ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВИДЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ПРОВОДИМЫХ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПОВ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ЭСПЕРИМЕНТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-РАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Каждое дорожно-транспортное происшествие представляет собой событие, происходящее в определенном месте, в определенное время и в определенной обстановке, которому обычно способствуют те или иные связанные с ним действия и побочные явления. Все это должно быть установлено и проверено расследованием.
Без его проведения в большинстве случаев невозможно установить механизм дорожно-транспортного происшествия, назначить судебную автотехническую экспертизу и, как следствие, принять обоснованное решение по уголовному делу. Следственный эксперимент при расследовании дорожно-транспортных происшествий является следственным действием, позволяющим как обнаружить, так и исследовать материальную обстановку дорожно-транспортного происшествия.
Необходимо отметить, что повышение качества расследования преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, является приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов. Объясняется это недостаточной подготовкой следователей, отсутствием у практических работников достаточных знаний об организации дорожного движения, особенностях различных видов дорожного покрытия, о техническом устройстве автотранспортных средств.
Эффективность работы в этом направлении во многом зависит от качественного использования специальных знаний и современных технологий в опытных действиях: взаимодействие сотрудников правоохранительных органов; компьютерное моделирование дорожно-транспортной ситуации, в том числе его программное обеспечение; апробированные инженерные расчеты; информационные технологии; привлечение специалистов различного уровня для изучения обстановки и дачи анализа действиям участников дорожного движения, а также вещной обстановки и т.д. Эти обстоятельства с достаточной убедительностью свидетельствуют об необходимости углубленного исследования вопросов организации и тактики производства следственного эксперимента при расследовании ДТП.
ГЛАВА 1 ВИДЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ПРОВОДИМЫХ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
Исследование уголовных дел о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (далее НПДД или ЭТС), повлекших травмирование либо смерть пешеходов, показало большую необходимость (58,33%) проведения следственного эксперимента для достижения целей доказывания при расследовании указанной категории преступлений.
При этом результаты анализа подтвердили существующую потребность в исследовании отдельных криминалистических и уголовно-процессуального аспектов, касающихся проведения рассматриваемого следственного действия, при расследовании дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов.
В частности, работа будет посвящена: классификации следственных экспериментов с учетом практических потребностей и структуры механизма удара по пешеходам, обоснованию целесообразности использования статических методов в экспериментах для установления видимости с места водителя, отделению следственных экспериментов от проверки доказательств на месте и допросе, разработке принципиально нового подхода к обоснованию необходимости следственных экспериментов до возбуждения уголовного дела об аварии.
В то же время исследование указанных аспектов имеет интерес как для Беларуси, так и для российской правоприменительной практики. Результаты исследовательской практики проведения следственных экспериментов при расследовании дорожно-транспортных преступлений, связанных с причинением телесных повреждений пешеходам, личный опыт проведения данного следственного действия, а также анализ имеющейся литературы позволяют дать рекомендации по проведению следственных действий.
В то же время элементы «дорога» и «окружающая среда» не приводят к необходимости получения экспериментальной информации, связанной с ними. Они помогают воссоздать необходимые условия для получения достоверных экспериментальных результатов.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
Процесс расследования дорожно-транспортных преступлений очень сложный. Именно поэтому при определении обстоятельств реализации законопроекта большое внимание уделяется использованию специальных знаний, в частности, форм судебно-медицинской экспертизы.
Как и А.Н. Дудниченко показал, что анализ материалов уголовных дел по рассматриваемым категориям, чаще всего в ходе следствия назначается и проводится судебно-медицинская и судебно-техническая автоматическая экспертиза (в 100% случаев проводится), следственная экспертиза-68%.
Кроме того, существуют случаи назначения судебно-биологической экспертизы тканей и выделений человека и животных (для проведения исследования ДНК); дактилоскопической экспертизы (проводится для исследования мудр человека); различных видов медицинских осмотров: физиологических осмотров веществ биологического происхождения (крови, других выделений организма человека); медицинской экспертизы живого лица; физиологических осмотров трупов.
Вид назначенной судебно-медицинской экспертизы определяется следователем в зависимости от характера вопросов, поставленных в ходе расследования [15, с. 213].
Наиболее типичными ситуациями расследования, которые могут быть решены путем проведения следственного эксперимента, являются:
а) способность водителя видеть пострадавшего, препятствие или средство организации дорожного движения из кабины транспортного средства, а также способность свидетеля видеть приближающегося к транспортному средству, откуда произошло событие;
б) установите время движения транспортного средства или пешехода между определенными точками.
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПОВ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ЭСПЕРИМЕНТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-РАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
Дорожно-транспортные преступления-одна из самых острых социально-экономических проблем нашей страны.
Немаловажную роль отводится квалифицированному и своевременному выявлению и расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, одной из целей которых является неотвратимость и справедливость наказания за такие преступления.
Известно, что расследование дорожно-транспортного преступления (ДТП) связано с определенными сложностями, в том числе для установления всех обстоятельств происшествия необходимо использовать специализированные знания в области физики, химии, медицины и других наук.
Данное обстоятельство определяет косвенное использование судебно-медицинской техники с привлечением соответствующих специалистов для проведения следственных действий и предварительного расследования следов преступления; а также назначение следователем судебно-медицинской экспертизы, заключение которой имеет прямое отношение к формированию доказательной базы как показывает судебно-следственная практика, при расследовании преступления сотрудники следственных органов и Госавтоинспекции оставляют недостатки и упущения на начальных и последующих этапах расследования.
По мнению Головина, «линия обороны в этом деле основана на «накоплении» ошибок и недостатков лиц, проводящих расследование, а затем на применении подробного ходатайства о прекращении уголовного дела» [7, с. 28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дорожно-транспортный травматизм и смертность от дорожно-транспортных преступлений – одна из острых социально-экономических проблем нашего государства.
