ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) ВЫГОРАНИЯ
1.1 Подходы к изучению эмоционального выгорания в зарубежной психологии
1.2 Феномен эмоционального (профессионального) выгорания в отечественной психологии
1.3 Современные белорусские исследования эмоционального выгорания педагогов
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования особенностей эмоционального выгорания педагогов
2.3 Статистический анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема эмоционального выгорания является на сегодняшний день актуальной в психологии, так как данный психологический феномен представляет собой негативное психологическое явление, которое снижает эффективность профессионального труда, негативно сказывается на физическом и психическом здоровье работника, отрицательно влияет на всю организацию в целом.
В современном мире огромное количество профессий подвержено нервно-психическим нагрузкам и эмоциональному напряжению. Люди находятся в постоянном стрессовом состоянии, им становится тяжело управлять собственными эмоциями, выполнять свои обязанности на фоне высоких требований и неудовлетворительных условий труда.
Особый интерес представляет изучение синдрома эмоционального (профессионального) выгорания у педагогов. Это связано тем, что профессиональная деятельность педагога характеризуется весьма высоким уровнем эмоционального напряжения, возникающего вследствие достаточно частого пребывания учителя в педагогически сложных ситуациях, высокой ответственностью за учеников, необходимостью самоотверженно помогать учащимся в различных ситуациях, наличием дисбаланса между интеллектуальными и энергетическими затратами, с одной стороны, и моральным и материальным вознаграждением – с другой, а также ежедневными психическими перегрузками, что, в свою очередь, способствует возникновению и развитию синдрома эмоционального выгорания.
В настоящее время изучению синдрома эмоционального (профессионального) выгорания посвящено ряд работ как зарубежных (Х. Фройденберг, К. Маслач, С. Джексон, Э. Пайнс, В. Шауфели, М. Ляйтер, Х. Фишер, К. Чернисс), так и отечественных исследователей (Т.В. Форманюк, Т.И. Ронгинская, М.М. Скугаревская, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Н.В. Гришина, В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников, В.И. Майстренко, М.А. Буянкина, М.А. Надёжина, Е.А. Трухан и др.).
Многообразие подходов и точек зрения на синдром эмоционального (профессионального) выгорания порождает необходимость в их обобщении и систематизации.
Кроме того, в нашей стране достаточно мало посвящено исследований синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Цель исследования: выявить особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Объект исследования: синдром эмоционального (профессионального) выгорания.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) ВЫГОРАНИЯ
1.1 Подходы к изучению эмоционального выгорания в зарубежной психологии
На сегодняшний день не существует общепринятого представления о закономерностях возникновения и развития эмоционального выгорания. В зарубежной психологии сложились следующие подходы к изучению синдрома эмоционального выгорания:
– процессуальный, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию стадий или фаз;
– интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности;
– организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей среды;
– индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания.
В связи с этим можно говорить о феномене эмоциональном выгорании как динамичной многокомпонентной системе, опосредствованной профессиональной деятельностью специалистов и в ней же проявляющейся.
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») введен в научный оборот в 1974 году американским психиатром Фреденбергером для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [4, с. 62].
Представители процессуального подхода к профессиональному выгоранию Б. Перлман и Е.А. Хартман описывают развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы: физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение); аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация); поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная продуктивность) [13, с. 59].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей эмоционального выгорания педагогов нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей эмоционального выгорания педагогов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска». В исследовании приняли участие 30 педагогов со стажем работы 6-15 лет в возрасте 27-49 лет.
Гипотеза исследования:
В основе исследования лежало предположение о том, что существует взаимосвязь эмоционального выгорания и удовлетворенностью работой у педагогов.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой [12].
Цель: определение степени выгорания в профессиях типа «человек – человек».
Под профессиональным (эмоциональным выгоранием) понимается профессиональная деформация, реакция на длительные профессиональные стрессы на протяжении длительного периода.
Шкалы методики:
«Эмоциональное истощение» - отражает степень эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале связан с угнетенностью, апатией, высоким утомлением, эмоциональной опустошенностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в зарубежной психологии синдром эмоционального (профессионального) выгорания рассматривается с точки зрения процессуального, интерперсонального, организационного, индивидуального подходов. Большинство зарубежных авторов, рассматривая процесс эмоционального (профессионального) выгорания, согласны в том, что он начинается с напряжения, которое является результатом противоречия между ожиданиями, намерениями, идеалами индивида и противоречиями повседневной реальности.
В отечественной психологии понятие «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» отождествляются, так как эмоциональное выгорание возникает, в первую очередь, в профессиональной деятельности. Под эмоциональным выгоранием понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Оно выступает в качестве особого психологического состояния специалиста, связного с интенсивным общением с людьми и развитием профессиональных стрессов Эмоциональное выгорание также рассматривается как форма профессиональной деформации личности, которое оказывает отрицательно влияние на эффективности профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии.
