ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методики исследования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
2.2 Направления психолого-педагогической деятельности по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что познавательные процессы являются основой мотивации учебной деятельности младшего школьника. Учебная деятельность удовлетворяет потребности самого младшего ученика. Государственный стандарт начального образования определяет основные цели, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к обучению, способности к обучению.
Проблема развития познавательных процессов в процессе обучения не новая. В разнообразных трактовках проблемы каждый видел ее функцию, как приблизить ученика к обучению, охотиться так, чтобы обучение для ученика стало желанной потребностью, без которой невозможно эффективное обучение.
Целью учителя является не обеспечение общей познавательной деятельности, а деятельность, направленная на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активация упражнений заключается, прежде всего, в организации действий учеников, направленных на понимание и решение конкретных проблем обучения.
Проблема – это всегда знания о невежестве, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения сформировавшейся познавательной потребности. А это значит, что учитель должен не только сообщать знания (преподавать), но и управлять процессом обучения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать необходимые личностные качества. Целью ученика в этом аспекте является приобретение знаний и, через самообразование, стремление к самосовершенствованию путем развития ценных черт характера и личности. Развитие познавательных процессов – это сложная задача, от решения которой зависит эффективность образовательной деятельности младших школьников. В педагогике и психологии разрабатываются общие подходы к развитию познавательных процессов у учащихся младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
При психодиагностическом обследовании детей необходимо учитывать, что ребенок является специфическим объектом исследования, психика которого находится в стадии становления, развития, поэтому при диагностике нарушенного развития необходимо руководствоваться рядом принципов.
Психодиагностика нарушенного развития осуществляется в три этапа: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; феноменологическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы. Каждый этап имеет свои специфические задачи [].
1. На этапе скрининг-диагностики выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины. Цель данного этапа – своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений. Основная задача – примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка.
В нашей стране на практике скрининг-диагностика осуществляется по-разному. Родитель может сам привести ребенка. На прием в кабинет раннего вмешательства по месту жительства в поликлинику или обратиться за помощью в случае, если ему порекомендуют врачи (как правило, такое выявление происходит до трех лет). Педагоги, столкнувшись в своей работе с особенностями ребенка, вызывающими трудности в обучении и воспитании, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения (чаще всего это происходит во время обучения ребенка в детском дошкольном учреждении либо в начальных классах в школе).
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методики исследования познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
В ходе всестороннего и комплексного психолого-медико-педагогического обследования определяется тип расстройства, а также индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и его возможности в обучении. Для принятия окончательного решения важно выявить формирование обучающих навыков; общую осведомленность и социальную направленность; знания и представления об окружающей среде, формирование произвольной деятельности; состояние когнитивных функций, эмоционально-волевой, двигательной сферы (особенно мелкомоторных навыков рук); адекватность поведения. Эта информация одинаково важна как для психолога, так и для дефектолога при определении формы обучения и разработке содержания индивидуальных программ коррекционного развития ребенка.
Ниже приведен перечень методик, использованных авторами.
Задание 1. «Почтовый ящик» (модифицированный вариант методики Е. А. Стребелевой).
Цель: изучение уровня развития наглядно-действенного мышления (способов действия), работоспособности, обучаемости. Кроме того, данная методика позволяет более легко установить контакт с ребенком.
Стимульный материал: вниманию ребенка предъявляется квадратная коробка. На каждой грани коробки сделаны прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки своим основанием повторяют прорези на гранях коробки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель психодиагностического обследования ребенка с нарушениями развития – выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики. Конечной целью психолого-педагогического обследования является получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка с особенностями развития. Результаты обследования, раскрывающие картину всего разнообразия познавательных и эмоционально-личностных характеристик ребенка, обсуждаются специалистами и дают возможность определить программу обучения и воспитания, специальные условия, средства помощи, адекватные потенциальным возможностям ребенка. К основным задачам психолого-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития относят: выявление образовательных потребностей ребенка с особенностями психофизического развития, оптимальных условий его обучения и воспитания; выявление причин и механизмов трудностей ребенка с особенностями психофизического развития в овладении образовательной программой; реализация процесса обучения детей с тяжелыми нарушениями речи по специальным учебным программам; определение направлений и задач коррекционной работы, составление планов коррекционной работы с детьми с особенностями психофизического развития на диагностической основе и т.д.
К основным методам психолого-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития относят: метод наблюдения, метод беседы, метод опроса педагогов (родителей); метод экспериментального изучения ребенка.
1. Абибок, Л.О. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках «Человек и мир» на 1 ступени общего среднего образования : опыт работы / Л. О. Абибок // ИКТ в начальных классах. – М.: Академия последипл. образования, 2015. – С. 1-8.
2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
3. Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.
4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
5. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
7. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
8. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2013. – 479 c.
9. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина // Начальная школа. – 2006. – № 10. – С. 8-12
10. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
11. Каракотова, М.Х. Формирование познавательной активности старшеклассников сельской школы на уроках математики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Х. Каракотова. – Карачаевск, 2006. – 197 с.
12. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
13. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. – М.: Эксмо, 2007. – 334 с.
14. Красноперов, В.И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики / В.И. Красноперов, Л.А. Красноперова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 180-183
15. Крулехт, М.В. Проблема педагогического сопровождения досуга младших школьников в образовательном пространстве мегаполиса / М.В. Крулехт // Достижения науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 45-51.
16. Лебедева, А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников / А.В. Лебедева // Средне профессиональное образование. – 2010. – № 2. – С. 62-64
17. Ляскало, В.И. Дидактические особенности развития познавательных процессов младших школьников в коррекционно-развивающем обучении : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / В.И.Ляскало. – Ростов-на-Дону, 1988. – 19 с.
18. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пос. для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
19. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлова. – М.: Академия, 1990. – 432 с.
20. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М., 1998. – 480 с.
21. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Роспедагентство, 1996. – 374 с.
22. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие / Н. М. Трофимова. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
23. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников / М.А. Пастушкова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 44, Т. 18. – С. 410-413.
24. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах / И.А. Поварова. – СПб. : Питер, 2004. – 452 с.
25. Реан, А.А. Мотивация учения, поведения и выбора профессии / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – С. 54-75.
26. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю нач. кл. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: Пеленг, 1993. – 61 с.
27. Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 2001. – 452 с.
28. Усанова О.Н. Специальная психология : учеб. пособие / О.Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
29. Шамова, Т.И. Мотивация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Просвещение, 1982. – 180 с.
30. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учебное пособие / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
31. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 463 с.
32. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. – М.: Новая школа, 1993. – 112 с.