Введение
1 Организация приемки товаров в современных условиях
1.1 Сущность и особенности организации приемки товаров
1.2 Требования к оформлению документов при приемке товаров
1.3 Виды товарных потерь, связанных с приемкой товаров
2 Анализ организации приемки товаров в магазине «Виталюр» ОДО «Виталюр»
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Виталюр» ОДО «Виталюр»
2.2 Особенности организации и оформления приемки товаров
3 Совершенствование организации приемки товаров в магазине «Виталюр»
3.1 Совершенствование работы, связанной с приемкой товаров
3.2 Пути сокращения расходов и потерь, связанных с приемкой товаров
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Приемка товаров в торговом предприятии – это один из основных этапов торгово-технологического прогресса. Именно процесс приемки имеет основополагающее значение для работы любого магазина, ведь именно от него зависит качество поступающих товаров.
Уже давно известно, что существенное влияние на качество торгового обслуживания оказывают такие операции, как: поступление товара в магазин от поставщика, разгрузка транспортного средства, приемка по количеству и качеству, распаковка и освобождение товара от тары и предпродажное хранение. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что правильная организация приемки товаров по количеству и качеству – это залог качественного обслуживания покупателей.
А ведь высокий уровень культуры обслуживания покупателей, снижение товарных потерь ведет к росту прибыли, а это – это основная цель любого торгового предприятия.
Тщательная и внимательная приемка товаров по количеству и качеству помогает руководству магазина своевременно выявить и предотвратить поступление в торговый зал некачественного, испорченного товара, а также недостач при поступлении товаров от поставщиков. Именно поэтому работники магазина обязаны всегда обеспечивать квалифицированную приемку и минимизировать товарные потери.
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что залогом успешного развития любого торгового предприятия является получение прибыли. А прибыльная работа просто невозможна без увеличения покупательского спроса. Для этого в настоящее время многие торговые предприятия хотят обеспечить нужный контроль качества товаров для привлечения потребителя, что является его основополагающей характеристикой.
Таким образом, особо важный аспект работы любого торгового предприятия, влияющий на качество реализуемого ассортимента – это грамотная организация торгово-технологического процесса, качественная приемка товаров и предпродажное обслуживание. Эффективность такой работы позволяет сформировать грамотный и качественный ассортимент, снизить товарные потери и поступление некачественного товара.
Объектом исследования данной курсовой работы является приемка товаров по количеству и качеству в торговом предприятии. Предметом исследования данной курсовой работы является организация и проблемы приемки товаров по количеству и качеству в магазине «Виталюр».
Целью данной курсовой работы является изучение приемки товаров в магазине «Виталюр», ее организации, проблем и путей их решения.
1 Организация приемки товаров в современных условиях
1.1 Сущность и особенности организации приемки товаров
Приемка товаров является довольно важным элементом торгово-технологического процесса любого торгового предприятия – от нее напрямую зависит качество то¬варов, поступающих в торговый зал, а также культура обслуживания покупателей.
Приемка товаров в торговом предприятии осуществляется с участием материально ответственных лиц в соответствии со следующей документацией:
– Положение о приемке товаров по количеству и качеству;
– Положение о поставке товаров в Республике Беларусь;
– Уставы различных видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный) и правила перевозки грузов.
Нормы данных документов используются всех случаях, если стандартами, техническими условиями или договорами постав¬ки не предусмотрен иной порядок приемки товаров.
Положение о приемке товаров по количеству и качеству является основным документом, который регулирует приемку товаров. В Положении о приемке товаров четко регламентированы обязанности продавца (поставщика) и покупателя (магазина).
Приемка товаров по количеству и качеству может осуществляться покупателем как самостоятельно в одностороннем порядке, так и с участием следующих работников:
– продавец не ниже четвертого разряда, несущий материальную ответственность;
– работники торгово-промышленной палаты;
– работники центра стандартизации, метрологии и сертификации продукции [1, c. 123].
Изучим общие условия приемки. Приемка товаров по количеству и качеству может производиться как на складе покупателя, так и на скла¬де продавца, а также в любом другом месте. Перечень документов, в соответствии с которыми осуществляется приемка товаров по количеству и качеству:
– документы, указывающие на количество поступившего товара (товарно-транспортные накладные, товарные накладные, счета-фактуры, спецификации и др.);
– документы, указывающие на качество поступившего товара (удостоверения о качестве, сертификаты соответствия, декарации о соответствии ветеринарные свидетельства и др.);
– путевой лист водителя.
