ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовой статус государственных служащих
2.2 Виды пенсий государственных служащих и условия их назначения
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии государственным служащим
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Система пенсионного обеспечения призвана поддерживать социальную стабильность и создает все необходимые условия для экономического развития страны. Программы пенсионного обеспечения предусматривают такие основополагающие разделы, как обеспечение по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пенсии за выслугу лет. Пенсии выплачиваются посредством взносов предприятий и граждан, ассигнований из государственного бюджета.
Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь носит солидарный характер, то есть работающие обеспечивают неработающих. В данном случае рабочий стаж и заработок на протяжении трудоспособного периода очень слабо влияет на размер получаемой пенсии.
В самостоятельную категорию пенсионного обеспечения государства входят условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Следственного комитета, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также членов их семей.
Будучи правовым государством, наша страна наделяет государственных служащих особым статусом. Связано это с тем, что в определенных условиях их права могут быть ограничены, что предоставляет им право на соответствующую компенсацию и на особый статус. Если говорить о практической реализации статуса государственных служащих, то она напрямую связана с решением их социально-правовых проблем, в том числе и с вопросами пенсионного обеспечения.
Объект работы составляют общественные отношения, направленные на правовое регулирование пенсий государственным служащим в Республике Беларусь.
Предметом работы являются нормы права и научная литература, связанная с правовым регулированием пенсий государственным служащим.
Целью работы выступает анализ норм права и научной литературы, затрагивающих правовое регулирование пенсий государственным служащим в Республике Беларусь.
Указанная цель обусловила постановку следующих исследовательских задач:
– дать общую характеристику правового регулирования пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
– изучить правовой статус государственных служащих;
– определить виды пенсий государственных служащих и условия их назначения;
– установить порядок назначения и выплаты пенсии государственным служащим;
– проанализировать проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Конституции Республики Беларусь закреплено: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом» (ст. 47) [1].
Под пенсионным обеспечением следует понимать способ материального обеспечения нетрудоспособных граждан, который пользуется особым вниманием в обществе, поскольку затрагивает интересы абсолютно каждого человека.
Система пенсионного обеспечения – это сложный процесс, начинающийся назначением и заканчивающийся выплатой пенсий.
Обеспечиваемое Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение воплощается посредством следующих законов:
- «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о социальном обеспечении) [2];
- «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» [3];
- «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового составов органов внутренних дел» [4];
- «Об основах службы в государственном аппарате» [5];
- «Об основах государственного социального страхования» [6];
- «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» [7].
На современном этапе появились такие источники права социального обеспечения, как соглашения, которые заключаются в рамках СНГ. Данные соглашения определяют основания и порядок социального обеспечения граждан в случае переезда из одного государства СНГ в другое. Самое первое Соглашение было заключено 13 марта 1992 года и именовалось «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Оно содержит такой неотъемлемый принцип пенсионного обеспечения, как учитывание для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения трудового стажа, который был приобретен на территории одного из данных государств, а также на территории бывшего СССР за время до введения в действие Соглашения [8, c. 133].
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовой статус государственных служащих
Государственным служащим принято считать гражданина Республики Беларусь, который в определенном законом порядке занимает государственную должность, наделен соответствующими полномочиями и осуществляет служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо иных установленных законодательством источников финансирования (ст. 5) [17].
На протяжении длительного времени понятия «служащий» «государственный служащий» не рассматривалось правовой наукой. Под «служащим» понимали всех тех, кто не подпадал под социальные группы рабочих и крестьян. Среди служащих были не только работники государственных учреждений, но также и работники негосударственных структур. Более того, в повседневной деятельности никем не предпринимались попытки выяснить разницу между «служащим» и «государственным служащим». Таким образом, указанные понятия не обладали определенным содержанием и использовались довольно некорректно.
Большое количество попыток изучения понятия «государственный служащий» предпринималось литературой конца 50-х годов. Тогда правовое положение «государственного служащего» полностью определялось природой государства, а также принципами и условиями жизни общества.
В результате, большая часть исследователей пришла к выводу о том, что необходимо разграничивать понятия «государственный служащий» в широком и узком смыслах слова. Ранее действовавшее в Республике Беларусь законодательство о государственной службе применяло термин «служащий государственного аппарата» в целях обозначения лиц, проходящих государственную службу.
Таким образом, государственными служащими в узком смысле выступают служащие государственного аппарата, государственных органов. Одновременно с общими признаками, присущими государственным служащим, они обладают специфическими признаками, закрепленными в определенных нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок прохождения службы в данных органах [18, с. 514].
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Современная пенсионная система нуждается в преобразованиях и адаптации к изменяющимся условиям действительности. Ее совершенствование в целях обеспечения финансовой устойчивости будет осуществляться постепенно, учитывая реальную ситуацию в стране.
