Введение
1 Теоретические аспекты изучения психологических характеристик специалистов в коллективе транспортной компании
1.1 Предмет, задачи, методы и история транспортной психологии
1.2 Особенности трудовой и профессиональной деятельности в различных областях транспорта
1.3 Факторы эффективности профессиональной деятельности, надежности, безопасности на транспорте
2 Эмпирическое исследование психологических характеристик специалистов в коллективе транспортной компании
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования психологических характеристик специалистов в коллективе транспортной компании
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема психологии профессионала в современных условиях становится особенно актуальной, когда социальный и глобализационные процессы, происходящие в нашей стране и в мире в целом, способствуют возникновению объективных процессов глубоким изменениям профессиональной сферы, возрастанию роли профессионализма во всех областях деятельности человека. Внедрение профессиональных стандартов, создание новых организационно-психологических механизмов в транспортных компаниях выдвигает и новые требования к профессионализму и психологических характеристикам специалистов транспорта.
Человек на современном этапе развития науки и техники по-прежнему является наиболее важным звеном в системе управления производственными или транспортными процессами. Функции человека-оператора выполняют работники самых разных профессий – это водители автотранспортных средств, машинисты локомотивов, летчики, штурманы морских и речных судов, операторы кранов, манипуляторов и др. Содержание их деятельности связано с восприятием различной информации, ее анализом и переработкой, выполнением точных, правильных и своевременных действий по управлению транспортным средством или производственным процессом. Из-за недостаточного учета психологических, психофизиологических, антропометрических и других возможностей человека в конструкции систем управления происходит примерно 30-40% всех ошибок человека в авиации, более 60% тяжелых транспортных происшествий, более 50% аварий в энергосистемах [1].
Наличие аварийных ситуаций порождает проблему прогнозирования профессиональной успешности водителей автотранспорта подразумевает наличие целой системы факторов, достаточных для высоко вероятностного определения пригодности к данному виду деятельности. Профессиональная успешность и надежность водителя должны определяться не только медицинскими показателями, но и другими профессионально-важными качествами, такими как психофизиологические, личностные, мотивационные и другие качества.
Специалисты транспорта работают в условиях напряженности и высокой ответственности. Высокие скорости движения, рост интенсивности дорожного движения, большое количество перевозимых пассажиров, высокие требования к качеству перевозок, накладывают определенные требования к физическим, психофизиологическим и личностным качествам специалиста, обеспечивающего перевозочный процесс. Соответствие специалистов транспортной компании этим требованиям выступает важным фактором эффективности профессиональной деятельности, надежности и безопасности на транспорте.
1 Теоретические аспекты изучения психологических характеристик специалистов в коллективе транспортной компании
1.1 Предмет, задачи, методы и история транспортной психологии
У истоков транспортной психологии стоял немецкий психолог Г.Мюнстерберг, опубликовавший в 1910 г. первую работу по профессиональной оценке действий водителей городского транспорта и их водительского соответствия требованиям безопасности движения.
На Западе к описанию и определению стиля вождения преобладают типологический (основанный на изучении влияния личностных особенностей) и ситуативный подходы (рассматривающий влияние случайных, изменяющихся условий, в которых осуществляется вождение). Стилем вождения в концептуальном плане занимаются B. Elander, G. Miller, D. Yehiel, О. Taubman-Ben-Ary [2, с. 98].
Говоря о стиле вождения, Таубман Бен-Ари отмечает, что «человеческий фактор в вождении проявляется в двух элементах: это навыки вождения и стиль вождения. Стиль вождения связан с тем, как личность выбирает способы вождения, режимы движения, включая такие детали, как выбор скорости, маневрирование, обгоны. Он проявляется во внимательности водителя, в степени его уверенности в себе, а также в общей системе ценностей личности, которые проявляются в особенностях дорожного поведения» [2, с. 99].
В дальнейшем в транспортной психологии возникала область, рассматривающая факторы аварий и несчастных случаев. Изучением влияния индивидуальных качеств человека на несчастные случаи много занимался немецкий психолог К. Марбе. Он пришел к заключению, что склонность человека к совершению ошибок является следствием его неспособности достаточно быстро переключать свои установки и изменять свое поведение в соответствии с изменившейся ситуацией [3, с. 9].
Американский ученый У. Бингем, изучая аварийность у водителей автомобилей, обнаружил, что небольшая группа водителей за 2–3 года «набирала» столько несчастных случаев и аварий, сколько не набирали все остальные водители большого автомобильного предприятия. Изучая этих людей, У. Бингем выделил три характерные особенности «аварийщиков»: - эти люди чаще других совершали общественно неприемлемые поступки; - они имели больше дефектов в состоянии здоровья; - отличались худшими способностями (по результатам тестирования) [3, с. 10].
