Введение
1 Историография и источники
2 Смутное время 1671–1711 гг. и «Великая революция» 1711 г.»
3 Переходный период 1711–1730 гг. Изменения в административно-управленческом аппарате Египта и его фактическом статусе в Османской империи
4 Расцвет мамлюкского государства в период правления Ибрагима Кетходы (1744–1754 гг.)
5 Правление Али-Бея, его внутренняя и внешняя политика. Начало борьбы с Портой и её итоги
6 Кризис 80-х – начала 90-х годов 18 в.: расцвет в Египте исламского фундаментализма, возвращение в страну турецких властей и последствия их деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Египет в рамках изучаемого нами временного периода представлял собой провинцию Османской империи, во главе которой находился определённый губернатор-паша. Данный губернатор имел резиденцию в главном городе Египта – Каире. Для руководителей Османской империи характерной являлась стабильность в рамках экономической обстановки в провинциях, в которой султаны Османской империи использовали мамлюков как часть военной и гражданской администрации. Приоритет Османского влияния в рамках египетской административно-политической системы не означал полное отсутствие мамлюкской военно-политической и административной организации в Египте, что определило её другую форму – мамлюкско-османский кондоминиум – совместное господство.
Представители мамлюков получили определённое направление в своей деятельности: некоторые оказались в составе османских военных частей, либо сформировали собственные военные объединения, которые могли определяться как вспомогательные формирования, находившиеся под командованием властей. Данные представители мамлюкского государства входят в состав османской администрации, целью которых является определение своих основных сил для новой стадии политического реванша. Именно благодаря данным мамлюкским чиновникам к концу 17 в. этой группе удалось установить полный контроль над государством.
При определении истории Египта под гнётом Османской империи можно отметить, что данный факт представляет собой череду повторяющихся конфликтов, определяющих особенности взаимодействия между членами правительства и представителями Порты в Египте. Данные конфликты своей целью представляли стремление к контролю над правительственной иерархией, а также овладение источниками богатства и доходов в стране [1, с.55].
При определении актуальности данной курсовой работы необходимо выделить следующие особенности: развитие мамлюкского эмирата в конце 17 и 18 в. оказало большое влияние на историческую судьбу данной наиболее крупной арабской провинции Османской империи. Изучение проблематики данной темы поможет выявить и дать оценку мамлюкского эмирата в рамках данного исторического и временного периода. Изучение данной тематики определяется как выявление особенностей правления «мамлюкской элиты», которая проявилась в неспособности проводить модернизацию в стране, что в итоге привело к её исчезновению с исторической сцены.
Объект исследования: Египет конца 17 – 18 в.
Предмет исследования: мамлюкский эмират в Египте в конце 17 – 18 в.
Цель курсовой работы: изучить и охарактеризовать мамлюкский эмират в Египте в последний период его истории (конец 17 – 18 в.).
1 Историография и источник
Решение задач, поставленных в данной курсовой работе, требует конкретной отсылки к различным источникам и научной литературе. В советской науке специальных исследований, направленных на изучение истории арабских стран, не существовало, поэтому до середины 20 в. история Египта 17–18 вв. оставалась в советской историографии своего рода «белым пятном». Лишь в последние десятилетия, благодаря исследованиям таких учёных как Ф.М. Ацамба, Е.И. Зеленева, М.С. Мейера, С.А. Кириллиной, Т.Ю. Кобищанова, Е.А. Смирновой, М.Ю. Илюшиной и т.д. этот пробел в советской историографии можно считать частично заполненным. Также, данному исследованию поспособствовали такие факторы как появление новых источников, связанных с историей Египта 17-18 в., позволили определить особенности изучения данной проблематики, которая позволила расширить объём и содержание её деятельности.
При анализе деятельности такого автора как Ф.М. Ацамба, необходимо отметить множество вопросов, которые определили развитие египетского общества в период Османской империи. При анализе книги «Религия и власть»: ислам в Османском Египте (ХVIII – первая четверть XIX в.), данный исследователь совместно с исследователем С.А. Кириллиной анализировал особенности 18–19 вв. [2, с. 66].
