ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие межличностного взаимодействия
1.2 Особенности межличностного взаимодействия у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностного взаимодействия у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках СБО во 2 классе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ СБО ВО 2 КЛАССЕ
2.1 Диагностика уровня межличностного взаимодействия учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью во 2 классе
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
2.3 Рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр на уроках СБО для формирования межличностного взаимодействия у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью во 2 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития коррекционной педагогики и психологии достаточно активно решаются вопросы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Способность ребенка с интеллектуальной недостаточностью установить позитивные межличностные отношения со взрослыми людьми и окружающими его сверстниками зависит от его способности давать правильную реакцию на различные ситуации. Межличностные взаимоотношения раскрывают не только наиболее существенные характеристики объектов и субъектов процесса общения, но и в разнообразных направлениях влияют на дальнейшее становление личности и, что является наиболее очевидным, на такие блоки свойств, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к самому себе, как к личности.
Изменения, которые происходят в них под влиянием межличностного взаимодействия, с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника, в свою очередь, оказывают более или менее сильное воздействие на такие основные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и сообществам людей, к природе, к трудовой деятельности.
Вопросами изучения межличностного взаимодействия занимались А.Ф. Лазурский [25], В.Н. Мясищев [28], Л.С. Выготский [9], Я.Л. Коломинский [21], Е.А. Панько [30]. Наиболее полно изучено общение как один из компонентов межличностного взаимодействия в работах М.И. Лисиной [26], Л.М. Шипицыной [33] и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие межличностного взаимодействия
При рассмотрении вопроса о межличностных отношениях необходимо изучать взаимодействие человека с окружающим миром. В психологии под взаимодействием понимается процесс прямого воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и связь.
Различают групповое и межличностное взаимодействие.
Под групповым межличностным взаимодействием понимается процесс прямого или косвенного влияния совокупности объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [12, с. 389]. Оно может рассматриваться как между частями группы, так и между целыми группами.
Межличностное взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах:
– это случайный или преднамеренный, частный или публичный, продолжительный или кратковременный контакт двух или более лиц, влекущий за собой взаимные изменения в поведении, деятельности или отношениях;
– это система взаимно обусловленных индивидуальных действий, которые связаны с циклической причинно-следственной зависимостью, при которой поведение каждого участника выступает как стимулом, так и реакцией на поведение других [12, с. 433].
Признаками межличностного взаимодействия являются объективность (наличие цели (объекта), внешней по отношению к взаимодействующим индивидам, которая требует сопряжения усилий), эксплицитность (доступность для наблюдения и регистрации), ситуативность (регулирование деятельности конкретными условиями (интенсивность, нормы, правила)), рефлексивная многовекторность.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ СБО ВО 2 КЛАССЕ
2.1 Диагностика уровня межличностного взаимодействия учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью во 2 классе
Исходя из цели работы, было осуществлено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня межличностного взаимодействия у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью во 2 классе.
Экспериментальное изучение межличностного взаимодействия проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 13 г. Барановичи». В исследовании принимали участие 10 учащихся 2 класса (в возрасте от 7 до 8 лет) с интеллектуальной недостаточностью (экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным психическим развитием (контрольная группа).
Определена цель исследования: изучение межличностных отношений у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью во 2 классе, а также разработка коррекционной работы по улучшению межличностных отношений у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Диагностика осуществлялась в игровой деятельности детей в свободной форме и уютной обстановке.
1. Методика «Мозаика» Н.И. Роговцевой [31].
Назначение методики: выявление эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника и реакции на его поощрение и порицание взрослым. Методика позволяет, с одной стороны, выявить степень интереса к сверстнику и эмоционального соучастия в его действиях, а с другой – характер реакции на оценку партнера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема личных отношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Ее значение особенно возросло в условиях перехода к всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка в основной период становления его личности. Исследования, проведенные психологами и социологами, убедительно показывают, что мы все чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Гораздо труднее увидеть причину собственных недостатков, личных неудач и безрадостной жизни в себе, в своем отношении к жизни и к другим людям.
Межличностное взаимодействие играет важнейшую роль в личностном развитии детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Они субъективно удовлетворяют ученика и создают предпосылки для адекватного и полного удовлетворения его потребностей, глубоко нравственные отношения, основанные на безусловном положительном внимании, взаимном уважении, доброте, понимании, любви. Поэтому отношение младших школьников с интеллектуальной недостаточностью к другим людям приобретает личностный смысл, а стремление к установлению и поддержанию отношений, удовлетворяющих личность, становится жизненной ценностью.