Немаловажная роль отводится квалифицированному и своевременному раскрытию и расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, одной из целей которых является неотвратимость и справедливость наказания за совершение преступлений данной категории.
Общеизвестен тот факт, что расследование дорожно-транспортных преступлений (ДТП) сопряжено с определенными трудностями, связано это в том числе и с тем, что для установления всех обстоятельств произошедшего необходимо использование специальных знаний в области таких наук, как физика, химия медицина и др.
Таким образом, важность следственного эксперимента для расследования нарушений ПДД и ЭТС неоспорима. От грамотности и объективности проведения данного следственного действия на стадии предварительного следствия зависит будет ли возбуждено уголовное дело либо нет, и какое наказание будет назначено судом виновнику ДТП.
Полученные результаты исследования расстояния от центра фары до светотеневой границы пучка света применимы для пустого не загруженного автомобиля.
1. Ачмиз Р.Ю. Расследование дорожно-транспортных преступлений : теоретические и тактико-методические аспекты: Дис… канд. юрид. наук: 12.00.09 / Р.Ю. Ачмиз. Краснодар, 1999.
2. Боровский Б.Е. Особенности допроса и проведения следственного эксперимента, назначение и оценка экспертизы по делам о дорожно-транспортных преступлениях: Конспект лекций / Б.Е. Боровский. Л. : Ин-т усоверш. следств. работников, 1981.
3. Бурнашев Н.А. К вопросу о понятии и сущности проверки показаний на месте / Н.А. Бурнашев, А.В. Сердюков // Вестник криминалистики. 2005. № 5. С. 86–89.
4. Варданян С.В. Расследование наезда транспортного средства на пешехода: дис... канд. юрид. наук: 12.00.09 / С.В. Владимиров. Владимир, 2011. – С. 89.
5. Глазырин Ф.В. Следственный эксперимент / отв. Ред. Р.С. Белкин. Волгоград: Высш. следств. шк. МВД СССР, 1981.
6. Глушко О.К. Труд и здоровье водителя автомобиля / О.К. Глушко, Н.В. Клюев. М.: Транспорт, 2015. – 209 с.
7. Головин А.Ю., Бибиков А.А. Некоторые особенности противодействия расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 4-2. С. 28.
8. Гуковская Н.И. Следственный эксперимент. М.: Госюриздат, 1958.
9. Давыдов М.В. К вопросу о соотношении проверки показаний на месте и смежных с ней следственных действий // Российский следователь. 2009. № 21. С. 2–3.
10. Дудниченко, А.Н. Особенности назначения судебных экспертиз при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств [Текст] / А.Н. Дудниченко // Вестник Восточно–Сибирского института Министерства внутренних дел России. – 2018. – № 2 (85). – С. 110– 117.
11. Жуков Н.И. Производство следственного эксперимента / Н.И. Жуков, А.М. Жуков. Саратов: Изд-во Саратов. унта, 1989.
12. Зорин Р.Г. Защита по уголовным делам о дорожнотранспортных происшествиях / Р.Г. Зорин. Мн.: Амалфея, 2000.
13. Использование специальных познаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий: Метод. пособ. / А.М. Кривицкий, Ю.И. Шапоров, В.В. Фальковский и др. // Под общ. ред. А.М. Кривицкого, Ю.И. Шапорова. Мн.: Харвест, 2004.
14. Кольчурин А.Г. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности: Дис... канд. юрид. наук: 12.00.09 / А.Г. Кольчурин, Краснодар, 2014. – С. 42.
15. Коноплянко В.И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения / В.И. Коноплянко, В.В. ырянов, Ю.В. Воробьев. М.: Высш. школа, 2019. – 778 с.
16. Мецявичус К.В. Следственный эксперимент по делам об автотранспортных преступлениях // Проблемы судебной автотехнической экспертизы / ВНИИ судеб. экспертиз. М.: РНИИСЭ, 2018. – 563 с.
17. Мызников В.А. Теоретические и практические проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий: Дис... канд. юрид. наук : 12.00.09 / В.А. Мызников., П.И. Россинская СПб., 2016. – С. 44.
18. Низамов А.Т. К вопросу об определении влияния скорости движения транспортного средства при ближнем свете фар на видимость объектов на дороге / А.Т. Низамов, У.Э. Эшанкулов // Криминалистика и судебная экспертиза : респ. межведомств. науч.-метод. сб. / Киевский НИИ судебных экспертиз Министерства юстиции Украины. Киев, 2014. Вып. 52. С. 157–161.
19. Романов Н.С. Виды следственных экспериментов по воссозданию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия // Проблемы судебной автотехнической экспертизы / ВНИИ судеб. экспертиз. М.: РНИИСЭ, 1982.
20. Рыжаков А.И. Освидетельствование. Личный обыск. Следственный эксперимент. М.: Экзамен, 2017 – 778 с.
21. Скачек Р.В. Соотношение реконструкции и моделирования в расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств // Право.by. 2010. № 4. С. 120–123.
22. Соснин К.В. Тактико-криминалистические основы использования математических и компьютерных технологий в следственном эксперименте (по делам о дорожно-транспортных происшествиях): Дис... канд. юрид. наук: 12.00.09 / К.В. Соснин. Ижевск, 2002.
23. Стригалев А. Формула видимости // Семь дней. 2011. 17 нояб. С. 4.
24. Швед А.И. Актуальные теоретические и практические аспекты стадии возбуждения уголовного дела: Дис... канд. юрид. наук: 12.00.09 / А.И. Швед. Минск, 2005.