Анализ диссертации М.Ю. Илюшиной «Мамлюкский политический режим в Египте в XVIII веке (1711–1798 гг.): основные направления внутренней и внешней политики» показал, что в себе несут такие явления как формирование мамлюкского политического режима, который был создан в османском Египте, а также определяются такие особенности как формирование определённой внутренней и внешней политики мамлюков в период с 1711 по 1798 г.
Данный автор чётко определял особенности формирования политических аспектов в рамках мамлюкского политического режима. Путём историко- генетического метода данный автор определяет основные аспекты возникновения мамлюкского политического режима, а также его влияние на историю Египта в целом [3].
Статья А.А. Куделина «Организация власти в османском Египте: механизм взаимодействия внутри треугольника «Мамлюки-Оджаки-Османская администрация» (середина ХVI – середина XVIII в.)». В рамках данной статьи происходит анализ участия мамлюкской элиты в управлении конкретной провинцией, а также выделение основных аспектов противостояния таких группировок как Касымия и Факария, а также определялись факторы взаимодействия между мамлюкской элитой, руководством военных корпусов (оджаков) и османской администрацией.
В рамках данного источника мы можем определить стремление автора отметить особенности взаимодействия основных провинций Египта, таких как мамлюки, оджаки, а также представители Османской администрации.
2 Смутное время 1671– 1711 гг. и «Великая революция 1711 г.»
Для эпохи смутного времени (1671–1711 гг.) в основном характерными являются такие особенности как множество междоусобных столкновений различных группировок. Итогами столкновений является возвышение в рамках государственной власти, а также формирование определённой системы государственной власти за счет замены чиновников, занимающих государственные должности на угоду местным властям.
Прохождение каждого столкновения и противоборства зависело от особенностей экономического и структурного кризиса в стране. На изучаемый период времени хозяйственной системе Египта был нанесен колоссальный ущерб, который оказывал негативное влияние на жизнь и качество жизни населения страны. Для двух поколений жителей Египта характерными являются такие явления как постоянный рост цен и дефицит товаров первой необходимости. Реалиями того времени являются постоянные поборы, конфискации, налоги, которые определяли неудовлетворительное состояние жизни населения.
По мнению такого исследователя как Ал-Джабарти, кашифы постоянно носились по селениям и собирали нескончаемые налоги. Если селение не позволяло себе уплатить высокие налоги, то селение грабили, а в последствие сжигали его дотла [14, с.102].
Крайне сложно проходил процесс развития ремесла и торговли. Большинство ремесленников не имели уверенности в том, что они смогут в последующем пользоваться доходами от своей деятельности. Основными направлениями развития мамлюкской организации является грабёж и различные вымогательства.
Для экономического положения того времени характерными являются такие особенности как дефицит продуктов и постоянный голод. Этот голод вызывал недовольство населения, что порождало хаос, недовольство властями и постоянно собирались объединения, направленные на борьбу населения за собственное выживание.
К 18 в. мамлюки определили своё влияние в рамках оджаков в такой степени, что османские военные, которые направляют свою деятельность на поддержание султанской власти в Египте, потеряли свою лояльность и к определённым правительственным организациям, что привело к определённым междоусобным столкновениям между различными группировками.
При определении особенностей формирования определённого типа борьбы между Османским Египтом и оджаками главной целью являлось определение контроля за источниками дохода и покровительство торгово-ремесленному населению Каира. При определении особенностей взаимодействия верхушки янычарского оджака и шести оджаков с другой. Наиболее острые моменты пришлись на начало 1709 г. [15, с.113].
3 Переходный период 1711–1730 гг. Изменения в административно-управленческом аппарате Египта и в его фактическом статусе в Османской империи
Как говорилось ранее, события 1711 г., которые в последствие назвали «Великой революцией 1711 г.», ознаменовались тем, что мамлюки взяли власть в собственные руки и сформировали свою собственную политическую систему. Новая египетская государственность представляла собой важную систему власти, которая строилась на основе жёсткой борьбы.
Враждебные взаимоотношения между беями Касымии оказали негативные взаимоотношения между оджаками. Основной корпус Мутафарика представил собой два новых лагеря. Около шести офицеров из партии Черкеса стали противниками тех, кто поддерживал Исмаил-Бея. После этого в апреле 1723 г. вспыхнуло восстание, в ходе которого Исмаил-Бей стал контролировать данную ситуацию. В течение нескольких лет Исмаил-Бей со своим войском удерживали власть и успешно формировали противостояние.