Игра может положительно влиять на развитие всех психических процессов и функций человека в целом только тогда, когда создаются особые условия для развития ребенка, и она включается в процесс систематически проводимой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности. В целом, правильно сформированная игра готовит благоприятную основу для дальнейшего развития детей с интеллектуальной недостаточностью и позволяет их ранней социализации и успешной интеграции в общество. Сюжетно-ролевые игры имеют социальную природу и строятся на расширяющемся представлении детей о жизни взрослых, они моделируют жизненную ситуацию взрослого человека. Играя, дети соединяют в сюжете реальные и вымышленные явления, наделяют новыми свойствами и функциями знакомые предметы, с которыми ежедневно сталкиваются в бытовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют развить сюжет и сформировать первоначальные социально-бытовые понятия, приобрести необходимые знания, умения и навыки детям с интеллектуальной недостаточностью.
1. Агавелян, О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: автореф. дис.... д-ра психол. наук. : 10.02.89 / О.К. Агавелян; АПН СССР, НИИ дефектологии. – М., 1989. – 34 с.
2. Альрахаль, Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с ЗПР младшего школьного возраста: автореф. … канд. психол. наук: 08.01.91 / Д.И. Альрахаль; М., 1992. – 35 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – 550 с.
4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2001. – 340 с.
5. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. – М.: Мысль, 1978. – 216 с.
6. Варянен, В.А. Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы / В.А. Варянен // Дефектология. – 1971. – №4. – С. 49-53.
7. Вийтар, Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников / Э.А. Вийтар // Дефектология. – 1981. – № 4. – С. 30-36.
8. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие / А.Д. Виноградова, Е.И Липецкая; под ред. А.Д. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз. – 2007. – 224 с.
10. Гаурилиус, А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы / А.И. Гаурилюс // Дефектология. – 1995. – №2. – С. 27-31.
11. Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : метод. пособие / В.В. Гладкая. – М. : НЦ ЭНАС, 2006. – 287 с.
12. Гозова, А.П. Изучение психического развития аномальных детей /А.П. Гозова // Дефектология. – 1983. – №6. – С. 24-29.
13. Гординенко, Е.А. Некоторые психолого-педагогические аспекты взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе / Е.А. Гордиенко // Дефектология. – 1981. – №5. – С. 15-18.
14. Девяткова, Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида»: пособие для учителя» / Т.А. Девяткова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 276 с.
15. Дроздова Т.А. Тренинг общения: Игры для интенсивного обучения/ Т.А. Дроздова, В.Г. Литвинов, К.Ю. Мупин. – Обл. ассоц. «Интеллектика». – Омск, 2002. – 43 с.
16. Дзугкоева, Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с ЗПР и без отклонений в развитии / Е.Г. Дзугоева // Дефектология. – 1999. – №2. – С. 30-35.
17. Дыгун, М.А. Влияние межличностного взаимодействия в учебных группах на социальные установки личности в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психолог. наук: 07.05.98 / М.А. Дыгун. – М., 1998. – 33 с.
18. Зайцев, И.С. Профилактика и коррекция дезадаптации детей и подростков / И.С. Зайцев. – Минск: Дикта, 2004. – 120 с.
19. Китина, О.Т. Значение совместной деятельности умственно отсталых школьников для формирования межличностных отношений в классном коллективе / Т.А. Процко, О.Т. Китина // Дефектология. – 2001. – №1. – С. 41-48.
20. Киян, И.Г. Особенности межличностного общения 8-10 лет / И.Г. Киян, Г.Н. Махаддинова // Школа здоровья., 2002. – №1. – С. 44-48.
21. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Минск: Народная асвета.,1984. – 239 с.
22. Корнилова, И.Г. Применение метода беседы в исследовании межличностных отношений подростков с патологией зрения / И.Г. Корнилова // Дефектология. – 2002. – №2. – С. 25-30.
23. Котикова, О.П. Развитие эмоциональной сферы как существенный аспект нравственного становления детей с ОПФР / О.П. Котикова // Дефектология. – 2003. – №6. – С. 3-11.
24. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: УРАО, 1999. – 320 с.
25. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности: моногр. / А.Ф. Лазурский. – М.: Алетейя, 2001. – 192 c.
26. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 1986. – 120 с.
27. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Феникс, 2004. – 230 с.
28. Маллер, Л.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / Л.Р. Маллер. – М.: АРКТИ, 2002. – 276 с.
29. Павлова, Н.П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспомогательной школы / Н.П. Павлова // Дефектология. – 2001. – №1. – С. 53-58.
30. Панько, Е.А. Детство как самоценность / Е.А. Панько. – Мн.: Изд-во МОИРО, 2009. – 68 с.
31. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В.Г. Петрова. – М.: Педагогика, 1977. – 243 с.
32. Пинский, Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. – М.: Просвещение, 1969. – 152 с.
33. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя / Л.М. Шипицына. – Санкт- Петербург: Издательство «Союз», 2013. – 336 с.
34. Шиф, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И. Шиф. – М., 2005. – 287 с.
35. Щербакова, А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 265 с.