Сторонники психоаналитической школы, созданной австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом, считали, что любые ошибки, приводящие к несчастным случаям, являются результатом реализации подсознательных намерений жертвы извлечь из своего самопожертвования какую-то пользу для себя. Человек, сам того не подозревая, хочет бросить вызов тем, кто довел его до такого состояния [3, с. 11].
2 Эмпирическое исследование психологических характеристик специалистов в коллективе транспортной компании
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проводилось на базе транспортной компании ООО «А-Партнер».
Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 30 водителей в возрасте 25-40 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 15 специалистов со стажем работы до 5 лет и 15 специалистов со стажем работы более 5 лет.
Цель исследования: определить психологические характеристики специалистов в коллективе транспортной компании.
Объект исследования: специалисты транспортной компании.
Предмет исследования: психологические характеристики специалистов в коллективе транспортной компании.
Методики исследования:
1. Методика «Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае, П. Коста).
2. Методика «Удовлетворенность работой» В.А. Розанова.
3. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае, П. Коста).
Цель: выявление личностных характеристик.
Опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов: 1) экстраверсия – интроверсия; 2) привязанность – обособленность; 3) самоконтроль – импульсивность; 4) эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; 5) экспрессивность – практичность.
Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75.
Критерии оценки:
- высокие показатели (51-75 баллов);
- средние показатели (41-50 баллов);
- низкие показатели (15-40 баллов) (Приложение А).
Заключение
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что возникновение транспортной психологии вызвано интенсивными темпами научно-технического прогресса, а ее дальнейшее развитие – теми изменениями в жизни страны, которые вызваны возникновением и развитием рыночных отношений. С широким распространением автомобилей появилась автотранспортная психология как раздел транспортной психологии, объектом которой выступает водитель, а предметом – психическая деятельность при управлении автомобилем. Большое внимание в транспортной психологии стоит проблема определения пригодности к управлению транспортными средствами. Основными методами исследования в транспортной психологии являются следующие: наблюдение, беседа (анкетирование) и эксперимент. На современном этапе развития транспортной психологии повышается значимость изучения психологических факторов профессиональной деятельности специалистов транспорта.
Специфика трудовой деятельности специалистов транспорта обусловлена напряженными условиями труда и высокими требованиями к личности сотрудника. Водительская деятельность связана с обработкой информации относительно возникающих дорожных ситуаций, управлением динамикой транспортного средства и его местоположением в дорожной среде и в транспортном потоке. Тяжесть и напряжённость труда часто становятся причиной профессионального стресса, который может привести к серьёзным последствиям – профессиональному выгоранию и нарушению здоровья. Деятельность работников водного транспорта осуществляется в специфических условиях, которые заключаются в адаптации человека в условиях длительной изоляции, к жизни и работе в экстремальных условиях. Специалисты транспортной логистики в ходе организационно-управленческой деятельности испытывают большие нагрузки на нервно-психическую деятельность на фоне необходимости осуществлять контроль за многими процессами и принимать важные решения.
Эффективность работы специалистов транспорта зависит от состояния подвижного состава, от соблюдения норм режима труда и отдыха, психофизиологических особенностей специалиста. Важнейшими факторами эффективности профессиональной деятельности водителя выступают: условия труда, психологическая и профессиональная готовность к профессиональной деятельности, профессионально-важные качества, социально-психологические факторы. Надежность водителям представляет собой, при котором человек обеспечивает точное, эффективное, безошибочное, оптимальное, своевременное и успешное выполнение всех порученных ему функций. К основным факторам, определяющим надёжность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность, работоспособность, нервно-психическое напряжение.
1 Шабалина, О.А. Психофизиологические качества успешного водителя пассажирского автотранспорта и их экспресс-диагностика / О.А. Шабалина // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2019. – Вып. 3. – С. 74 – 77.
2 Лобанова, Ю.И. Вождение – как деятельность, поведение и стилевая характеристика / Ю.И. Лобанова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – Т. 5, № 4. – С. 97 – 107.
3 Капский, Д.В. Психофизиология участников дорожного движения (Автотранспортная психология): учебно-методическое пособие / Д.В. Капский, И.И. Лобач, П.А. Пегин. – БНТУ, 2016. – 302 с.