Однако, в 1724 г. Исмаил- Бей погиб в результате спланированного нападения, во главе которого стоял Мухаммад Черкес. Вместе с ним был убит и верный мамлюк его отца. За период своей власти Исмаил-Бей сумел достичь важных результатов в рамках восстановления силы мамлюков. Зу-ль-Факар, который организовал убийство Исмаил-Бея, был назначен кашифом провинции аль-Мануфия. Его главной целью являлось уничтожение всех последователей Исмаил-Бея. Однако, в рамках восстания было возвышение дома Каздоглия, в рамках которых были установлены тесные связи с военными старшинами.
Окончание противостояния между Факарием и Касымием пришлось на 1730 г. В рамках месяца Рамадан группа мамлюков Касымия ворвалась в дом Зу-ль-Факара и он был убит. Через довольно непродолжительное время погиб Муххамад Черкес. Отряд мамлюков Факария оттеснил войско Черкеса к самым берегам Нила. В ходе данного противостояния мамлюки Зу-ль-Факара принесли поражение войску Касымии, в рамках которого данный дом перестал существовать [19, с.113].
При анализе деятельности Муххамада Черкеса необходимо отметить тот факт, что он был первым мамлюкским беем, которому дали титул «шейх-аль-балад» или в переводе «правитель государства». Данный титул связан с получением в рамках его деятельности следующих результатов: его отличали стремление к неповиновению определённым османским властям и смещения неугодных власти руководителей. При определении особенностей правления «дома» Касымии необходимо отметить, что его деятельность оказала влияние на укрепление власти мамлюков и продвижения своих людей в рамках управления страной.
4 Расцвет мамлюкского государства в период правления Ибрагима Кетходы (1744-1754 гг.)
После 1730 г. отмечается стабилизация экономического положения Египта. В течение почти полувека население страны не испытывало нужды в товарах. В период с 1737 г. по 1783 гг. сохранялся устойчивый уровень цен. Наблюдалось их повышение, что, однако, являлось следствием падения стоимости самих денег из-за несовершенства османской хозяйственной системы, а египетские власти не находили путей по её модернизации.
Периодом наивысшего расцвета Египта под управлением мамлюков стало правление Ибрагима Кетходы (1744–1754 гг.), являвшегося главой дома Каздоглия, имевшего поддержку янычарского корпуса. Власть в его руках оказалась после очередного военного переворота, имевшего место в 1744 г. Ибрагим Кетхода вплоть до августа 1747 г. делил её ещё с пятью другими организаторами переворота, но, решив стать единоличным правителем Египта, он жестоко с ними расправился. После этого, он в июле 1748 г. подавил мятеж Хусейн-бея, вставшего на защиту пятерых других организаторов переворота.
Его партнером стал Ридван-бей из корпуса азабов, возглавлявший менее значительную группировку ал-Джалфийя. Роли в этом дуумвирате были распределены весьма чётко: Ридван-бей был «молчаливым партнёром» Ибрагима. Каждый, кто хотел добиться какого-либо высокого положения в Египте, должен был сначала сделать «подарок» Ибрагиму Кетходе, а затем Ридван-бею в размере 1/3 от подношения, полученного его влиятельным союзником [24].
Такие руководители как Ибрагим Кетхода и Ридван-бей были у власти посредством принадлежности к элите оджаков, а в мамлюкской иерархии они не занимали высокое место.
Правление дуумвирата Ибрагима Кетходы и Ридван-бея – последняя стадия перед переходом власти от элиты оджаков к мамлюкским беям. Ридван-бей был вынужден сделать беями не своих мамлюков, а мамлюков Ибрагим Кетходы.
Правление Ибрагима Кетходы носило диктаторский характер. Население было обложено тяжёлой данью, общество было пронизано шпионами, малейшее неповиновение каралось смертью. Правитель испытывал страх перед насильственной смертью, поэтому предпринимал всевозможные меры безопасности, чтобы не пасть от руки изменника. Например, в столице имелось несколько дворцов, и никто не мог точно знать, в каком из них он останется на ночь [25].
