ВВЕДЕНИЕ
В ассортименте товаров, выпускаемых промышленностью и поступающих в продажу, насчитываются десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей. Для того, чтобы разобраться в нем и хорошо изучить все товары, необходимо сгруппировать и систематизировать это множество товаров, распределив их по отдельным подразделениям, т.е. классифицировать эти товары.
Классификация товаров является важной частью товароведения, для которой существуют общие принципы и правила, а также специфические особенности в зависимости от вида товаров. Ее значение в управлении ассортиментом и качеством товаров трудно переоценить. Она позволяет изучать в обобщенном виде (по группам) огромное количество разнообразных товаров и рационально организовывать торговлю ими: выявить обобщенные характеристики качества товаров, сформулировать общие требования к ним, разработать общие методы их испытания, организовать приемку и контроль их качества; изучить структуру ассортимента товаров, организовать рациональный учет их (по группам и внутри групп), составить обобщенные заявки на поставку товаров в необходимой номенклатуре и требуемого качества; организовать рациональное хранение товаров, исходя из их общих свойств.
Существование различных целей классификации (рациональная организация торговли товарами, удобство изучения товаров и др.) обусловило появление различных ее видов, а современные условия хозяйствования внесли определенные коррективы в них.
В настоящее время в связи с функционированием автоматизированных систем управления, обработкой экономической информации на ЭВМ, интенсивной автоматизацией торговых процессов классификация приобрела еще большее значение.
В учебном процессе классификация обеспечивает возможность изучения вопросов, подлежащих освоению студентами в соответствии с программами дисциплин. Одежные товары являются одной из непродовольственных товарных групп, освоение которых невозможно без использования классификации.
Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы. Ее целью является характеристика современных подходов к классификации товарной продукции и разработка учебной классификации одежных товаров.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
· дано понятие классификации и раскрыты ее принципы, правила, методы, а также достоинства и недостатки классификаций, построенных разнами методами;
· проанализирован видовой состав классификаций, существующий в настоящее время;
1 ТЕОРИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
Классификация товаров является составной частью товароведения как научной дисциплины. Она во многом определяет теоретическое и практическое значение товароведения.
Классификация (от латинского classic – разряд, класс и facer – делать, раскладывать) представляет собой систему соподчиненных понятий (объектов) в какой-либо области знания или деятельности человека, используемую как средство установления связей между этими понятиями (объектами), а также для точной ориентировки в многообразии понятий (объектов) [6, с. 61].
Классификация должна фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. Она также содействует движению науки по ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза, стимулирует развитие теоретических аспектов науки или техники, позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей. Развитие товароведения как научной дисциплины также невозможно без использования классификации товаров. Это правомерно и в отношении рациональной организации торговых процессов.
Значение классификации товаров очень велико. Оно заключается в следующем [1, с. 15; 13, с. 88]:
· способствует упорядочиванию терминологии;
· позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, что создает возможности для систематизированного изучения товаров и автоматизированной обработки информации о товаре;
· позволяет изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров;
· облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним;
· позволяет разработать групповые методы измерений и оценки потребительских свойств и качества товаров;
· группировка товаров по общности свойств служит основанием для разработки оптимальных методов упаковки, режимов хранения и транспортирования, соблюдения правил эксплуатации;
· служит базой для совершенствования системы стандартизации товаров;
· необходима при сертификации товаров;
· облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания;
· используется при организации товароснабжения;
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВИДОВОГО СОСТАВА КЛАССИФИКАЦИЙ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
В практике различных субъектов хозяйствования, в т.ч. в области товароведения, используется несколько видов классификации товаров: торговая, учебная, стандартная, общегосударственная, внешнеэкономическая [10, с. 53-57; 13, с. 109].
Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли [6, с. 77-80]. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, рациональному размещению их в торговом зале, организации складского хозяйства.
В практике торговли все товары разделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные товары.
Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: хозяйственные и галантерейные товары (текстильная, кожаная, металлическая галантерея); бытовые химические товары (клеящие материалы, лакокрасочные товары, моющие средства и др.); стеклянные товары (посуда, листовое стекло, ламповые товары); керамические товары (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия); строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы); мебельные товары (мебель деревянная и пр.); металлические товары (посуда, ножевые изделия, скобяные и замочные изделия, инструменты и др.); электротовары и бытовая техника (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы); текстильные товары (ткани, нетканые материалы, штучные изделия); швейные товары (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы); трикотажные товары (верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные и перчаточные изделия и др.); обувные товары (кожаная, резиновая и валяная обувь); меховые товары (меховые полуфабрикаты, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия); ювелирные товары и часы; бумага и изделия из нее, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, фото- и бытовая радиоэлектронная аппаратура, игрушки, спортивные товары. Отдельную группу составляют книги и другие печатные издания. Указанные группы иногда объединяют или, наоборот, разукрупняют. Например, стеклянные, керамические и металлические товары объединяют в группу посудохозяйственных товаров.
Продовольственные товары в торговой сети делят на бакалейные и гастрономические. К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т. е. продукты, требующие перед
3 РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ОДЕЖНЫХ ТОВАРОВ
Одежные товары характеризуются ассортиментным многообразием и включают все виды одежды и головные уборы. Учебная классификация способствует изучению этого многообразия, т.к. раскрывает множество объектов по максимальной совокупности признаков, что позволяет наиболее глубоко представить характеристику этой товарной группы.
На рисунке 8 схематично представлена сформированная фасетным методом классификация одежных товаров, включающая классификационные признаки, выделенные и раскрытые в различных источниках [2, 3, 7-9; 11, с. 37-41; 12, с. 377-386; 15, с. 152-155, 234-248]: технология изготовления; социальное назначение; условия эксплуатации; функциональное назначение; сезон носки; вид опорной поверхности; половозрастное назначение; вид изделия; размерный признак; форма изделия; фасон изделия; декоративная отделка; комплектность; сорт.
Раскроем перечисленные признаки классификации.
По технологии изготовления:
· швейные – изделия, изготовленные в условиях швейного производства из всех видов материалов, предназначенных для одежды и бельевых изделий;
· трикотажные – изделие, изготовленные в условиях трикотажного и швейного производства из трикотажного полотна или полурегулярновязаные, регулярновязаные, цельновязаные.
По социальному назначению:
· бытовая одежда – предназначена для ношения в бытовых и общественных условиях;
· производственная – для ношения в производственных условиях различных отраслей;
· форменная – это одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учащихся, для которых установлена форма.
По условиям эксплуатации:
· бытовую подразделяют на: повседневную, торжественную (для торжественных случаев), домашнюю (для работы и отдыха в бытовых условиях), рабочую (домашняя одежда для работы в бытовых условиях), спортивную (для занятий спортом);
· производственную – на: специальную (для защиты работающего от опасных и вредных производственных факторов), санитарную (для защиты работающего от производственных загрязнений).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Классификация имеет большое значение: как в теоретическом аспекте, так и в решении практических вопросов. В современном понимании классификация представляет собой систему соподчиненных понятий (объектов) в какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство установления связей между этими объектами, а также для точной ориентировки в многообразии объектов [1, с. 15; 13, с. 88].
Классификация всегда предполагает подразделение множества объектов на соподчиненные подмножества, которое осуществляется в соответствии с определенными принципами, правилами и методами [6, с. 61]. Объекты классификации многообразны: товары, их свойства, показатели качества, сырье и материалы для производства товаров, методы оценки и виды контроля их качества и др. Основное правило их классифицирования заключается в распределении этих объектов по отдельным категориям или ступеням .
Этапы разделения множества на составляющие его части носят название «ступени классификации». Ими являются: раздел, класс, группа, вид, подраздел, подкласс, подгруппа, подвид, артикул. Вид – одна из основных категорий – это конечный продукт производства, имеющий название, соответствующее его внутреннему содержанию и внешнему оформлению.
