ВВЕДЕНИЕ
1. Необходимость макроэкономического регулирования
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики
3. Проблемы и пути повышения эффективности макроэкономического регулирования Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2019 году в составе мер единой экономической политики проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. N 402 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.11.2019, 1/18652), с учетом складывающейся макроэкономической ситуации.
Деятельность Национального банка в 2019 году была направлена на достижение основных целей денежно-кредитной политики и выполнение возложенных на него функций центрального банка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Во всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности Беларуси в том, что, во-первых, идет переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще не сложились.
Учитывая возрастающую значимость в развитии мировой экономики крупных корпораций, для Республики Беларусь также важны направления модернизации государственного управления в области создания крупных интегрированных и корпоративных структур в реальном секторе экономики.
Но, безусловно, решение вопросов, связанные с модернизацией белорусской экономики и системы государственного управления, невозможно без формирования высокопрофессионального и эффективно работающего на всех уровнях управления кадрового потенциала. Остро стоит вопрос совершенствования института государственной службы, совершенствования всей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами.
1. Необходимость макроэкономического регулирования
В условиях смешанной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин.
Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.
Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.
Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.
Во-вторых, потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного [1,2].
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики
Форма государственного регулирования представляет собой выбор определенного способа организации регулирования экономики, который является совокупностью относительных внешне к экономике средств и инструментов урегулирования, т. е. нормы, административные законы, стандарты, правила, условия и др. С известной долей условности применяемые формы государственного регулирования можно разделить на следующие три группы:
1. законодательно-правовая форма, т. е. совокупность законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, посредством которых возможно установление принципов движения экономической системы и функционирования её производственных и социальных отношений как внутри отечественной экономической системы, так и во внешнем мире;
2. финансово-кредитная форма, состоящая из бюджетно-налоговой и кредитно-денежной формы. Форма используется государством в целях регулирования (активизация или сдерживание) макроэкономической активности и установления необходимого равновесного уровня между совокупным спросом и совокупным предложением. В сложившейся экономической ситуации правильная политика государства воздействует на необходимые процессы при помощи нескольких финансово-кредитных инструментов:
- налоговая политика (посредством установления ставок налога, зон налогообложения и объектов, имеющим отношение к налоговым льготам и преференциям и т. п.;
- денежная политика (посредством эмиссии денежной массы, определения размеров и минимальных резервов, которые финансовые институты должны хранить в банке);
- кредитная политика (посредством установления учетной ставки процента на банковские кредиты, операции с государственными ценными бумагами, осуществления прямого финансирования и т.д.);
- валютная политика (посредством выбора системы курса обмена отечественной валюты, установления номинального и реального курса обмены валют и определения валютных резервов;
- амортизационная политика (посредством установления норм амортизации и соотношения амортизационного фонда);
- таможенная политика – установление экспортно-импортных таможенных пошлин и квот [6, с. 267].
3. Проблемы и пути повышения эффективности макроэкономического регулирования Республики Беларусь
В Республики Беларусь развитие национальной экономики ориентировано на повышение конкурентоспособности, улучшение качества жизни белорусских граждан, развитие конкуренции и совершенствование институциональной среды. В стратегическом аспекте инновационные направления развития экономики заложены в основу реализации экономической политики, включая инвестиционную, инфраструктурную и социальную. Устойчиво развивающаяся национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, экологозащитной. В связи с этим предусматривается совершенствование структур производства и потребления с учетом имеющихся ресурсов и оптимального уровня удовлетворения потребностей населения. Важнейшим средством обеспечения устойчивости развития национальной экономики и решения социальных задач является дальнейший рост валового внутреннего продукта, развитие межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства.
Проведение в 2016–2017 годах ряда мер макроэкономической корректировки позволило сбалансировать экономику, а поддержание сбалансированности в 2018–2019 годах привело к положительным изменениям качественных характеристик экономического роста. Таким образом, стабильная макроэкономическая политика – базис для устойчивого экономического развития и повышения конкурентоспособности экономики.
Поэтому Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2030 года поставлена цель создания стабильных макроэкономических условий для ускорения темпов экономического роста. Среди ключевых задач макроэкономической политики – способствование качественному экономическому росту, формирование основы для построения новой экономики, способной обеспечить к 2025 году ВВП в объеме не менее 100 млрд. долларов США, снижение уязвимости экономики перед внешними конъюнктурными факторами, сокращение долговой нагрузки [22].
Улучшение качества экономического роста обеспечивается мерами сбалансированной бюджетно-налоговой и монетарной политики, взвешенной валютной политикой, а также рядом мер структурного характера. Положительные изменения находят отражение в видении экономики Беларуси международным сообществом. Международные рейтинговые агентства в течение последних нескольких лет пересмотрели долгосрочные кредитные рейтинги Республики Беларусь: Standard&Poor’s - в октябре 2017 г. до уровня В (подтвержден в апреле 2018 г.), Fitch Ratings – в январе 2018 г. до уровня В, Moody’s – в марте 2018 г. до уровня В3. Прогноз по рейтингам «стабильный».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В экономике Республики Беларусь основной проблемой государственного регулирования является крупный бюрократический аппарат, который был унаследован от Советского Союза и, который привёл к некорректности в структуре государственного управления. Установившийся уровень бюрократии сдерживает эффективное проведение экономических преобразований, тем самым, формируя препятствия на пути к рыночным преобразованиям.