5 Правление Али-бея, его внутренняя и внешняя политика. Начало борьбы с Портой и её итоги
В Каире развернулась ожесточённая борьба за власть между различными группировками правящего дома Каздоглия. После нескольких лет борьбы победу одержал значимый правитель из египетских мамлюков Али-бей по прозвищу Аль-Кабир («Большой», «Великий»), который в 1760 г. был провозглашён главой бейликата с титулом «шейх аль-балад» [25].
Новый правитель страны был достаточно молод (29 лет), он был выходцем из семьи православного священника, по происхождению – абхаз. В юном возрасте он был похищен и перевезён в Египет, где уже получил образование в доме Ибрагима Кетходы.
Представители иностранных государств отмечали его ум и отвагу в сочетании с коварством и жёстокостью к врагам. Вокруг Али-бея в Каире сложилась группа его соратников, разделявших его честолюбивые замыслы. В эту группу вошли мамлюки кавказского происхождения, а также христиане, среди которых особенно выделялся венецианец Карло Розетта и группа униатов из Сирии.
На протяжении 60-х годов 18 в. проводил в жизнь политику, направленную на установление своей неограниченной власти в стране. Первые годы правления Али-бея прошли в борьбе с бедуинами и мятежными мамлюкскими беями. Конкурирующие мамлюкские кланы несколько раз отстраняли его от власти. В марте 1766 г. ему пришлось бежать из Каира, но уже в сентябре 1767 г. он вновь вернулся в столицу, где восстановил своё лидерство в бейликате. Спустя два года Али-бей укрепил своё положение в стране, расправившись с оппозицией. [26].
По воспоминаниям хрониста Абд ар-Джабарти, «Али-бей изгнал свыше двадцати эмиров из окружения Абд Рахмана. Эта высылка расчистила поле действий для Али-бея и его приближенных, они воспрянули: стало усиливаться и разрастаться чинимое ими зло, что продолжается вплоть до наших дней»
Али-бея отличали такие качества как способность к предательству, причём даже близких сподвижников, беспощадность, что разительно выделяло его на фоне других претендентов на власть в Египте. Его иногда называли Али-джин, что означает Али-демон, а за счёт своего роста и физической силы он получил прозвище «Раздвигающий облака» [24].
Борьба между мамлюкскими беями проходила на уровне дворцов и практически никак не влияла на повседневную жизнь Египта. В городской и сельской местности сохранялся порядок. Стихийные бедствия имели место, но тем не менее страна переживала экономический подъём.
Али-бей мечтал о возрождении былого величия Египта, хотел, чтобы государство стало могущественным и процветающим с сильной армией и флотом. Он представлял недостаток и отсталость страны, а также необходимость её реформирования, в основе которого лежал, в рамках главного очага, янычар.
6 Кризис 80-х – начала 90-х годов 18 в.: расцвет в Египте исламского фундаментализма, возвращение в страну турецких властей и последствия их деятельности
После смерти Али-бея власть в стране перешла в руки Мухаммед-бея Абу аз-Захаба (1773–1775 гг.). Мухаммад-бей сделал успешную карьеру, а в 1768 г. стал одним из самых влиятельных и сильных мамлюков в Египте. Он начал формирование своего «дома», используя все возможности, чтобы пополнить личную казну. Предпринимательская активность Абу-аз-Захаба создала ему экономическую базу для укрепления политических позиций. Опираясь на приобретенное финансовое влияние, Абу-аз-Захаб в 1772 г. вынудил Али-бея покинуть страну и фактически стал лидером бейликата [21]. Он не только возобновил выплату ежегодной дани Османской империи, но и пообещал великому визирю вернуть долги за предыдущие три года, принял в Каире нового пашу, присланного из Стамбула.
После кончины Мухаммад-бея Абу-аз-Захаба управление Египтом оказалось в руках Ибрагим-бея, ставшего шайх ал-баладом, и его соправителя –Мурад-бея. Годы их правления характеризуются крайней политической нестабильностью в связи с практически безостановочной борьбой за власть друг с другом и с другими претендентами. И Ибрагим-бей, и Мурад-бей стремились увеличению своих доходов. По этой причине они сократили или прекратили выплачивать дань Стамбулу, отчисления Священным городам, содержание улама, а также оплачивать деньги за обеспечение безопасности хаджа бедуинским племенам. В дополнение к этому Мурад-бей постоянно собирал все новые чрезвычайные налоги с сельских жителей Нижнего Египта, где его власть была наиболее сильной [24].
