ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ)
1.1. Сущность и структура понятия "речевые умения"
1.2. Особенности формирования речевых умений у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
1.3. Потенциал театрализованных игр в формировании речевых умений у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Глава 2 Коррекционно-педагогическая работа с детьми с с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) по формированию речевых умений средствами театрализованной деятельности
2.1. Состояние сформированности речевых умений у детей младшего школьного возраста с нарушениями психического развития
2.2. Содержание и методы коррекционной работы по формированию речевых умений у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) средствами театрализованных игр
2.3. Результативность проведенной работы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе социальный спрос на человека с развитыми речевыми навыками становится все более очевидным. Человек, который может быстро установить контакт, закрыть или предотвратить конфликт, адекватно показать свои эмоции и понять понимание эмоционального состояния других людей, всегда полезен для каждого коллектива.
Ребенок, который развил речевые умения, всегда окружен сверстниками, легко уживается со сверстниками. В то время как ребенок со слабыми речевыми умения испытывает при общении и взаимодействии с людьми видимые трудности, особенно психологические, которые существенно влияют на широту пространства личного развития и общую жизненную активность, а также оказывают негативное влияние на эмоциональное состояние детей.
Младший школьный возраста является сензитивным для формирования речевых умений. Важнейшим направлением формирования является формирование социальных и коммуникативных навыков; это предполагает развитие нравственных и этических ценностей ребенка, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Каждый год ребенок все больше ощущает необходимость делиться своими чувствами и идеями со взрослыми, навыками и знаниями - со своими сверстниками. Но без достаточного уровня развития речевых умений ребенка трудно понять. Ребенок, лишенный возможности общаться со сверстниками, который был отвергнут детской командой из-за невозможности выстроить общение, чувствует себя раненым и отвергнутым, что вызывает снижение самооценки, робость, изоляцию, а также беспокойство и даже проявление агрессии по отношению к сверстникам. В то время как ребенок с развитыми речевыми умениями может легко справиться с общением, он или она может организовать совместные действия со сверстниками, четко выражает свою идею, что благоприятно влияет на его / ее разностороннее развитие.
Формированию речевых умений у детей способствует театрализованная игра, которая создает благоприятные условия для объединения детей, улучшает их речевое развитие, активизирует звуковую культуру речи, интонацию.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание коррекционной работы по формированию речевых умений у детей с трудностями в обучении посредством театрализованных игр
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ)
1.1. Сущность и структура понятия "речевые умения"
Значение речи и ее коммуникативной функции в развитии личности трудно переоценить. Речь представляет собой неотъемлемое условие познавательной деятельности индивида, так как благодаря ей он усваивает знания. Речь также является средством удовлетворения потребностей в общении, в принадлежности к группе людей.
Психолингвисты и психологи определяют речь как процесс порождения в восприятии высказываний, как вид специфически человеческой деятельности, который обеспечивает общение. По мнению А.А. Леонтьева, речевой процесс представляет собой переход от речевого замысла к его воплощению в значениях конкретного языка и далее к реализации во внешней речи – устной или письменной [14].
Более широкое понимание речи встречается в работе М.Р. Львова, который определяет речь как деятельность индивида, который использует язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания внешнего мира для планирования своего поведения [15].
Как отмечает О.А. Горлова, речевая деятельность – это и есть речь; процесс общения, который осуществляется средствами языка, а также конечный результат этого процесса. С такой позиции речевая деятельность (устная речь, чтение, письмо) не сводится к автоматизированным навыкам, а является творческой деятельностью, для которой характерны вторичные умения, а не навыки [10].
В рамках коммуникативного подхода (Н.Д. Павлова) речь рассматривается как универсальная форма социальной активности индивида. Кроме функции сообщения, анализируются иные компоненты коммуникативной функции: организация взаимодействия, оказание воздействий, регуляция взаимоотношений и пр. [22].
Речь выполняет различные функции, отражающие сущность речевой деятельности. Предназначение речи является весьма широким. Основными функциями речи являются: коммуникативная, когнитивная и регулятивная [14].
Глава 2 Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) по формированию речевых умений средствами театрализованной деятельности
2.1. Состояние сформированности речевых умений у детей младшего школьного возраста с нарушениями психического развития
Нами было организовано экспериментальное исследование речевых умений, состоящее из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В работе приняли участие 10 детей с нарушениями психического развития.
На констатирующем этапе нами были изучены особенности развития речевых умений детей. Нами были изучены следующие аспекты развития речевых умений детей:
- уровень восприятия речи взрослого;
- понимание речи;
- вид деятельности, формы общения и уровень инициативности;
- уровень активной и пассивной речи ребенка, средств общения.
Для изучения развития речевых умений у детей с нарушениями психического развития использовались диагностические задания, представленные ниже.
Диагностические задания для изучения речи детей с нарушениями психического развития
- № 1 «Изучение понимания речи».
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов: чашка, погремушка, собачка.
Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.