Современные белорусские исследования синдрома эмоционального выгорания направлены на изучение проявлений и факторов выгорания у педагогов, затрагивается проблема профилактики. Эмоциональное выгорание рассматривается как устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, характеризующееся психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющееся в профессиональной деятельности. В качестве основных факторов выгорания выделяются: личностные особенности, содержание и условия труда, удовлетворенность трудом, стаж работы, возраст.
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что большая часть педагогов обладает средним уровнем эмоционального выгорания – они склонны к формированию профессиональной деформации как реакции на длительные профессиональные стрессы на протяжении длительного периода при условии воздействия ряда факторов. Среди отдельных компонентов эмоционального выгорания у педагогов более выражена редукция личных достижений и эмоциональное истощение. Педагоги не удовлетворены собой как личностью и как профессионалом, негативно оценивают свою компетентность и продуктивность. Они испытывают сниженный эмоциональный тонус, повышенную психическую истощаемость, утратили интерес и испытывают негативные чувства к окружающим, ощущают «пресыщенность» работой.
1. Антиперович, Е. Г. Основные подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания / Е. Н. Антиперович // Управление устойчивым развитием предприятий : сб. научных статей / Под ред. Т. М. Сигитова. – 2016. – С. 4–6.
2. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2009. – 241 с.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
4. Гапанович-Кайдалова, Е. В. Исследование эмоционального выгорания у слушателей ИПК и ПК специальности «Практическая психология» / Е. В. Гапанович-Кайдалова // Современный психолог: вызовы, миссия, призвание: сб. науч. статей / редкол. : Л.И. Селиванова (отв. ред.), С.Н. Жеребцов, И. В. Сильченко. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 61-69.
5. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб. : Питер, 2000. – С. 143-156.
6. Интегральная удовлетворенность трудом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/187/.
7. Исакова, Т. А. Синдром профессионального выгорания во взаимосвязи с коммуникативной толерантностью у педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Исакова // Актуальные проблемы социальной психологии: сб. науч. Трудов. – Минск 2014. – С. 21-24.
8. Кецко, Т. В. Проявления синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов / Т. В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология: Сб. науч. тр. Вып. 6. – Мн.: БГПУ, 2005. – С. 198-206.
9. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–11.
10. Маснева, Л. А. Современный взгляд на проблему эмоционального выгорания в эволюции подходов зарубежных и отечественных авторов / Л.А. Маснева // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 195-197.
11. Меркулова, Н. Н. Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «помогающих» профессий / Н. Н. Меркулова // Вестник Тамбовского ун-та. – 2011. – Вып. 12. – С. 199-202.
12. Методика диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н.В. Водопьяновой и Е.С. Старченковой // Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб., 2005. – С. 326-334.
13. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
14. Пархоменко, Д. А. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика, перспективы коррекции / Д. А. Пархоменко, А.Г. Давыдовский // Медэлектроника – 2015. Средства медицинской электроники и новые медицинские технологии : сборник научных статей IX Международная научно-техническая конференция (Минск, 4 – 5 декабря 2015 г.). – Минск : БГУИР, 2015. – С. 133-135.
15. Ракицкая, А. В. Влияние эмоционального интеллекта педагога на синдром его эмоционального выгорания / А. В. Ракицкая // Психолого-педагогические проблемы профессиональной деятельности и общения : материалы I международной научно-практической конференции (Гродно, 17 апреля 2009 г.). – Гродно : ГрГУ, 2009. – С. 323-329.
16. Ракицкая, А. В. Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А. В. Ракицкая // Психологический журнал. – 2011. – № 3–4. – С. 48–54.
17. Рзаева, Ж. В. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» у работников системы образования / Ж. В. Рзаева, Т. Е. Кухта // Здоровьесберегающие психолого-педагогические технологии и медико-биологические системы оздоровления: материалы I Междунар. научн.-практ. конф., 28 апреля 2014 г. / редкол. : А. В. Никишова (гл. ред.), И. А. Ножко (отв. ред) [и др.] – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – С. 140-144.
18. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н.В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 15-23.
19. Сандомирский, М. Е. Социально-психологические факторы профессионального выгорания / М. Е. Сандомирский, М. В. Долгопятова // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2017. – № 2 (34). – С. 82-85.
20. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания у работников сферы психического здоровья : автореф. дис. ...канд. мед. наук: / М.М. Скугаревская; Бел. гос. мед. универ. – Минск, 2003. – 22 с.
21. Смирнова, И. Е. Оценка и критерии профессионального выгорания / И. Е. Смирнова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 3 (20). – 43–46.
22. Финькевич, Л. В. Удовлетворенность трудом как показатель психологического здоровья педагога / Л. В. Финькевич // Дошкольное образование: история и современность : сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. А.Н. Касперович, Т.В. Поздеева, О.В. Леганькова и др.; под общ. ред. А.Н. Касперовича . –Мн. : БГПУ, 2015. – С. 11-13.
23. Фофанова, Г. А. Удовлетворенность трудом сотрудников социономических профессий / Г. А. Фофанова, А. С. Мамедова // София. – 2018. – № 2. – С. 13-19.
24. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
25. Юдчиц, Ю. А. К проблеме профессиональной деформации / Ю.А. Юдчиц // Журнал прикладной психологии. – 2008. – № 2. – С. 17-22.