В пенсионной системе нашей страны существует ряд проблем:
- актуальной выступает проблема старения населения, характеризующаяся увеличением процентной доли пожилых людей при уменьшении процентной доли детей и лиц трудоспособного возраста. Прогноз на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан в Республике Беларусь;
- формирование негосударственных пенсионных фондов сдерживается ввиду установленного сценария системы пенсионного обеспечения, в котором преобладающим выступает распределительный вид пенсионного обеспечения, что не позволяет рассчитывать на образование негосударственных пенсионных фондов;
- стабильное функционирование негосударственных пенсионных фондов подразумевает наличие стабильного, достаточно доходного и ликвидного фондового рынка, которым Республика Беларусь не обладает;
- в стране отсутствуют правовые и экономические условия для создания негосударственных пенсионных фондов, следовательно, дополнительные негосударственные пенсии реализуются только в рамках системы страхования;
- медленные темпы развития негосударственных пенсионных фондов обусловлены низким уровнем доверия к национальной системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны общества, отсутствием заинтересованности в негосударственных пенсионных программах со стороны работодателей.
Последующее реформирование системы пенсионного обеспечения предоставит возможность в решении не только социальных, но и экономических, проблем в Республике Беларусь, так как выступает необходимым источником долгосрочных инвестиционных ресурсов в стране и способствуют стабильной перестройке системы социальной защиты и повышению конкурентоспособности страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования хотелось бы сделать следующие выводы:
Пенсионное обеспечение выступает неотъемлемым элементом социальной защиты населения, развитого цивилизованного государства, одним из факторов его стабильности.
Под пенсионным обеспечением следует понимать способ материального обеспечения нетрудоспособных граждан, который пользуется особым вниманием в обществе, поскольку затрагивает интересы абсолютно каждого человека.
В Республике Беларусь достаточно развита система пенсионного обеспечения населения, позволяющая обеспечить необходимый уровень прожиточного минимума; действует дифференцированный подход пенсионного обеспечения различных категорий граждан, позволяющий конкретизировать особенности осуществления права граждан на пенсии.
Государственным служащим принято считать гражданина Республики Беларусь, который в определенном законом порядке занимает государственную должность, наделен соответствующими полномочиями и осуществляет служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо иных установленных законодательством источников финансирования.
Правовой статус государственного служащего включает в себя всю необходимую совокупность прав, обязанностей, поощрений, гарантий и ответственности. Отметим, что в данном случае речь идет об общих основах правового положения государственных служащих. Должностные права и обязанности отличаются разнообразием и устанавливаются по отношению к конкретной должности, которая занимается государственным служащим. Права и обязанности государственного служащего устанавливаются в пределах компетенции органов, в которых они находятся на службе.
Государственные служащие, в силу выполняемых ими служебных задач, обладают особым правовым статусом, который связан с определёнными ограничениями их прав как гражданина. Всё это образует необходимость в их социальной поддержке со стороны государства, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения.
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.
2 О пенсионном обеспечении: Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII: в ред. от 1 июля 2020 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020.
3 О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г., № 9-З: принят Палатой представителей 12 декабря 2008 год: одобрен Советом Республики 19 декабря 2008 года: в ред. от 18 июля 2014 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020.
4 О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового составов органов внутренних дел: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года, № 2050-XII: в ред. 17 июля 2018 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020.
5 Об основах службы в государственном аппарате: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г., № 204-З: принят Палатой представителей 13 мая 2003 г.: одобрен Советом Республики 29 мая 2003 г.: в ред. от 23 июля 2019 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020.
6 Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г., № 3563-XII: в ред. от 9 января 2017 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020.
7 Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г., №138-XIII: в ред. от 29 февраля 1996 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020.
8 Андрияшко, М.В. Право социального обеспечения. Общая часть: курс лекций / М.В. Андрияшко. – Барановичи : РИО БарГУ, 2008. – 209 c.
9 Василькович, В.П. Право социального обеспечения: учебно-методическое пособие для студ. юрид. фак. / В.П. Василькович, Н.Н. Маслакова; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2017. – 146 с.
10 Гущин, И.В. Право социального обеспечения: учебник / Под общ. ред. И.В. Гущина. – Минск: Амалфея, 2002. – 320 с.
11 Бруй, М.Г. Право социального обеспечения: электр. Учебно-методич. Комплекс / М.Г. Бруй. – Минск: УО «МИУ», 2018. – 316 с.
12 О профессиональном пенсионном страховании: Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г., №322-З: принят Палатой представителей 12 декабря 2007 года: одобрен Советом Республики 20 декабря 2007 года: в ред от 9 сентября 2017 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020.
13 О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г., № 422-З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 года: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года: в ред. от 9 сентября 2018 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020.
14 Лукашенкова, А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие / А.В. Лукашенкова. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2006. – 145 с.
15 Положение о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1993 г., № 185 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020.
16 Мигас, В.П. Право социального обеспечения / В.П. Мигас. – Гомель: УО «ГГТУ им. Сухого», 2017. – 104 с.
17 О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г., № 204-З: принят Палатой представителей 13 мая 2003 года: одобрен Советом Республики 29 мая 2003 года: в ред. от 23 июля 2019 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020.
18 Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право. / А.Н. Крамник – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.
19 Черкасова, Е.В. Административное право: электр. учебно-методич. комплекс / Е.В. Черкасова. – Минск: УО «МИУ», 2018. – 149 с.
20 Гущин, И.В. Право социального обеспечения: учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. Ч. 2: Особенная часть / И.В. Гущин [и др.]; под общ. ред. И.В. Гущина. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 667 с.
21 О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих: Указ Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 года, № 705 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2020.