Заключение
Коммуникативная функция речи представляет собой функцию общения между лицами, которая характеризуется наличием сообщения собственных мыслей, знаний, выражением чувств и побуждением к действиям. Коммуникативная функция речи является сложным образованием, включающая побудительно-мотивационную, ориентировочно-исследовательскую и исполнительную (регулирующую) фазы. Развитие коммуникативной функции речи осуществляется постепенно в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками, а также в различных видах деятельности. Результатом развития коммуникативной функции речи являются речевые умения, которые проявляются, формируются и совершенствуются в общении. Речевые умения могут быть информационно-коммуникативными, регуляционно-коммуникативными и аффективно-коммуникативными.
У детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), к концу, обнаруживаются несформированными присущие детям в норме деятельности: предметная, игровая, изобразительная. Также познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Плохо развита речь, отмечается значительное недоразвитие моторики.
Жизнедеятельность ребенка происходит на пассивном уровне, полностью отсутствует активность в познании окружающего мира, стремление в взаимодействии с ним. У ребенка не проявляется желание в контакте общения со сверстниками, взрослыми. Ему не интересны социальные явления.
Можно сделать вывод о сложности и важности формирования речевых умений детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Тем не менее, искусство играет немаловажную роль в развитии речевой деятельности данной категории воспитанников. Театральная деятельность – это педагогическая технология, которая активизирует и интенсифицирует деятельность детей, предполагает сотворчество ребенка и взрослого, ребенка и других детей. Каждому ребенку интересен данный вид деятельности, так как в основе ее лежит игра, и именно игра – наиболее близка ребенку. Эмоциональное воздействие приемов театрализации стимулирует развитие воображения, а также способствует развитию речевых умений.
Нами было организовано экспериментальное исследование речевых умений, состоящее из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
1. Агафонова, И. Н. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2009. – № 2. – С. 31-36.
2. Айвазян, О. О. Коммуникация и речи / О. О. Айвазян // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2017. – № 2. – С. 24-24.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., 2006. – 67 с.
4. Баряева, Л.Б. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности (Из опыта работы ГБДОУ детского сада №5 Невского района Санкт- Петербурга в условиях ФГОС ДО) / Л. Б. Баряева, И. Г Вечканова, В. Е. Демина и др.: под общ. ред. И. Г. Вечкановой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2017. – 206 с.
5. Баряева, Л.Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Е. В. Загребаева: под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2009. – 256 с.
6. Блинова, Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка / Л.Ф. Блинова. – Казань: Новое знание, 2013. – 35 с.
7. Вечканова, И.Г. Особенности театрализованной игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью / И.Г. Вечканова, О.В. Михайлова, Е.В. Морковкина // Информационно-образовательное пространство особого ребенка: Материалы XXIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. министерство науки и образования РФ, РГПУ им. А,И, Герцена, Комитет по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга, Институт философии человека РГПУ им. А.И. Герцена, Герценовское философское общество, Петровская академия наук и искусств, 2016. – С. 466-469.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М., 1973. – 176 с.
9. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М. : ЛИБРОКОМ, 2009. – 112 с.
10. Горлова, О. А. Особенности строения и развития речевой деятельности детей с нарушениями психического развития / О. А. Горлова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 147-150.
11. Защиринская, О. В. Психология детей с трудностями в обучении : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. – СПб : Речь, 2003. – 432 с.
12. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2000. – 384 с.
13. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 321 с.
14. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация / Е. В. Клюев. – М. :Рипол Классик, 2002. – 320 с.
15. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
16. Макашина, Т. Ю. Роль педагога в развитии коммуникативной функции речи дошкольников при ознакомлении их с миром природы / Т. Ю. Макашина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 8-1. – С. 85-87.
17. Медведева, Е.А. Изучение особенностей развития воображения дошкольников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 32-37.
18. Медведева, Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с нарушениями психического развития в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2000. – №1. – С. 53-60.
19. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2006. – 608 с.
20. Назарова, А. А. К вопросу о функциях языка и речи / А. А. Назарова // Гуманитарный вектор. – 2009. – № 2. – С. 75-79.
21. Никашина, Н. А. Обучение детей с нарушениями психического развития / Н. А. Никашина // Дефектология. – Смоленск, 1994. – С. 38 – 49.
22. Павлова, Н. Д. Коммуникативная функция речи :автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Н. Д. Павлова. – Москва, 2000. – 20 с.
23. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с трудностями в обучении / М. С. Певзнер // Дефектология. – 2016. – №3. – С. 102.
24. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М. :Междунар. образоват. психол. колледж, 1995. – 144 с.
25. Слепович, Е. С. Специальная психология : учеб.пособие для вузов / Е. С. Слепович, А. М. Поляков, Т. И. Гаврилко. – Минск :Высш. шк., 2015. – 215 с.
26. Тижоева, Н.К. Формирование взаимодействия младших школьников с умеренной умственной отсталостью в процессе театрализованных игр / Н.К. Тижоева // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2016. – С. 28-30.
27. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с трудностями в обучении / Р. Д. Тригер. – СПб. : Питер, 2008. – 33 с.
28. Ульенкова, У. В. Дети с трудностями в обучении / У. В. Ульенкова. – М. : Просвещение, 2000. – 294 с.] и др.).
29. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.М. Шипицына. – СПб.: Союз, 2004. – 336 с.
30. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. – М.: ИНТОР, 2014. – 112 с.