2 Анализ организации приемки товаров в магазине «Виталюр» ОДО «Виталюр»
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Виталюр» ОДО «Виталюр»
Общество с дополнительной ответственностью «Виталюр» было образовано в 1995 году. В настоящее время предприятие входит в перечень крупнейших импортеров рыбы и морепродуктов в Республике Беларусь. Основным направлением деятельности компании является оптовая и розничная торговля широким ассортиментом свежемороженой рыбы и морепродуктов, рыбной продукцией собственного производства, а также другими группами продовольственных товаров.
Сотрудничество с лучшими предприятиями по лову и выращиванию рыбы в мире, заключение эксклюзивных соглашений и собственная обширная сбытовая сеть – являются хорошими помощниками ОДО «Виталюр» для укрепления своих позиций и удерживания на протяжении многих лет репутации привлекательного делового партнера и надежного поставщика. Четко отлаженные, проверенные прямые связи с поставщиками-производителями рыбы и других товаров (их около 710), а так же наличие собственного производства по переработке рыбы, позволяют поддерживать ОДО «Виталюр» один из самых низких уровней цен на данную продукцию на рынке. Кроме того, «Виталюр» напрямую работает с поставщиками из Норвегии, России, Великобритании, Литвы, Латвии, Финляндии, Китая, а также стран Южной Америки и Азии.
Кроме оптовых закупок свежей рыбы в различных регионах ближнего и дальнего зарубежья, ее переработки и продажи в торговую сеть г. Минска и других городов, ОДО «Виталюр» занимается розничной торговлей через собственную сеть магазинов.
На сегодняшний день компания «Виталюр» представляет собой стабильную и успешно развивающуюся торговую сеть, коллектив которой насчитывает более 6300 человек. В состав сети «Виталюр» входят 64 магазина самых различных форматов по всей Беларуси (Минск, Гродно, Барановичи, Борисов, Бобруйск, Лида, Витебск, Дзержинск, Солигорск, Слуцк, Несвиж, Радошковичи, Молодечно, Жодино). Главный офис компании – это административный корпус (АБК) №1, расположенный в Минском районе на 9 км. Московского шоссе [12].
Организационная структура ОДО «Виталюр» представлена в Приложении A. Структура предприятия и его подразделений утверждается директором. Организационная структура ОДО «Виталюр» является линейно-функциональной.
3 Совершенствование организации приемки товаров в магазине «Виталюр»
3.1 Совершенствование работы, связанной с приемкой товаров
В предыдущем подразделе курсовой работы была проанализирована приемка товаров в магазине «Виталюр» по количеству и качеству. В результате проведенного анализа были выявлены следующие недостатки:
– отсутствие специальных приспособлений для выгрузки и размещения товара на складе магазина, из-за чего тратится на эту операцию очень много времени;
– на большинство товаров отсутствуют графики завоза, что приводит к затору и затруднениям при приемке;
– при получении неудовлетворительных результатов приемки, отметка о составленном акте не делается в самой товарно-транспортной накладной;
– качественный осмотр товара происходит в большей степени уже в процессе распаковки и предпродажной подготовки товара, по качеству тщательно проверяются только скоропортящиеся товары, что значительно увеличивает товарные потери в магазине;
– при обнаружении некачественного товара или несоответствия по количеству, товароведами магазина «Виталюр» не вызывается поставщик или его представитель для оценки результатов приемки.
На основании вышеизложенного, определим следующие пути устранения данных недостатков при приемке товаров по количеству и качеству в магазине «Виталюр»:
1) Разработка оптимальных графиков завоза для всех поставщиков товаров в магазин «Виталюр». Это необходимо для того, чтобы предотвратить затор автомобильного транспорта от поставщиков на подъезде к магазину или скопления больших партий товаров в месте приемки, на рампе. Составление оптимального графика завоза, грамотное распределение времени приемки товаров на каждого из поставщиков, а также рационализировать использование рабочего времени работников магазина «Виталюр».
Данный график завоза необходимо составить на основании данных оборачиваемости по отдельным группам товаров, а также с учетом сезонности того или иного товара, а также выходных и праздничных дней, в которые завоз товара не осуществляется. В данном графике завоза будет предусмотрено определенное время для каждого поставляемого в магазин товара. Данное время будет включать в себя: погрузочно-разгрузочные операции, проверку документального оформления поступивших товаров и непосредственно сам процесс приемки товара товароведом.
Заключение
Целью данной курсовой работы является изучение приемки товаров в магазине «Виталюр», ее организации, проблем и путей их решения. Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо решить следующий перечень задач:
Приемка товаров по количеству играет важную роль в деятельности торгового предприятия, так как при осуществлении правильной приемки значительно сокращаются потери товарно-материальных ценностей и недостачи при инвентаризации. Это все ведет к сокращению расходов торговой организации.
