ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЯМ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие концепта «семья» в психологии
1.2 Сущность понятия семейного кризиса в психологической науке
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСОВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Характерные особенности кризисов семейных отношений по годам
2.2 Способы выхода из кризисных семейных отношений
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Семья – один из старейших социальных институтов. Она возникла в недрах первобытного общества гораздо раньше, чем классы, нации и государства. Социальная ценность семьи проистекает из ее «производства и воспроизводства» непосредственной жизни, воспитания детей, формирования их индивидуального сознания. Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социальные, экономические и культурные процессы (как положительные, так и отрицательные), происходящие в ней. На семью и ее моральное состояние оказывают непосредственное влияние экологические факторы социальной среды.
Конфликты преследуют людей повсюду в современном мире. На работе, в школе, в магазине – нужно уметь правильно обходить нежелательные ситуации и разговоры, аккуратно сводя к «нет» недоразумения, чтобы сохранить нервы себе и окружающим, сохраняя при этом свое достоинство.
Современная семья и ее проблемы являются предметом исследований в области психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики, изучения динамики эмоциональных отношений в браке, причин одиночества в семье и его распада, особенностей семейного воспитания. Как социальный институт, семья определяет стабильность общества и его способность пополнять население в каждом следующем поколении. Поэтому общество в целом заинтересовано в создании условий для продуктивного функционирования семейной системы, успех которой во многом зависит от качества отношений между браком, семьей и детско-родительскими отношениями.
Изучение процесса формирования и развития семьи, ее роли в жизни общества и каждого человека в отдельности является важным для педагогов и психологов. Знание закономерностей семейных отношений с позиций их влияния на развитие личности позволяет проводить практическую психолого-педагогическую и консультативную работу с семьями, помогать перестраивать взаимоотношения в супружеской и детско-родительской подсистемах, повышать уровень их функциональности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЯМ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ.
1.1 Понятие концепта «семья» в психологии
В научной литературе существует множество определений понятия «семья». Она может быть обозначена как социальный институт, как ячейка общества, как небольшая группа родственников, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство.
Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие от, например, социологического и экономического) имеет свои особенности. При таком подходе семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, в котором удовлетворяются специфические потребности людей, связанных между собой определенными родственными связями [19].
Это пространство представляет собой достаточно сложную структуру, состоящую из различных элементов (ролей, должностей, коалиций и т.д.) и системы взаимоотношений между ее членами. Таким образом, структура существует по законам живого организма, т.е. имеет естественную динамику и проходит ряд этапов и стадий своего развития.
Семья – группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия – объединять удовлетворение различных потребностей [10].
Основной характеристикой семейного взаимодействия является сочетание удовлетворения различных потребностей членов семьи. Семья позволяет удовлетворять потребности, лежащие в основе развития личности. Наиболее известной классификацией этих потребностей является та, которая была предложена одним из основателей гуманистической теории личности А. Маслоу.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСОВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Характерные особенности кризисов семейных отношений по годам
Как и в каждых отношениях, в семейных узах присутствуют определенные этапы. По разным вариантам они различны, и варьируются. Кто-то предпочитает описывать каждый год, а кто-то утверждает, что кризис бывает только раз в десять лет. Вот несколько вариантов деления на этапы семейные отношения.
Первый вариант: поиск; знакомство; удовлетворение потребностей (как правило, самое большое количество кризисов на этом этапе); обмен; единение (самая неконфликтная стадия).
Второй вариант: конфетно-букетный период; насыщение; отрицание (как правило, самое большое количество кризисов на этом этапе); терпение; уважение; дружба; любовь (самая неконфликтная стадия);
И, наконец, третий:
- Первый год;
- Три-пять лет;
- 15-20 лет;
- Взрослые дети съезжают от родителей.
В первый год самое большое количество разводов. Как правило, в этот период молодая пара съезжается и впервые познает совместный быт. Бытовые нужды, вредные привычки – возникает много споров, недовольств. Самые частые скандалы возникают на тему:
1. Вынос мусора.
2. Мытье посуды.
3. Уборка.
4. Оплата жилья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликты всегда были и всегда будут в окружающем нас мире. Важно только понять их смысл. Это не путь назад, это путь вперед, путь к более тесной коммуникации. В конце концов, сила пары тоже определяется временем. Нужно уметь прощать, любить, понимать, несмотря на препятствия. Конфликтология играет важную роль в жизни людей. Она существует на официальном уровне, ее можно изучить, чтобы более полно принять своих близких. На эту тему существует много литературы и кино. Как сказал Льюис Косер, конфликт – это не только решение, но и факт существования. Иногда это помогает выпустить пар, прояснить мысли или указать на недостающие элементы. Ему не стоит бояться, хотя к нему нужно относиться с должным вниманием.
Семья – это ячейка общества. Мужчины и женщины – это основа. И чем здоровее клетка, тем больше из нее вырастут дети. Но вы должны понимать, что ребенок уйдет, и теплые отношения супругов должны остаться.
Поэтому важно проводить много времени вместе, получать общие увлечения и интересы. Рано или поздно страсть уйдет, и время дружбы и настоящей любви уйдет. А для того, чтобы все этапы прошли гладко, необходимо обратить внимание на такое простое и естественное явление, как конфликты.
1. Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин – 2-е изд., – Питер, 2006. – 249 с.
2. Зритнева, Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «Соц. Работа». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
3. Коренева, Е.П. психология семейного кризиса: подходы к семейному консультированию при ненормативных кризисах [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-semeynogo-krizisa-podhody-k-semeynomu-konsultirovaniyu-pri-nenormativnyh-krizisah.
4. Котельникова Ю. С. Психологическая характеристика нормативных кризисов супружеских отношений в молодой семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-normativnyh-krizisov-supruzheskih-otnosheniy-v-molodoy-semie.
5. Крюкова, Т.Л., Сапоровская, М.В., Куфтяк, Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т.Л. Крюкова. – М.: Речь, 2005. – 348 с.
6. Маршак, А.Л. Общая социология / Серия «Высшее профессиональное образование» / А.Л. Маршак. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 284 с.
7. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу. – Питер: Мастера психологии. – 2014. – 400 с.
8. Немов, Р.С. Общая психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
9. Первухин, Л.И. Основы социологии. Курс лекций. Для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений. / Под ред. Л.И. Первухина. Московская типография. – 2007. – №9. – С. 35.
10. Посысоев, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/30681.
11. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
12. Радугин, А.А. Социология: курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2009. – 160 с.
13. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для студентов вузов / Л.Д. Столяренко – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2000. – 672 с.
14. Сысенко, В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия / В. А. Сысенко. – М. : Смысл, 2001. – 541 с.
15. Хейли, Дж., Эриксон, М. Возникновение семьи. // Психология и психотерапия семейных конфликтов. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2003. – С. 12-18.
16. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
17. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. – М. : Класс, 2001. – 208 с.
18. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель – Пресс, Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.
19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – Л.: Изд-во Медицина, 1990. – 456 с.
20. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е издание / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.:Питер, 2008. – 289 с.