ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И НАЛИЧИЯ АДДИКЦИЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1 Феномен жизнестойкости личности
1.2 Проблема аддикций у субъектов зрелого возраста с учетом природы их аддикций
1.3 Специфика проявления аддикций у военнослужащих
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения феномена индивидуальной жизнестойкости определяется трудностями и проблемами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Поэтому важно сформировать позитивный взгляд на жизнь и обрести уверенность субъекта в своей способности самостоятельно справляться с возникающими проблемами.
Жизнестойкость, по С. Мадди, включает в себя две стороны или два компонента – психологический и активный, которые имеют мотивационный характер. Активная сторона включает в себя действия, направленные на достижение цели. Эти действия, направленные на преодоление стрессовой ситуации и включающие в себя постоянную заботу о своем здоровье, деятельность по преобразованию совладельца, дают нам обратную связь о том, кто мы и что происходит. Мир нельзя изменить без активности, и мы должны что-то делать, иначе мир останется статичным. Это требует времени, энергии, настойчивости, проницательности и ответственности за собственную жизнь, и именно жизнестойкость обеспечивает необходимую мотивацию.
Для большинства людей характерными являются такие особенности как определенное отношение к негативной или травмирующей ситуации. В большинстве случаев люди самостоятельно могут решить все возникающие проблемы. Однако, есть определенная категория людей, для которых решение собственных проблем является сложной задачей. Одним из вариантов преодоления влияния негативных эмоциональных проявлений является употребление алкогольных или наркотических веществ, которые помогают отвлечься от суровой реальности.
Многочисленные исследования показывают, что у части населения, в том числе и у здоровых людей, на фоне массовых стрессовых ситуаций, наряду с повышением агрессивности и депрессивных проявлений, увеличивается частота алкоголизации, наркомании и других форм саморазрушительного поведения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И НАЛИЧИЯ АДДИКЦИЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1 Феномен жизнестойкости личности
Д.А. Леонтьев недавно ввел понятие жизнестойкости в бытовую психологию. Поскольку это значение аналогично другим понятиям, введенным такими учеными, как Б.Г. Ананьев – «жизнестойкость», Р. Мэй – «мужество творить» и другие в психологической науке до сих пор не имеют общего видения сути этого понятия [11, с.55].
Жизнестойкость личности должна быть определена как одна из новых проблем психологической науки. Впервые с ней столкнулась исследовательская группа во главе с Сальваторе Мадди в 1975 году. При проведении продольного исследования личностных характеристик сотрудников телефонной компании, переживающих стрессовый кризис, приведший к сокращению штата, С. Мадди обнаружил существенные различия в поведении людей в ситуациях резкого изменения.
На основании полученных данных была разработан «тест жизнестойкости» и использован термин «выносливость». В исследованиях С. Кобейси и С. Мудди, П. Томанек, И. Солкова, С. Шайер были сформулированы структура явления, его механизмы и особенности. При анализе зарубежных научных работ многие авторы рассматривали явление как способ адаптации к стрессовым ситуациям, возможность поддержания психического и психологического здоровья [2, с.44].
С. Мадди определил три основных компонента устойчивости, такие как:
1. Вовлеченность – характеризуется как вовлечение субъекта в события и деятельность его жизни, а также удовольствие от его действий. Отсутствие такой убежденности создает ощущение «отстраненности» от жизни, чувство отверженности.
1.2 Проблема аддикций у субъектов зрелого возраста с учетом природы их аддикций
Проблема аддикций и их формирования с учетом у людей зрелого возраста имеет определенную природу. С одной стороны, данная природа обуславливается биологическими особенностями, в то время как с другой стороны, данные особенности могут иметь социальный и индивидуально-психологический характер. Формирование любых аддикций проходит длительный путь, согласно которому все аддикции имеют свое начало в формировании привычки.
Приобретение привычки на физиологическом уровне является ничем иным, как образованием в мозговых структурах стабильных нервных связей, характеризующихся повышенной готовностью применению в окружающей среде. При учете свойств и качеств нервной системы при формировании привычки необходимо отметить конкретные формы, даже если они не нужны или вредны (курение, пьянство и т.д.), можно с уверенностью сказать, что процесс рационального управления привычками, по сути, является поведенческим управлением [10, с.55].
При формировании определенного типа привычки, которые вредны для здоровья необходимо выделить такие особенности как осознание данного явления как приятного и необходимого. Смысл управления собственными привычками заключается в том, чтобы вовремя заметить негативные проявления и устранить их еще до ее проявления. [14, с.52].
Под управлением собственными привычками можно понимать такие явления как формирование привычек, которые полезны для развития собственной личности и как следствие целенаправленно управлять собственным поведением.
1.3 Специфика проявления аддикций у военнослужащих
Военная служба – это вид человеческой деятельности, который имеет не только высокое социальное значение, но и выходит за рамки обычного, связанного с особыми условиями. Вооруженная оборона Отечества всегда считалась почетным долгом и обязанностью каждого гражданина. В то же время армия всегда считалась частью общества, поэтому она отражает все те социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, а также все закономерности международной ситуации.