Кроме того, приемка товаров по качеству играет очень важную роль в сохранении качества товара. Ведь при приемке по качеству товар должен соответствовать требованиям стандарта, иметь правильную маркировку (транспортную потребительскую), должен быть правильно укомплектован и иметь хорошие сроки годности.
Правильное оформление документации при осуществлении приемки товаров по количеству и качеству в торговом предприятии очень важно. Необходимо, чтобы все было правильно заполнено, в наличии были документы, удостоверяющие качество товара. Это поможет не только проследить за выполнением договорных обязательств, но и решить все споры с поставщиком при их возникновении.
Все товарные потери, которые возникают при приемке товаров в торговом предприятии делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым потерям относятся: естественная убыль, бой и лом товаров, отходы при подготовке товаров к продаже. Ненормируемыми являются порча и недостача товаров сверх установленных норм.
Все предприятия торговли должны постоянно снижать возможные товарные потери, так как это позволит довольно значительно сэкономить затраты магазина и увеличить прибыль от реализации.
Общество с дополнительной ответственностью «Виталюр» было образовано в 1995 году. В настоящее время предприятие входит в перечень крупнейших импортеров рыбы и морепродуктов в Республике Беларусь. Кроме оптовых закупок свежей рыбы в различных регионах ближнего и дальнего зарубежья, ее переработки и продажи в торговую сеть г. Минска и других городов, ОДО «Виталюр» занимается розничной торговлей через собственную сеть магазинов. В состав сети «Виталюр» входят 64 магазина самых различных форматов по всей Беларуси.
Объектом исследования в данной курсовой работе является магазин «Виталюр», расположенный по адресу: Республика Беларусь, г. Минск, ул. Олега Кошевого, 9. Время работы данного магазина – с 9.00 до 23.00, без выходных и без обеда.
1 Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов, Л.С. Климченя. – Минск: БГЭУ, 2017. – 426 с.
2 Виноградова С.Н. Организация и технология торговли / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская. – Минск, Вышейшая школа, 2009. – 464 с.
3 Положение о приемке товаров по количеству и качеству: постанов-ление Совета Министров Республики Беларусь от 3 сент. 2008 г. № 1290 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №214, 5/28293. – 25 с.
4 Квасникова, В. В. Организация и технология торговли: краткий курс / В. В. Квасникова. – Витебск: УО «ВГТУ», 2016. – 86 с.
5 Климченя, Л. С. Организация и технология торговли: практикум / Л. С. Климченя, О. А. Боровская, В. В. Лагойко. – Минск: БГЭУ, 2008. – 235 с.
6 Раковец, В. Заполнение ТТН и исправление в них ошибок / В. Раковец // Финансы, учет, аудит. – 2014. – № 7. – С. 54-56
7 Пахбухчиянц, О.В. Организация и технология торговли: учебное пособие / О.В. Пахбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2014. – 294 с.
8 Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23: постановление министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. № 58 // Министерство финансов Республики Беларусь, 2016. – 12 с.
9 О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете: приказ министерства торговли Республики Беларусь 2 апреля 1997 г. № 42 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1997 г., №8/5941. – 36 с.
10 Сашникова, К. О. Развитие учета потерь при приемке товара в организациях торговли / К. О. Сашникова // Экономика глазами молодых : материалы VII Международного экономического форума молодых ученых, (Минск, 20-22 июня 2014 года) / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорус. гос. экон. ун-т», Совет молодых ученых БГЭУ. – Минск: БГАТУ, 2014. – С. 67-69.
11 Костенко, Е. М. Комплексная механизация и автоматизация торговли / Е. М. Костенко, А. И. Червинская // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы: сборник научных трудов / Белорусский гос. экон. ун-т, Дортмундская высшая школа, Высшая школа Миттвайда, Ин-т экономики НАН Беларуси, Балт. междунар. акад., Балт. Ин-т психологии и менеджмента. –Минск : А.Н. Вараксин, 2016. – С. 208-210.
12 Официальный сайт сети «Виталюр» [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://vitalyr.by.
13 Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия: учебное пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гаврикова. – Минск: Новое знание, 2002. – 240 с.
14 Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов / Л.И. Кравченко. – Минск: Высшая школа, 2015. – 430 с.
15 Индексы потребительских цен [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
16 Каплин, С.А. Организация и технология розничной торговли / С.А. Каплина. – М.: Феникс, 2013. – 336 с.