Изучение проблем государственного регулирования Республики Беларусь позволило установить, что в государственном регулировании присутствует «консерватизм», который поспособствовал стремлению решать хозяйственные конфликты не путем обращения в судебные инстанции, а через поиск поддержки «вышестоящих» руководителей, что подтверждает присутствие коррупции; дестабилизации законодательства, которое отвечает за регулирование рыночных процессов и отсутствие развития органов судебной системы; слабому уровню управления внутри государственных структур.
Республике Беларусь следует прибегнуть к развитию приоритетной стратегии, так как данные Национального статистического комитета Республики Беларусь демонстрируют высокий уровень ущерба здоровью или летального исхода в процессе осуществления трудовой деятельности именно на объектах горнодобывающей промышленности.
Для того, чтобы начать решение проблем государственного регулирования в Республике Беларусь необходимо постепенно сокращать выполнение государством функций в экономических процессах и корректно установить приоритеты государственного управления. Решение первичных задач положит начало к решению наиболее серьёзных проблем в государственном регулировании Республики Беларусь.
Изучение перспектив по использованию опыта государственного регулирования Республики Казахстан и Российской Федерации Республикой Беларусь позволило установить, что большое экономическое прошлое стран-участниц ЕврАзЭс может способствовать обмену перспективными направлениями в области государственного регулирования.
Использование позитивного опыта Российской Федерации в области маркетинговых исследований позволит Республике Беларусь реструктурировать проблемные отрасли, например, производство текстиля и обуви, а значит, в дальнейшем частично снизить проблемы государственного регулирования в промышленной области.
Максимальное финансирование сферы информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь находится в числе средне приоритетных направлений несмотря на то, что наблюдается заметный прирост компаний. Поэтому, опыт максимального финансирования Российской Федерацией своих компаний (фирм, организаций) в сфере информационных технологий должен стать ключевым звеном при формировании государственного экономического регулирования.
1 Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул. - М.: АНО "ИПЭВ", 2017. − 336 c.
2 Архипенко, Т. В. Основы государственного предпринимательства / Т.В. Архипенко. - М.: Юнити-М, 2014. − 237 c.
3 Шимов, В.Н. Экономика Беларуси: современное состояние и вектор перспективного развития / В.Н. Шимов // Социология.– 2014. – № 3. – С. 7–17.
4 Бережнова К. И. Государственное регулирование рыночной экономики и право // Молодой ученый, №9 / 2015 г., с. 821
5 Штибекова Э. И. Государственное регулирование и экономическая безопасность // Современная наука актуальные проблемы и пути их решения, №4 / 2015 г., с. 2
6 Бунь, А. В. Организационно-методические аспекты стандартизации финансового контроля и учета в системе государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь: монография / А. В. Бунь; рец.: Д. А. Панков, В. Н. Лемеш. - Минск: БГАТУ, 2011. - 267 с.
7 Ескараев, О. К. Государственное регулирование рынка в Республике Казасхстан: учеб. пособие / О. К. Ескараев – Алматы: Экономика, 2007. – 232 с.
8 Макроэкономика: учеб. пособие / В. А. Воробьев, А. В. Бондарь, Л. Н. Новикова и [др].; под ред. проф. В. А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009. –270 с.
9 Базылев, Н. И. Микроэкономика: учеб. пособие / Н. И. Базылев; под ред. Н. И. Базылева. – Минск: Современная школа, 2007 – 288 с.
10 Куанышбаев, А. Т. Государство и бизнес: учеб. пособие / А. Т. Куанышбаев – Павлодар: Кереку, 2016. – 112 с.
11 Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Мин-во эк-ки Респ. Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by.
12 Актуальные вопросы минимизации теневого сектора экономическими мерами государственного регулирования: материалы международной научной конференции – III Чтений, посвященных памяти известного белорусского и российского ученого-экономиста Михаила Вениаминовича Научителя, Гомель, 27-28 окт. 2011 г. / ГГУ им. Ф. Скорины: редколлегия: Б. В. Сорвиров, О. С. Башлакова (ответственные редакторы) [и др.]. – Гомель, 2011. – 323 с.
13 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Фед. служб. гос. стат-ки Рос. Фед. – Москва, 2018. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
14 О Государственной Программе Инновационного Развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 31 января 2017 г., № 31 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь – 29.08.2020. – 1/16888.
15 О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь – 29.08.2020. – № 2/1977.
16 О приоритетных направлениях научных исследований Республики Беларусь на 2016–2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 марта 2013 г., № 190 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь – 29.08.2020. – 5/36835.
17 О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов: Указ Президента Респ. Беларусь, 20 мая 2013 г., № 229 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 29.08.2020. – 1/14274.
18 О некоторых вопросах финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 февр. 2013 г., № 121: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 22.02.2013 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 29.08.2020. – № 5/36924.
19 О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь,22 апреля 2015 г., № 166 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь.
20 О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Респ. Беларусь, 21 декабря 2017 г., № 8 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь.
21 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
22 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf