ВВЕДЕНИЕ
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития является одной из наиболее актуальных в психологической и педагогической науке, а также в системе образования в Республике Беларусь. Количество детей указанной категории за последние два года увеличилось на 6,7 процента при сокращении детского населения республики более чем на 10 тысяч детей (0,6%)». В Республиканском банке данных по состоянию на 15.09.2019 года содержится персонифицированная информация о 131 717 детях с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальном образовании или коррекционно-педагогической помощи.
Для детей с особенностями психофизического развития в стране создана широкая сеть учреждений специального образования, действуют медицинские центры. На современном этапе развития специального образования реализуется новая педагогическая парадигма, основными идеями которой являются идеи гуманизации, фундаментализации, интеграции. Эти концептуальные идеи определяют целью специального образования обеспечение полноценной и достойной жизни человека с особенностями психофизического развития, что предполагает включение человека во все виды социальных отношений, обеспечение реализации его индивидуальности во всех проявлениях.
В свете идеи фундаментализации происходит переосмысление содержания понятий «норма» и «патология», уменьшается категоричность в трактовке этих понятий. В свете идеи интеграции находит обоснование и реализация форм совместного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и нормально развивающихся детей.
Дети с особенностями психофизического развития относятся к категории «иных», отличающихся от обычных, нормально развивающихся детей. Мир, в котором мы живем, становится все более разнообразным, неоднородным. Вокруг нас все больше людей, которые чем-то отличаются от обычных людей, и их образ жизни отличается от привычного нам образа жизни. Разнообразие людей и их образа жизни заставляет людей становиться все более терпимыми (толерантными), понимать и принимать «инаковость» во всех ее проявлениях, стремиться к взаимопониманию и согласию в общении с другим человеком независимо от того, является ли этот человек «нормальным», то есть обычным, или он чем-то отличается от большинства.
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Изучение умственной отсталости у детей дошкольного и младшего школьного возраста является актуальной проблемой специальной психологии. Создание методов психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями требует глубокого понимания особенностей их психологического развития на разных возрастных стадиях. Дети данного возрастного периода с особенностями психофизического развития являются наименее изученной группой, поскольку клинические проявления этого состояния в раннем возрасте схожи с задержкой психического развития, общей недоразвитостью речи и даже педагогической безнадзорностью [6, с. 94].
Термин «умственная отсталость» впервые был придуман советским психиатром Г.Е. Сухаревой в 1959 году. Термин «умственная отсталость» используется в отношении детей со слабой центральной нервной системой – органической или функциональной (Н.Я. Борякова). Возникновение особенностей психофизического развития может быть обусловлено различными причинами. К ним относятся: инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы, внутриутробные поражения центральной нервной системы, тяжелые роды, недоношенность, ранняя детская травма и нейроинфекции, неблагоприятные условия обучения.
Основными проявлениями задержки психического развития являются: нестабильность эмоций, деформация произвольной регуляции поведения и целенаправленной деятельности, повышенное истощение, слабость познавательных интересов. В целом дети с посттравматическим стрессовым расстройством отстают в развитии от своих сверстников на 2-3 года. Специфических нарушений аналитической системы или серьезных повреждений мозга у этой категории детей не наблюдалось [14, с. 76].
2 МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важная форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека [7, с. 158].
Метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой.
Методика – конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования) [17, с. 142].
Классификация методов психодиагностики:
1. Диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует.
2. Вербальные и невербальные психодиагностические методики.
3. Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, – это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают:
– объективные тесты;
– стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: тесты-опросники; открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классификации; индивидуально ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;
– проективные техники;
– диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).
Дети младшего школьного возраста начинают новую, общественную по своему содержанию и по функциям деятельность (ходить в школу, заниматься учебными предметами, следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения). Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно-значимая и контролируемая деятельность – учебная [8, с. 46].
3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Для обследования и проведения диагностики детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития используют разнообразные методики. Охарактеризуем и представим некоторые из них.
1. Методика «Социометрия». Используется для исследования межличностных отношений, степени сплочённости-разобщённости, степени авторитета членов групп (лидеры, звёзды, отвергнутые). Возраст – дошкольный, школьный. Стимульные материалы: список группы, бланк опроса, социоматрица. Формируется критерий выбора в виде вопроса социометрического теста. Критерии могут быть формальными и неформальными (первыми измеряются отношения к совместной деятельности, вторыми – эмоциональные личностные взаимоотношения). Составляется опросник. Опросу подвергаются все члены групп. В процессе вопроса экспериментатор следит за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой. Не следует торопить с ответом. Выбор: 3-5 человек. Полная свобода выбора. Обработка результатов: составление таблицы с результатами опроса. На основе таблицы можно строить социограммы в виде схемы мишени. Внутренний круг – зона «звёзд» (лидеры с максимальным количеством выборов; если в эксперименте разрешен I выбор, то к ним относятся те, кто получил 4 голоса и более, при 2 выборах – 6; при 3 – 7; при 4 – 8; при 5 выборах – 9 голосов), следующий круг – зона «предпочитаемых» (набравшие количество голосов выше среднего показателя, но не больше максимума), третий круг – зона «принебрегаемых» (набравшие количество голосов ниже среднего показателя), четвёртый круг – зона «изолированных» (отвергнутые коллективом, это те члены коллектива, кто не получил ни одного предпочтения). Большое значение для определения степени сплочённости коллектива имеет количество взаимных выборов.
2. Методика «Классификация геометрических фигур». Действительна для исследования наглядно-образного мышления (способности к обобщению, абстрагированию), исследования динамических характеристик мышления: гибкости, целенаправленности. Возраст: 5-8 лет. Ограничения – для незрячих. Стимульные материалы: 2 набора карточек по 12 фигур (1-ый набор используется при выполнении основного задания: в нём 3 фигуры красные, 3 – жёлтые, 3 – синие, 3 – синие, 3 – зелёные; среди них 4 – треугольники, 4 квадрата, 4 – круга; 6 больших, 6 маленьких; 2-ой набор – для нейтрального задания). Техника проведения: три признака (цвет, форма, величина).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из перечисленных в работе психолого-педагогических характеристик детей дошкольного и младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития можно сделать вывод, что основными направлениями работы с этой группой являются: коррекция восприятия, мышления и речи, тренировка внимания и памяти, развитие коммуникативных навыков, работа по устранению поведенческих недостатков и формированию мотивации к обучению. На основе раннего психолого-педагогического обследования можно будет не только выявить детей с особенностями психофизического развития на этапе, предшествующем их систематическому воспитанию, но и выявить различные формы умственной отсталости, что является необходимым условием оказания адресной педагогической помощи.
Особенности диагностики познавательных процессов у младших школьников состоят в том, чтобы дети существенно различаются по уровню познавательного развития. Поэтому, прежде чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она может оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. В современное время используют следующие методы в процессе психолого-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития: диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует; вербальные и невербальные психодиагностические методики; объективные тесты; стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: тесты-опросники; открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; методики классификации; индивидуально ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток; проективные техники; диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры). Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с особенностями психофизического развития, которые также оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. При изучении психических процессов и возможностей обучения детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении.
1. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. – изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 105 с.
2. Артемьева, Т.В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Краткий конспект лекций / Т.В. Артемьева. Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2013. – 44 с.
3. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А.С. Галанов. – М.: АРКТИ, 2001. – 165 с.
4. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 17-24
5. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
6. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М., 2005. – 165 с.
7. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 265 с.
8. Кулагин, Ю.А. Изучение психического развития аномальных детей / Ю.А. Кулагин, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова // Дефектология. – 2003. – №6. – С. 45-48
9. Кухтова, Н.В. Психологическое изучение детей с особенностями психофизического развития / Н.В. Кухтова, Е.В. Новосельцева. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2018. – 68 с.
10. Лубовский, В.И. Задачи, принципы и возможности реконструирования системы психологической диагностики нарушений развития / В.И. Лубовский, И.А. Коробейников, С.М. Валявко // Дефектология. – 2015. – №6. – 39-43 с.
11. Организационно-методическое сопровождение обеспечения образовательного процесса детей с тяжелыми множественными нарушениями развития [Электронный ресурс]: методические рекомендации / сост.: Т.В. Насибулина, И.Д. Новикова; Мин-во образования, науки и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. ‒ Электрон. текстовые дан. (385 КБ). ‒ Сыктывкар: КРИРО, 2017.
12. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии / В.Г. Петрова, И.В. Белькова. – Москва, 2000. – 254 с.
13. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учеб. пособие / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 350 с.
14. Психолого-педагогическая диагностика отклоненеий развития детей младшего школьного возраста / Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб., 2008. – 198 с.
15. Семаго, М.М. Организация и содержании е деятельности психолога специального образования / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М., 2005. – 254 с.
16. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М., 2002. – 134 с.
17. Соловьева, Т.А. Включение детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы : дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Соловьева. – М., 2010. – 175 с.
18. Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. М.: Национальный книжный центр, 2014. – 276 с.
19. Толмачева, Г.А. Cущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / Г.А. Толмачева // Коррекционная педагогика : научно-методический журнал. – 2006. – № (14). – С. 39-46.
20. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004. – 365 с.
21. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.