4 Буйленко, В.Я. Психологические особенности человека при управлении автомобильным транспортом: учебное пособие / В.Я. Буйленко, С.В. Жанказиев, В.В. Дементиенко, Ю.А. Короткова, М.В. Гаврилюк. – М.: МАДИ, 2017. – 172 с.
5 Душков, Б.А. Основы инженерной психологии / Б.А. Душков. – М.: Академический проект, 2002. – 576 с.
6 Соломин, И.Л. Основы транспортной психологии / И. Л. Соломин. – СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС. 2018. – 64 с.
7 Еселевич, С.А. Оценка профессиональной пригодности работников транспорта / С.А. Еселевич, Н.Ю. Бояринова // Материалы X Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». – Москва, 2011. – С. 166 – 169.
8 Кабалевская, А.И. Особенности гендерного поведения водителей / А.И. Кабалевская, А.И. Донцов // Вопросы психологии. – 2013. –№ 2. – С. 69 – 87.
9 Лобанова, Ю.И. О возможностях прогноза аварийности водителей / Ю.И. Лобанова // Вестник Южно-Уральского гос. Университета. – 2017. – № 1. – С. 74-87.
10 Фукин, А.И. Ценностные ориентации частных предпринимателей и наемных работников (на примере автоводителей) / А.И. Фукин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 77-81.
11 Смирнова, С.В. Влияние личностных качеств на профессиональную успешность водителей пассажирского автотранспорта / С.В. Смирнова, М.Н. Дятлов, А.Н. Тодорев, Е.Е. Родин // Технические науки в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф.- Москва: Буки-Веди, 2014. – С. 118 – 120.
12 Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление» / В.А. Бодров. – М.: Пер се, 2006. – 280 с.
13 Нушервони, Б.Х. Тяжесть и напряженность труда водителей пассажирского автотранспорта при работе в условиях большого города / Б.Х. Нушервони, А.Б. Бабаев // Вестник Авиценны. – 2019. – № 2. – С. 219 – 225.
14 Некрасова, М.М. Профессиональный стресс у водителей / М.М.Некрасова // Медицинский альманах. – 2012. – № 2. – С. 144 – 149.
15 Семыкин, С.Н. Особенности психологической адаптации к условиям профессиональной деятельности работников водного транспорта с разным стажем работы: автореф. дис. … канд. психол. наук / С.Н. Семыкин. – М., 2007. – 26 с.
16 Николашин, В.М. Подготовка специалистов в сфере инновационных транспортных логистических технологий и систем / В.М. Николашин, А.С. Синицына // Железнодорожный транспорт. – 2011. – № 3. – С. 68 – 70.
17 Гатен, Ю.В. Формирование социально-психологической компетентности будущих специалистов в транспортной логистике / Ю.В. Гатен // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – № 8. – С. 14-20.
18 Солодовченко, Ю.И. Транспортная психология. Часть 1 / Ю.И. Солодовченко, Н.В. Колмакова, Н.С. Негров. – Ростов н/Д.: Рос.гос. строит. ун-т, 2013. – 77 с.
19 Иванова, Е.М. Психология и эффективность деятельности субъекта труда / Е.М. Иванова // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 1. – С. 6 – 12.
20 Романов, А. Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
21 Бебинов, С.Е. Факторы обеспечения профессиональной надежности водителей автомобилей / С.Е. Бебинов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2016. – №2(5). – С. 1 – 9.
22 Порталова, М.А. Влияние психофизиологических особенностей личности водителя на надежность управления транспортным средством / М.А.Порталова // Общество и право. – 2009. – № 2. – С. 11 – 13.
23 Милерян, Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора / Е.А. Милерян // Очерки психологии труда оператора / под ред. Е.А.Милеряна. – М.: Наука, 1974. – С. 48 – 61.
24 Фурцева, Н.В. Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью его психофизиологических качеств / Н.В. Фурцева, А.Н. Злобин, К В.Катышева, Ю. Я. Комаров // Молодой ученый. – 2016. – № 29 (133). – С. 339 – 343.
25 Комаров, Ю.А. Определение профессионально важных качеств водителей, необходимых для эффективного управления пассажирским автотранспортом / Ю.А. Комаров // Наука и техника транспорта. – 2016. – № 2. – С. 14 –18.
26 Морковкина, Е.А. Исследование профессионально-важных качеств водителей транспортных средств / Е.А. Морковкина // Молодой ученый. – 2009. – № 3 (3). – С. 143 – 151.
27 Ермолаев, В.В. Контроль психоэмоционального состояния как необходимая компетенция для безопасного управления транспортным средством / В.В. Ермолаев // E-Scio. – 2019. – № 2. – С. 1 – 13.