При анализе политической ситуации в Османском Египте необходимо отметить такую специфику как необходимость борьбы с определёнными сепаратистскими тенденциями с точки зрения пришлых мамлюков, которым удалось сформировать верховную власть в Египетском пашалыке. Так как и мамлюки и османы стали связаны с местным населением, то основной национальной политической силой стало египетское мусульманское духовенство.
Ислам лежал в основе идеологии Египта, определяя мироощущение его жителей, их морально-нравственные ориентиры и поведенческие стереотипы.
При наличии условий ожесточённой борьбы между носителями светской власти значительно возрастала роль духовенства и духовных авторитетов в процессе улаживания определённых конфликтов. Все слои населения Египта обращались к ним, чтобы главная беспристрастная организация помогла им в решении определённых проблем. Духовные организации не только стали определёнными хранителями многовекового наследия, но в то же время приобретали роль конкретных политических лидеров, которые могли влиять на конкретные политические события исторического плана.
Заключение
В новых условиях, сложившихся в 17 веке, мамлюки вновь обрели ведущие позиции в стране, реализуя свои политические и экономические устремления, практически неконтролируемые. В 1711 году в результате «Великой революции» мамлюкам удалось временно установить свою власть в Египте. Они продолжали формально признавать верховную власть османских султанов, но наместники султана (паши) были фактически лишены власти.
Политическая жизнь в Османском Египте со второй половины 17 в. до 30-х годов 18 вв. характеризуется постоянной борьбой между мамлюкскими «домами» Факарии и Касымия. К концу первой трети XVIII в., истощённые почти столетним противостоянием, «дома» Факарии и Касимии настолько ослабили друг друга, что открыли путь к власти меньшим мамлюкским «домам», у которых не было шансов победить в других условиях.
Формирование организаций, значительное усиление власти мамлюков в Египте и продвижение «дома» Каздугли– военно-политического объединения, не имевшего достойных конкурентов ни в османской, ни в мамлюкской среде, создало предпосылки для объединения Египта под властью сильного и независимого от правителя Высокой Порты. Правление Али Бека стало кульминацией мамлюкского политического режима, который, используя механизм Бейликата, установил режим единоличной диктатуры, основанный на военных и административных методах управления. Утверждение мамлюков в качестве высшей военной, политической и экономической силы в Египте стало признаком изменения баланса социальных сил в пользу местного населения и ослабления всех форм зависимости от Османской империи.
События последней четверти 18 в. показали, что мамлюкский режим в значительной степени устарел, так как ни один из лидеров египетской военной элиты не смог установить свой контроль над всей территорией пашалака в течение длительного времени. Попытка Османской империи вернуть своё влияние в Египте потерпела неудачу. В очередной раз мамлюкский политический режим и вся социальная система Египта продемонстрировали поразительную стабильность. Внутренних кризисных факторов, даже при внешнеполитическом давлении, оказалось недостаточно, чтобы сбалансировать систему.
1. Всемирная история // Мир в XVIII веке – М.: Наука, 2013. – 254 с.
2. История Востока / А.М. Тимофеенко. – М.: Восточная литература, 2000.– 696 с.
3. Илюшина, М.Ю. Мамлюкский политический режим в Египте в XVIII веке (1711–1798 гг.): основные направлении внутренней и внешней политики: автореферат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konf.x–pdf.ru/18politologiya/296531–1.
4. Куделин, А.А. Организация власти в Османском Египте: механизм взаимодействия внутри треугольника «Мамлюки–Оджаки–Османская администрация» (XVI – середина XVIII в.) /А.А. Куделин //Вестник Московского ун–та. – Сер. 13. Востоковедение. – 2009. – № 2. – С. 21–37.
5. Гарри, А. История Египта /А. Гарри [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/239419.