Военно-профессиональная деятельность – это деятельность по защите Отечества. В этой деятельности можно выделить множество составляющих. Прежде всего, это два основных вида: боевая (боевая деятельность) и нормальная (мирная) деятельность [9, с.201].
Психологическое содержание и структура боевой деятельности запечатлены тем, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огромными разрушениями, потерями в людях и снаряжении, различными лишениями и неудобствами. Проведение боя сопряжено с повышением моральной и правовой ответственности за точное выполнение служебных обязанностей и требует экстремальных психических и физических нагрузок на все силы военнослужащих [15, с.55].
Как упоминалось выше, любая человеческая деятельность имеет свои мотивы. Боевая деятельность не является исключением. Что касается мотивов начала боевых действий на государственном уровне, то основной причиной почти всегда является возникновение реальной угрозы целостности и безопасности страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что интерес к феномену устойчивости возник в психологической литературе в контексте изучения таких явлений, как стрессоустойчивость, субъективность и жизненные миры индивида. В психологической науке формировались вопросы, касающиеся возможности развития личности в сложных и неблагоприятных жизненных обстоятельствах.
Было введено понятие выносливости К. Кобейси и К. Мадди. Д.А. Леонтьев определил это понятие выносливости как жизнеспособность. Стоит также напомнить, что были выделены два компонента жизнестойкости. С. Мадди назвал их психологическими и активными компонентами.
Формирование аддиктивного поведения проходит определенные этапы, которые отражаются в рамках функционирования системы развития человека. С одной стороны, предпосылками развития и формирования аддикций являются такие как индивидуальные психологические качества, социальные аспекты, мировоззрение и биологическая предрасположенность. Совокупность воздействия данных факторов оказывает влияние на процесс формирования определенной аддикции и определение ее как части личности в зрелом возрасте.
Для военнослужащих характерными являются такие особенности как возникновение аддикций на основе длительного психотравмирующего стресса. Уровень жизнестойкости оказывает влияние на процесс возникновения аддикций, а также возникновение аддикций зависит от уровня жизнестойкости военнослужащего.
Гипотеза о том, что возникновение аддикций и уровень жизнестойкости военнослужащего находятся в определенной взаимосвязи в рамках нашего исследования, подтвердилась.
1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабаков, М. Перре. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев – СПб.: «Питер», 200. –288 с.
4. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление преобразование ситуации и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. –1994. – Т. 14. – № 2. – С. 34–37
5. Березин, С. В. Профилактика наркотизма: теория и практика I / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого – Самара: Изд–во «Перспектива», 2005. – 272 с.
6. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.
7. Гуцунаева, С. В. Связь жизнестойкости с саморегуляцией поведения и индивидуально–типологическими особенностями личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/svyazzhiznestoykosti–s–samoregulyatsiey–povedeniya–i–individualno–tipologicheskimiosobennostyami–lichnosti.
8. Дорфман, Л.Я. Интегральная индивидуальность, Я–концепция, личность / Л.Я. Дорфман. – М.: Смысл, 2004. – 114 с.
9. Карояни, А.Г. Прикладная военная психология / И.В. Сыромятников. – СПБ: Питер, 2006. – 480 с.
10. Короленко, И. П. Личность и алкоголь. / В.Ю. Завьялов. – М.: Наука, 2007. – 231 с.
11. Леонтьев, Д.А. Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2006. – 245 с.
12. Либин, А.А. Дифференциальная психология / А.А. Либина. – М.: Академия, 2015. – 214 с.
13. Мадди, С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психол. журн. – 2005. – № 6. – С. 87–101.
14. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании / Н.Ю. Максимова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2000. – 321 с.
15. Медус, А.И. Наркомания среди военнослужащих в Сибирском регионе / А.И. Медус. – Томск, 2004. – 129 с.
16. Мэй, Р. Мужество творить / Р. Мэй. – М.: Ин–т общегуманит. исслед, 2008. – 156 с.
17. Психология и педагогика. Военная психология. / А.Г. Маклаков. – СПБ: Питер, 2005. – 464 с.
18. Психология и педагогика. / А.Г. Маклаков. – СПБ: Питер, 2005. – 468 с.
19. Психодиагностическая серия / Д.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2014. – 278 с
20. Руководство по психологической работе / А.Г. Сыромятников. – М.: Академия, 2014. – 245 с.
21. Сорокин, В.М. К проблеме понимания аддикции и созависимости / В.М. Сорокина. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
22. Тиллих, П. Мужество быть / Тиллих П. – М.: Юрист, 1995. – 131 с.
23. Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности / А. Н. Фоминова – М.: МПГУ: Прометей, 2012. – 151 с.
24. Христофорова, М.И. «Психологические характеристики созависимых семей подростков–наркоманов» / Л.М. Шипицина. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
25. Яковлева, Е.Л. «Проникая в миры инклюзии» / Е.Л. Яковлева. – Казань: Познание, 2014. – 220 с.