инструментов
1. Актуальные проблемы теории и практики музыкальной педагогики / сост. и отв. ред. К. И. Степанцевич; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 9. Серия 5, Вопросы теории и истории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. - Мн.: УО «Белорусская государственная академия музыки», 2005. – 543 с.
2. Ауэрбах, Л.Д. Белорусские композиторы / Л.Д. Ауэрбах. – М.: Советский композитор, 1978. – 280 с.
3. Белорусская музыка второй половины ХХ века / под ред. Г.С. Глущенко, К.И. Степанцевич. – Минск: Зорны Верасок, 2009. – 460 с.
4. Беларусы: т.11. – Музыка / Т.Б. Варфаламеева [і інш.].: навук. Рэд. А.І. Лакотка; Нац. Акад. Навук.Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы. – Мінск: Бел. Навука, 2008. – 700 с.
5. ВИА «Верасы»: официальный сайт http://verasy.com/. – Дата доступа: 14.04.2017.
6. ВИА “Песняры” официальный сайт http://via-pesnyary.ru/– Дата доступа: 14.04.2017.
7. Гісторыя беларускага мастацтва: у 6 т. / рэдкал. С.В. Марцалеў (гал.рэд.) [і інш.]. – Мінск: Навука ітэхніка, 1980 – 1994. – Т.6 Гісторыя беларускага мастацтва / В.І. Жук [і інш.]. – 1994. – 354 с.
8. Гісторыя беларускай савецкай музыкі: дапаможнiк / Г.С. Глушчанка [i iнш.] – Мiнск: Вышэйшая школа, 1971. – 342 с.
9. Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал.рэд.) [і інш.]. – Мінск: Экаперспектыва, 2004 – 2011. – Т.5 Беларусь у 1917 – 1945 гг. / А. вабішчэвіч [і інш.]. – 2006. – 613 с.
10. Глебов, Е. Судьбы серебряные струны: воспоминания, интервью, посвящения, эссе / авт. концепции кн., ред.-сост. Лариса Глебова. — Минск : Мастацкая літаратура, 2010. — 351 с.
11. Дадзіомава, В.У. Нарысы гісторыі музычнай культуры Беларусі. - Мн.: Беларуская дзяржауная акадэмія музыкі, 2001. -256 с.
12. Дубкова, Т. А. Беларуская сімфонія. Рэд. Р.Р. Шырма. Мн., «Навука і тэхніка» 1984. - 192 с.
13. История белорусского музыкального театра от народных истоков до открытия Государственного театра оперы и балета БССР : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. искусствоведения : 821 - музык. искусство / Б. С. Смольский ; Академия наук Украинской ССР, отд-ние лит., языка и искусствоведения. - Киев, 1969. – 22 с.
14. Кулешова, Г.Г. Белорусская советская опера. - Минск : Наука и техника, 1967. - 149 с.
15. Кулешова, Г.Г. Николай Ильич Аладов. Очерк жизни и творчества / Г.Г. Кулешова. - Л.: Музыка [Ленингр. отд-ние], 1970. – 52 с.
16. Культура Беларусі: Т.5. / рэдкал. В.В. Калістратава (гал.рэд.). – Мінск: Беларус. Энцык. імя П. Броўкі, 2014. – 664 с
17. Мазаник, О. В. Дирижерское искусство Беларуси XX ст.: Автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.09 / Бел. гос. ун-т культуры. Мн., 2001.-21 с.
18. Мдивани Т.Г., Гудей-Каштальян В.Г. Композиторы Беларуси 2014. - 480 стр
19. Мацаберидзе, Н. В. Стиль модерн в музыке и специфика его преломления в творчестве белорусских композиторов 1960-1990-х годов : автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Мацаберидзе Нелли Вячеславовна ; [науч. рук. Т. Г. Мдивани]. - Минск : [б. и.], 2004. - 22 с.