Признаки, положенные в основу распределения совокупности товаров по категориям, называют признаками классификации (классификационными признаками) [6, с. 61; 13, с. 90-91]. Сходство объектов по одному из этих признаков служит основанием их отнесения в одну из выделенных категорий. Важнейшими классификационными признаками непродовольственных товаров являются функциональное назначение, исходные материалы (сырьевой состав), область применения, способ производства (особенности технологии), особенности происхождения, характер отделки и др. Некоторые классификационные признаки встречаются реже и не во всех товарных группах: половозрастное назначение; условия эксплуатации; сезонное назначение; размерные признаки; комплектность; консистенцию; способ упаковки и др.
Совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества называют методом классификации. Совокупность методов и правил составляет определенную систему классификации: фасетную или иерархическую [1, с. 25-29; 6, с. 62-64].
Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы – фасеты. Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации. Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества. При этом на каждой ступени используется только
1 Алексеев, Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров : учеб. для вузов / Н.С. Алексеев, Ш.К. Ганцов, Г.И. Кутянин. – М. : Экономика, 1988. – 294 с.
2 Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности: ГОСТ 12566-88. – Введ. 01.01.1990. – Взамен ГОСТ 25294-81. – М. : Стандартинформ, 2006. – 16 с.
3 Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения: СТБ 947-2003. – Введ. 11.01.2003. – Минск : Госстандарт, 2003. – 10 с.
4 Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение: ГОСТ 1058191. – Введ. 01.01.1993. – Взамен ГОСТ 25294-82. – М. : Стандартинформ, 2006. – 15 с.
5 Классификатор продукции по видам экономической деятельности. Часть 1. Общегосударственный Классификатор Республики Беларусь: ОКРБ 007-2012. – Введ. 01.01.2016. – Взамен ОКРБ 007-2007. – Минск: Госстандарт, 2013. – 447 с.
6 Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения: учебник. – М.: НОРМА, 2007. – 448 с.
7 Одежда верхняя пальтово-костюмного ассортимента. Общие технические условия: ГОСТ 25295-2003. – Введ. 01.01.2006. – Взамен ГОСТ 25294-91. – М. : Стандартинформ, 2005. – 8 с.
8 Одежда верхняя платьево-блузочного ассортимента. Общие технические условия: ГОСТ 25294-2003. – Введ. 01.01.2003. – Взамен ГОСТ 25294-91. – М. : Стандартинформ, 2005. – 12 с.
9 Одежда. Размеры. Определение и обозначение, требование к измерению: СТБ ИСО 3635-2001. – Введ. 01.09.2002. – Введ. впервые. – Минск : Госстандарт, 2003. – 8 с.;
10 Петрище, Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров : учеб. для вузов . – М. : Дашков и К, 2004. – 512 с.
11 Справочник товароведа: (непродовольственные товары): в 3 т. / Асатурьян Н.Г., Викторов А.В., Зайцев Е.В. и др. – 3-е изд. – М. : Экономика, 1990. – 398 с. – Т. 3.
12 Сыцко, В.Е.Товароведение непродовольственных товаров: учебное пособие / Под ред. В.Е. Сыцко. – Минск: Выш. шк., 2014. – 671 с.
13 Теоретические основы товароведения: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Е. Сыцко. – Мн. : Вышэйшая шк., 2009. – 208 с.
14 Товароведение и экспертиза одежно-обувных товаров: пособие / В.Е. Сыцко, К.И. Локтева, Л.В. Целикова [и др.]. – Гомель : БТЭУ, 2009. – 236 с.
15 Товароведение одежно-обувных товаров. Общий курс : учеб. пособие для вузов / В.В. Садовский [и др.] ; под общ. ред. В.В. Садовского, Н.М. Несмелова. – Мн. : БГЭУ, 2005. – 427 с.
16 Товароведение, экспертиза и стандартизация : учеб. для вузов / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко, А.П. Снитко. – М. : Дашков и К, 2008. – 668 с.