6. Смирнов, В.Е. «Роль военной организации в формировании и развитии социально–политической структуры османского Египта: XVI–XVIII» вв.» / В.Е. Смирнов. – М.: Академия, 2010. – 358 с.
7. Кобищанов, Т.Ю. Русские мамлюки в Османском Египте / Т.Ю. Кобищанов // Вестник Московского ун–та. – Сер. 13. – Востоковедение. – 2008. – № 2. – С. 47–59.
8. Зеленев, Е.И. Государственное управление Египтом и Сирией в османский период в XVI–начале XX в.: принципы и основные тенденции: автореферат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/.
9. Куделин, А. А. Эволюция социально–политических институтов Османского Египта: XVII – первая половина XVIII в.: автореферат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/.
10. Кириллина, С.А. Ислам в Османской Египте в XVIII – первой трети XIX в.: социально–политические и идеологические функции: автореферат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/.
11. Мейер, М.С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса / М.С. Мейер – М.: Наука, 1991. – 261 с.
12. Прусская, Е.А. Египет в сочинениях французских путешественников К.–Э. Савари и К.–Ф. Вольнея в конце XVIII в. / Е.А. Прусская // Вопросы истории. – 2012. – №1. – С.111–112.
13. Абд ар–Рахман, ал–Джабарти. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий /Абд ар–Рахман ал–Джабарти / пер. с араб., предисл. и примеч. Х.И. Кильберг. – М.: Наука, 1978. – 239 с.
14. Абд ар-Рахман ал-Джабарти. Хроника Египетских событий /Абд ар–Рахман ал–Джабарти / пер. с араб., предисл. и примеч. Х.И. Кильберг. – М.: Наука, 1962. – 369 с.
15. Ланда, Р.Г. История арабских стран / Р.Г. Ланда. – М.: Восточный институт, 2005. – 320 с.
16. Куделин, А.А. Борьба за власть в османском Египте начала XVIII в. в отражении арабо–османских хроник / А.А. Куделин. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https:https://cyberleninka.ru/article/n/borba–za–vlast–v–osmanskom–egipte–nachala–xviii–v–v–otrazhenii–arabo–osmanskih–hronik.
17. Илюшина, М.Ю. Политический кризис в Египте в начале XVIII в. между мамлюкскими «Домами» Факария и Касимия в Египте / М.Ю. Илюшина //Вестник С.–Петерб. ун–та – Сер. 9. – 2008. – С. 112–123.
18. Илюшина, М.Ю. Письменные источники по изучению мамлюкского феномена в Египте в османский период (XVI–XVIII вв.) / М.Ю. Илюшина // Вестник С.–Петерб. ун–та. – Сер. 13. – 2009. – С. 76–93.
19. Илюшина, М.Ю. Политический кризис в Египте в начале XVIII в. между мамлюкскими «Домами» Факария и Касимия в Египте / М.Ю. Илюшина //Вестник С.–Петерб. ун–та – Сер. 9. – 2008. – Вып. 4 (ч.1.) – С. 112–123.
20. Вольней К.Ф. Путешествие в Сирию, Египет в 1783, 1784, 1785. /Volney C.–F. Voyage en Syrie et en Égypte, pendant les années 1783, 1784 et 1785. – 2 vol. – Paris, 1785 – 289 с.
21. Куделин, А.А. Взаимодействие центра и периферии. Порта и египетский пашалык (XVI–XVIII вв.) / А.А. Куделин //Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность. – М.: РУДН, 2008. – 289 с.
22. Ацамба, Ф.М. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII– первая четверть XIX) / Ф.М. Ацамба, С.А. Кириллина. – М.: Изд–во Московского ун–та, 1996. – 160 с.
23. Ацамба, Ф.М. Система административного управления Египетской провинции Османской империи (XVII–XVIII вв.) / Ф.М. Ацамба. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.by/search/?clid=9582&text.
24. Куделин, А.А. Социально–политический облик улемов Египта XVII–XVIII /А.А. Куделин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno–politicheskiy–oblik–ulemov.
25. Гринин, Л.В. Политические процессы в Османском Египте XVI–XVIIIвв. и теория развития государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/.
26. Хотко, С.Х. Черкесские мамлюки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apsnyteka.org/1622–khotko_s_tcherkesskie_mamliuki.html.