20. Нисневич, С.Г. Белорусская музыкальная литература / С.Г. Нисневич. - Изд. 2-е, испр. и доп. – Минск: Высшая школа, 1971. – 232 с.
21. Нисневич, К. Нисневич С. Очерки по истории советской белорусской музыкальной культуры. Л.: Музыка, 1969. - 176 с.
22. Оякяэр, В. Хоровод вокруг лёгкой музыки // Советская эстрада и цирк. – 1987. – № 6. – С. 4 – 6.
23. Пракапцова, В.П. Мастацкая адукацыя у Беларусь — Мн.: Бел. ун-т культуры, 1999. — 210 с.
24. Сасноўскi, З. Гiсторыя беларускай музычнай культуры XIX-XX стст. / Змiцер Сасноўскi. – Мiнск: Харвест, 2012. – 336 с.
25. Смагин А.И.. Хоровое искусство Беларуси XX века. - Мн.: Бел.университет культуры, 1998.- 271 с.
26. Хвисюк Н.Н. Белорусская хоравая литаратура - М., Беларусь, 1990. – 245 с.
27. Цмыг Г.П. К вопросу о социально-эстетических функциях белорусской хоровой концертной музыки // ІІ Няфёдаўскія чытанні “З подзвігам у сэрцы: Тэма Вялікай айчыннай вайны ў беларускім мастацтве ХХ — пачатку ХХІ стагоддзя”: Матэрыялы канферэнцыі 24–25 сак. 2005 г. —Мн.: БДАМ, 2005. С. 161–165.
28. Цмыг, Г.П. О специфике хоровой концертной фактуры (к вопросу дополнения хороведческого тезауруса музыкально-педагогической практики) / Г.П.Цмыг // Актуальныя праблемы мастацтва: гісторыя, тэорыя, методыка международной научной конференции:матэрыялы Міжнар. Навук.-практ.канф., г.Мінск 10-11 крас. 2008 г. / Бел.дзярж.ун-т ім. М. Танка; рэдкал.: В.І.Жук, М.Р.Баразна, М.М.Круталевіч [і інш.]; адк. рэд. Ю.Ю.Захарына.–Мінск, БДПУ, 2008.–С.181-184.
29. Цмыг, Г.П. Современная белорусская хоровая концертная музыка – необходимый компонент содержания циклов музыкально-теоретических и дирижерско-хоровых дисциплин / Г.П.Цмыг // Наука, образование и культура: состояние и перспективы инновационного развития: материалы Междунар. научю-практ. конф., г. Мозырь, 27-28 марта 2008г.: в 2 ч. / редкол.: В.В.Валетов (гл. ред.) [и др.]. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П.Шамякина, 2008. – Ч.1. – С.278-280.
30. Ювченко, Н.А. Музыка в постановках белорусского драматического театра : XX - начало XXI века : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.01 / Ювченко Надежда Александровна.- Минск, 2013.- 88 с.
31. История белорусской музыки / Ред. Г.Глущенко. - М.: Советский композитор, 1976. – 300 с.
32. Келдыш Ю. В. История музыки народов СССР. Том 1 - М.: Советский композитор, 1970. Т. 1. – 432 с.
33. Хоровые произведения Андрея Бондаренко: репертуарный сборник: в 2-х ч. / сост.Р.Л.Левина.- Гродно: ГрГУ.- 2003.- 223с.
34. Хоровые произведения Андрея Бондаренко: Репертуарный сборник: В 2-х ч./ Сост. и вступ. ст. Р.Л.Левиной.- Гродно: ГрГУ.- 2004.- 177 с.
35. Купалінка www.kupalinka-folk.com– Дата доступа: 14.04.2017.
36. Сябры http://www.syabry.com/index.shtml– Дата доступа: 14.04.2017.
37. Беларуская музыка http:// www.belau.info/ belarus/ r/ belorusskie_pesni/ –Дата доступа: 14.04.2017.